Школа мастеров

Оглавление
I.

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы
1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи, ожидаемые результаты

6

1.3.

Содержание программы

II.

Комплекс организационно педагогических условий

2.1.

Календарный учебный график

14

2.2.

Условия реализации программы

35

2.3.

Формы аттестации

35

2.4.

Оценочные материалы

35

2.5

Методические материалы

2.6. Список литературы

10

36

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое
моделирование «Школа мастеров»» (далее - Программа) реализуется в
соответствии нормативно-правовыми документами:
•

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об

образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
•

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об

утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
•

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015

года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
•

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
•

Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обуче-ния,

отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Глав-ного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
•

Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнитель-ных
общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
•

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
•

Устав учреждения утв. Приказом Комитета по образованию Админи-

страции г.Улан-Удэ от 27.10.2023 г. №104
https://syute.buryatschool.ru/upload/buryascsyute_new/files/53/fe/53fec2adc8c093
777b20bb4d16cb315a.pdf
•

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополни-

тельной общеразвивающей программы от 02.09.2020 г.
https://syute.buryatschool.ru/upload/buryascsyute_new/files/8d/e5/8de5508600e13
c2373a063677f022b49.pdf
Актуальность программы заключается в развитие технических и
инженерных навыков, стимулировании креативности и инновационного
мышления, подготовке к будущим профессиональным направлениям,
внедрению современных технологий, привлечении молодежи к техническому
образованию.

Она

отвечает

потребностям

и

интересам

учащихся,

современным требованиям образования, шагая в ногу со временем программа
заключает в себе развитие современных технических идей, культуры,
технологий и социальной сферы.

Научно-техническая революция и проникновение ее достижений во все
сферы человеческой деятельности вызывают интерес у детей к современной
технике и новейшим технологиям.
Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего
детства.

С

каждым

годом

увеличивается

выпуск

механических,

электрифицированных, электронных игрушек. Все большей популярностью у
детей пользуются электронные и компьютерные видеоигры.
Интерес детей к технике поддерживается средствами массовой
информации (телевизионные передачи, научно-популярные кинофильмы,
детская литература). Они в доступной и увлекательной форме знакомят
дошкольников и школьников с историей техники, ее настоящим и будущим.
Для выявления, поддержки и дальнейшего развития интересов и
склонностей детей служит система дополнительного образования детей.
Дополнительное образование — это уникальная сфера образования,
которая объединяет воспитание, обучение и развитие детей. Оно стремится к
органичному сочетанию разнообразных форм образовательной деятельности
с

различными

видами

досуга:

развлечения,

отдых,

творчество,

самообразование, а значит, решает проблему занятости детей. Возрастает
социальная значимость дополнительного образования. Дополнительное
образование:
- дает возможность расширить круг общения детей;
- позволяет вовлечь детей и подростков «группы риска» в круг общения
со сверстниками;
- способно предупредить вовлечение подростков в криминальные
отношения;
- создает условия для реализации программы «Одаренные дети»;
- имеет возможность занять детей с небольшими физическими
отклонениями в развитии;
- самая экономичная образовательная услуга.
Итак: «Дополнительное образование в современных условиях - это

специфическая часть системы непрерывного образования, реализующая
процесс

становления

предоставить

личности

детям

в

развивающих

средах,

интеллектуально-познавательные,

способная
психолого-

педагогические и профессионально-прикладные услуги на основе свободного
самоопределения детей и их родителей».
В связи со стремительным развитием новых технологий одной из
важнейших

образовательных

задач

дополнительного

образования

на

современном этапе является обучение технической грамотности учащихся.
Всеобщий характер этой проблемы требует поиска путей ее решения для
различных

возрастных

групп

школьников.

Обучаясь

в

технических

объединениях, учащиеся младшего, среднего и старшего школьного возраста
разрабатывают и строят технические объекты и модели, получают
первоначальные

сведения

и

навыки

работы

с

инструментами

и

приспособлениями, углубляют знания и расширяют свой кругозор.
Моделирование — это увлекательный вид деятельности, в частности в
области технического творчества, которым занимаются люди разного
возраста. Обучение детей технической грамотности возможно осуществить
посредством

обучения

их

моделированию.

Поэтому

необходимо

стимулировать и развивать интерес ребят младшего и среднего школьного
возраста к этому виду творчества. Чтобы работа творческого объединения
была интересна и продуктивна, нужна четкая, продуманная, последовательная
система обучения. Поэтому перед педагогом встает проблема планирования
своей работы на год и на весь курс обучения.
Анализ ряда образовательных программ показал, что среди них нет
программы, в которой в младших и средних классах глубоко (в
соответствии с возрастом) изучались бы основы геометрии, развивалось
логическое мышление детей, осваивались основы черчения и прививались
навыки графических работ, совершенствовалось и оттачивалось мастерство
владения чертежными инструментами при построении геометрических фигур
на плоскости и сборка объемных фигур в пространстве. Все эти знания, умения

и навыки необходимы для успешного овладения знаниями в средней и
старшей школе по многим предметам политехнического цикла.
Данная образовательная общеразвивающая программа «Начальное
техническое моделирование» составлена с учетом конкретных проблем,
существующих в техническом образовании детей. Не вызывает сомнений, что
при

изучении

программы

«Начальное

техническое

моделирование»

полученные знания в области математики, физики, черчения, истории,
технического творчества, моделирования, представляют для учащихся
практическую ценность.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: техническая
Адресат программы:
Младшие школьники: 7- 11 (12) лет
Младшие

школьники:

7-11

(12)

лет:

ведущей

становится

учебная

деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования,
такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления,
увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются
навыки переключения и распределения. Дети данного возраста имеют
следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и
незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых
начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена
возрастная слабость волевой регуляции поведения.
https://multiurok.ru/blog/psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristikadietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrast.html
Срок и объем освоения программы:
7-11(12) лет – от 108 – 144 часа. (7 лет:1 час=40 мин.)
7-11(12) лет – 216 часов. (7 лет:1 час=40 мин.)
Пояснение:
36 рабочих недель у ПДО (исключить из КУГ праздничные дни!)
4 часа - 144 часа

•

Стартовый уровень - 1 год обучения, 72-144 педагогических часов;

Форма обучения: очная.
Особенности

организации

образовательной

деятельности:

разновозрастные группы.
Первая группа: 2 часа х 2 раза в неделю = 4 часа в неделю;
Вторая группа: 2 часа х 2 раза в неделю = 4 часа в неделю;
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель программы:
• раскрыть и совершенствовать индивидуальные способности каждого
ребенка, формировать у него систему целостного понимания окружающего
мира в процессе обучения техническому творчеству.
Принципы программы:
Гуманизации:
• использование личностно-ориентированного подхода к каждому
ребенку для оптимальной возможности усвоения данной программы;
• варьирование темпов прохождения программ в зависимости от уровня
развития ребенка и группы в целом;
• использование различных вариантов прохождения данной программы
по темам.
Разноуровневости, базирующейся:
• на движении к личности ребенка;
• на развитии индивидуальности обучающегося;
• на праве выбора (предоставление каждому ребенку права свободного
выбора сферы и вида деятельности);
• на сочетании требований педагога и желаний ребенка.
Дифференциации и индивидуализации форм и методов обучения
Задачи программы:
Обучающие (предметные):
• основам моделирования;
• графической грамотности: читать технологические карты, чертежи,

схемы, работать чертежным инструментом;
• выработать навык планировать свои действия до начала создания
модели;
• способам практической деятельности и практическим умениям в
процессе создания моделей;
• владеть инструментом;
• экономно использовать поделочный материал;
• использовать бросовый материал.
Развивающие (метапредметные):
• творческий потенциал ребенка;
• внимание, память;
• логическое мышление;
• пространственное и образное мышление;
• воображение, наблюдательность, фантазию, умение видеть и
отображать многообразный окружающий мир в моделях;
•

любознательность

как

основу

расширения

индивидуальных

познавательных интересов и активности детей;
• коммуникативность;
• интерес к миру техники;
• заинтересованность к практическому конструированию конкретных
технических устройств;
• различные навыки и умения в новой практической деятельности,
отсутствующей в базовой средней школе;
•

социально-экономическую

активность,

направленную

на

формирование рационализаторской, изобретательской деятельности;
• правильную речь (применение в речи специфической терминологии).
Воспитательные (личностные):
• патриотизм, чувство гордости за Россию;
• чувство коллективизма и сотрудничества;
• уверенность в своих возможностях;

• стремление к самообразованию, саморазвитию и самореализации;
• чувство достоинства, самостоятельности;
• ответственность, инициативу;
• трудолюбие;
• творческое отношения к труду.
Формировать:
• первоначальные политехнические знания;
• творческое мышление у учащихся;
• умения ставить технологические задачи, разрабатывать модели на
основе элементарного инженерного расчета;
• потребность в получении дополнительных знаний для решения
конструкторских задач;
• необходимые навыки исследовательской работы, умение претворять
свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт;
• эстетические и художественные качества личности;
• основу, фундамент для адаптации ребенка в сложном мире техники и
гармоничного развития члена общества;
• дополнительные знания: по мировой истории, истории нашей страны,
истории техники, математики физики, химии; по черчению, географии,
биологии и др. школьным предметам;
• знания по истории Российского флота, авиа- и автостроения
• знание классификации технических моделей и их прототипах;
• знания о технологиях изготовления моделей.
Данная

программа

«Начальное

техническое

моделирование»

предусматривает использование форм и методов системно результативного
аспекта

деятельности:

поисковую,

исследовательскую

работу

ребят,

необходимость формирования у обучающихся умений анализировать
технические задачи, ставить проблемные вопросы и находить пути их
решения.
При проведении занятий в творческом объединении «Начальное

техническое моделирование» применяются различные формы и методы
обучения.
Формы и методы проведения занятий:
Наиболее характерными приемами и формами обучения являются:
1. Занятие, беседа, лекция.
2. Коллективная, групповая, работа по парам, фронтальная и индивидуальная
работа
3. Анализ и обобщение накопленной информации
4. Приобретение умений и навыков
5. Многократное применение приемов работы на практике, отработка
приобретенных навыков
6. Коллективная творческая техническая игра, викторины, конкурсы,
соревнования, показательные защиты проектов
7. Экскурсия
Методы обучения:
1. Словесные - лекция, рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение.
2. Наглядные - демонстрация образцов, фотографий, альбомов, плакатов,
схем, показ видеофильмов, на собственном примере.
3. Практические - занятия по отработке общих и специальных навыков
работы с различными инструментами и материалами, техника безопасности
при работе с ними.
4. Аналитические - наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ,
анкетирование, тестирование.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети должны
знать:
• ТБ при работе с простейшим ручным инструментом и материалами;
• исторические сведения о производстве разных видов бумаги, их свойства и
применение. Понятие «Бумагопластика», правила работы с бумагой;
• сведения о схеме, чертеже, техническом рисунке, технологической карте;

• чертежные инструменты и принадлежности и как правильно ими
пользоваться;
• геометрические линии и фигуры, простейшие геометрические тела;
• правильные многогранники;
• элементарные понятия о выкройках и развертках простейших
геометрических тел;
• понятия: настольные (стендовые) и действующие (движущиеся);
• виды стендовых моделей: контурные и объемные;
• виды действующих моделей: контурные, полуобъемные, объемные;
• правила сборки моделей: на клей, при помощи щелевидных
соединений, проволоки, резинок, на шпильках и т. д.
уметь:
• осуществлять ТБ на практике;
• выполнять работу в технике «Бумагопластика»;
• работать со схемой, чертежом, техническим рисунком,
технологической картой модели;
• правильно пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями;
• изготавливать шаблоны, выкройки и развертки;
• собирать правильные многогранники;
• строить контурные и объемные стендовые и действующие модели;
Способы и формы проверки результатов
Формы контроля представляют собой выполнение различных творческих
заданий с целью проверки усваиваимости материала учащимися, и их
оценивание, а также диагностика.

Дифференциация может иметь табличную форму заполнения
Первый год обучения
Уровень

Дифференциация ДОП по уровневому контролю теории и

ЗУН

практики
СТАРТОВЫЙ

БАЗОВЫЙ

Разделы,

знание

пониман

применен

анализ

синтез

оценка

темы

(факты,

ие

ие

(разделен

(комбинир

(оцени

определе (перевод

(использо

ие на

ование,

вание

ние,

вание в

части для

получение

значен

терминол языка на практике) видения

целого,

ия)

огия)

структур

обладающе

ы

го

объекта)

новизной)

с одного
другой)

ПРОДВИНУТЫЙ

Тема 1

Общие

Умение

Совокупно владеть

Введение.

знания и

применят сть

сведения

ь

пройденно ми

фактически

Расписани

полученн

го

м

е работы

ые

выполним

материалом

объединен

знания.

а,

.

ия.

посильна и

Конкретны

доступна

е цели и

каждому.

задачи,
план
работы
объединен
ия на
учебный
год.

Свободное

полученны владение
навыками

Самоо
ценка

Организац
ионные
вопросы.
Тема 1.2

Знать

Выполня

Применять Уверенно

Свободное

Оценка

Материал общие

ть четкие

на

и

владение

своей

ыи

сведения

и ровные

практике

самостояте фактически

инструме

и историю линии.

простейше льно

м

нты,

происхож

е

выполняет

материалом

оборудова дения и

конструир

задания.

.

ние и

ование из

назначени

организац я.
ия
рабочего
места.
Правила
безопасно
сти труда
Знакомств
ос
историей
бумажного
моделиров
ания.
Какие
бывают
виды
бумажного
моделиров
ания.

бумаги.

работы
.

Правила
безопаснос
ти труда
при работе
с
инструмен
тами и
приспособ
лениями
Тема 1.3

Знать и

Бумагопл

Владеть

Владеть

Использова

Оценка

различать простейш полученны элементам

ть на

своей

астика

плоские и ими

и

практике

работы

Умение

объёмные программ навыками.

конструир

полученные .

работать с

фигуры.

ами для

ования по

знания,

плоскими

Умение

конструи

инструкци

практиковат

и

работать

рования

и.

ься.

объёмным

на ПК.

фигур.

Знать

Умение

ми

Владеть

и
фигурами.
Уметь
работать
на
компьютер
е.
Тема 1.4

Применять Уверенно

Свободное

Оценка

владение

своей

Графическ общие

применят на

и

ая

ь

самостояте фактически

сведения

практике

подготовк и историю полученн

простейше льно

м

а

происхож ые

е

выполняет

материалом

углублени

дения и

конструир

задания.

.

знания.

работы
.

еи

назначени

ование.

расширени я.
е знаний о
чертежных
инструмен
тах и
принадлеж
ностях
Тема 1.5

Владение Умет

Объемное

Показ

Владеть

Проявление

Дать

стартовым моделиро готового

элементам

своей

оценку

моделиро

багажом

вать

и

индивидуал своей

вание

знаний.

изделия

моделиова

ьности,

результ

«Звездны

из

ния по

техничност

ативно

й мир»

различны

инструкци

и.

сти и

х

и.

изделия.

достиж

материал

ениям

ов.
Тема 1.6

Владение приводит

Применять Уверенно

Свободное

Оценка

Стендовы понятием ь

на

и

владение

своей

е модели

практике.

самостояте фактически

работы

транспорт транспорт различны

льно

м

.

ной

ной

выполняет

материалом

техники:

техники и техничес

задания.

.

авиа-,

их

судо-,

разновидн средств

авто-,

ости

Владеть

Использова

о моделях примеры

ракетомод

х видов
ких
передвиж
ения.

елирован
ие
Тема 1.7

Знать и

Владеть

Владеть

Оценка

различать простейш полученны элементам
Моделиро плоские и ими
вание

ми

объёмные программ навыками.

ть на

своей

и

практике

работы

конструир

полученные .

сувениров фигуры.

ами для

ования по

знания,

и

Умение

конструи

инструкци

практиковат

игрушек.

работать

рования

и.

ься.

на ПК.

фигур.

«взгляд со

Проявление

Дать

стороны»,

своей

оценку

увидеть

индивидуал своей

Тема 1.8:

Владение Передача

Показ

Заключит стартовы

характера готового

ельное

м

,

занятие

багажом

настроен

свои

ьности,

результ

знаний.

ия образа,

слабые и

техничност

ативно

единство

сильные

и.

сти и

коллекти

стороны в

достиж

ва.

своей

ениям

изделия.

работе.
ФОРМА

ТЕСТ

ОПРОС

КОНТР.

ОПРОС

ДИАГНОСТИКА

Этапы педагогического контроля
№

Сроки

п/п

выполнения

Какие умения и
Вид контроля

навыки
контролируются
Выявление требуемых

1

Сентябрь

Входной

на начало обучения

Форма
контроля
Собеседование

знаний.

2

Январь

Промежуточн
ый

Уровень
познавательного
Интереса

Творческие
задания

Нравственные
качества
Мелкая моторика
Проявляет фантазию
Теоретические знания
3

Май

Итоговый

и практические

Комплексное
задание

умения.

Формами подведения итогов реализации программы «Начальное
техническое моделирование» являются:
• участие в итоговых выставках детского технического творчества внутри
творческого объединения, в районных и республиканских выставках;
• участие в конкурсах и викторинах;
• защита технических творческих проектов.
• размещение лучших работ в группе Вк;
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Начальное техническое моделирование «Школа мастеров»»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1.
№

Раздел программы

Количество часов

Формы

раздел

аттестации/контро

а

ля
Всег

1
1.2

Теори Практик

о

я

а

Вводное занятие

2

1

1

Устный опрос

Материалы и

2

1

1

Устный опрос,

инструменты,

практическая

оборудование и

работа

организация
рабочего места.
Правила
безопасности труда
1.3

Бумагопластика

22

5

17

Беседа, творческое
задание,
практическая
работа

1.4

Графическая

18

4

14

подготовка

Беседа, творческое
задание,
практическая
работа

1.5

Объемное

36

9

27

Беседа, творческое

моделирование

задание,

«Звездный мир»

практическая
работа

1.6

Стендовые модели

30

6

24

транспортной

Беседа, творческое
задание,

техники:

авто-,

практическая

судо-,

авиа-,

работа

ракетомоделирован
ие
1.7

Моделирование
сувениров

32

6

26

и

Беседа, творческое
задание,

игрушек

практическая
работа

1.8

Заключительное
занятие.
Подведение итогов

2

2

-

(выставка)
Всего часов:

144

34

110

1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема 1: Вводное занятие
Расписание работы объединения. Конкретные цели и задачи, план работы
объединения на учебный год. Организационные вопросы.
Практическая работа:
Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» или «Чему я научился
за лето» с целью выявления интересов учащихся.
Форма контроля: опрос
Тема 1.2: Материалы и инструменты, оборудование и организация рабочего
места. Правила безопасности труда.
Теория: исторические сведения о производстве бумаги, картона, ткани. Их
сорта, свойства и применение. Опыты на прочность и водонепроницаемость с
различными видами бумаги, тканей. Правила безопасности труда при работе с
инструментами и приспособлениями, необходимыми для обработки этих
материалов (ножницы, нож, шило, игла, фальцовка, линейка, кисти, степлер и
др.).
Практическая работа:
Изготовление листа «Мебиуса».
Форма контроля: Устный опрос, практическая работа
Тема 1.3: Бумагопластика
«Азбука

бумагопластики»:

выполнение

параллельных

надрезов,

зигзагообразных надрезов и криволинейных надрезов по диагонали формата;
«волны», или «бревенчатая стена», «спираль», «колесо-воронка», «излом»,
«лодка», «рыба», «бабочка», «косичка»; «фактура под шубу», «мех», «траву»,
«косяк».
Практическая работа:
Изготовление поделок и композиций, используя различные техники

бумагопластики: «Вода», «Дачный участок», «Дед Мороз», «Зимний лес»,
«Лягушка», «Лев», «Вертолет», «Карета» и т. д.
Форма контроля: беседа, творческое задание, практическая работа
Тема 1.4: Графическая подготовка
Повторение, закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных
инструментах и принадлежностях: линейка, различные угольники, циркуль,
карандаш, резинка, транспортир. Построение углов, используя транспортир.
Линии чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия
сгиба, центровая (осевая), сплошная тонкая. Масштаб: увеличение или
уменьшение.
Практическая работа:
Деление окружности на части (3; 6 и 12; 2, 4 и 8; 5 и 10) при помощи циркуля,
линейки, при помощи транспортира.
Увеличение или уменьшение изображений плоских деталей по клеткам.
Форма контроля: беседа, творческое задание, практическая работа
Тема 1.5: Объемное моделирование «Звездный мир»
Однополостный гиперболоид.
Введение в стереометрию. Понятие о простейших объемных геометрических
телах: пирамида, призма (куб, параллелепипед), цилиндр, конус. Элементы
геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность.
Элементарные понятия о выкройках, развертках объемных геометрических
тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и виды их соединений: на клею, на
резинках, при помощи щелевидных соединений в «замок». Способы
изготовления выкроек и разверток объектов простой формы: по клеткам,
используя шаблоны, при помощи чертежных инструментов. Понятие о
шаблонах и трафаретах. Способы их изготовления и приемы работы с ними.
Объемное моделирование правильных многогранников.
Практическая работа:
Деление окружности на 16 или 32 части. Построение, изготовление и сборка
«Розеток».

Изготовление объемных фигур: пирамида - тетраэдр (в основании
треугольник), куб, пирамида (в основании квадрат), призма, конус, цилиндр.
Построение игрушек на основе объемных фигур: «Головной убор клоуна»,
«Дед Мороз и Снегурочка», «Лягушка», «Ёлочный фонарик», «Грибок» и т.д.
Моделирование правильных многогранников с использованием шаблонов и
применением соединения в «замок»: икосаэдр, октаэдр, додекаэдр - по выбору.
Форма контроля: Беседа, творческое задание, практическая работа
Тема 1.6: Стендовые модели транспортной техники: авиа-, судо-, авто-,
ракетомоделирование
Понятие о моделях транспортной техники и их разновидности: настольные:
(стендовые) и действующие (движущиеся).
Настольные (стендовые модели): контурные (силуэтные), полуобъемные,
объемные модели.
Контурные стендовые модели. Детали контурной модели: силуэт, рама,
корпус. Способы изготовления силуэтных и полуобъемных моделей.
Шаблоны, выкройки, чертежи и использование их для изготовления судо-,
авиа-, моделей:
Практическая работа:
Самолет (простейший), вертолет, корабль, катер, яхта, подводная лодка,
грузовые, легковые, специальные автомобили, аэромобили (с воздушным
винтом), «Рено», ракета, робот, «штангист», «официант» - по выбору.
Изготовление объемных стендовых моделей по выбору: двухмачтовая
парусная лодка, ладья, катер, катамаран -№1, катамаран - №2, яхта,
«Мессершмидт-109», «Ла ГГ -3», «И-16», «И-153 «Чайка»», Карета,
Автомобиль 1900, ГАЗ, «Салют - I», «Мир», «Робот» и др.
Форма контроля: Беседа, творческое задание, практическая работа
Тема 1.7: Моделирование сувениров и игрушек. Способы разметки деталей
простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге,
картоне. Приёмы, способы изготовления сувениров, игрушек из разного
материала. Способы отделочных работ готовой поделки. Правила техники

безопасности при работе с различным материалом.
Практическая работа:
Изготовление сувениров и игрушек с учетом календарных праздников.
Конкурс новогодней игрушки, конкурс военной техники, конкурс «Я люблю
свою маму!», конкурс «Космические фантазии»
Форма контроля: Беседа, творческое задание, практическая работа
Тема 1.8: Заключительное занятие
Подведение итогов работы учащихся за год. Итоговая выставка

I.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Количество занятий в месяц согласно нагрузке
Темы занятий идут согласно образовательной программе
1 группа 1 года обучения
ПДО: Ермакова М.Н.
Творческое объединение: «Начальное техническое моделирование
«Школа мастеров»»
Место проведения: ул. Рылеева 7, каб. 2
Форма занятия: очная
Месяц: сентябрь
№

дата

Кол-во

Название темы

час.
1

9.09

2

2

11.09

2

Форма
контроля

Тема 1. Вводное занятие

Устный опрос

Тема 1.2 Материалы и инструменты, Устный опрос,
оборудование и организация

практическая

рабочего места. Правила

работа

безопасности труда
3

16.09

2

Тема 1.3 Бумагопластика.

Беседа,

Изготовление моделей из бумаги

творческое

задание,
практическая
работа
4

18.09

2

Изготовление заготовок из бумаги и

Беседа,

картона

творческое
задание,
практическая
работа

5

23.09

2

Изготовление по шаблону «домик»

Практическая
работа

6

7

25.09

30.09

Итого

2

2

Самостоятельное конструирование

Практическая

изделия.

работа

Изготовление по шаблону

Практическая

«коробочка»

работа

Название темы

Форма

14

Месяц: октябрь
№

дата

Кол-во
час.

1

2

3

4

2.10

7.10

9.10

14.10

2

2

2

2

контроля
Моделирование из бумаги и картона

Практическая

с элементами движения

работа

Конструирование динамических

Практическая

игрушек из бумаги

работа

Изготовление фигур (квадрат, куб,

Практическая

шар и.т.д)

работа

Макет домика

Практическая
работа

5

16.10

2

Технические модели «Грузовик

Практическая
работа

6

21.10

2

Технические модели «Ракета»

Практическая
работа

7

8

23.10

2

28.10

2

Тема 1.4 Графические знания и

Практическая

умение

работа

Работа в технике Papercraft

Практическая
работа

9

30.10

2

Работа в технике Papercraft
выбор схем для сборки.

Итого

Практическая
работа

18

Месяц: ноябрь
№

дата

Кол-во

Название темы

час.
1

6.11

2

контроля
Правила вырезания в технике
Papercraft.

2

11.11

2

Форма
Практическая
работа

Как согнуть картон по кривой линии. Практическая
работа

3

13.11

2

Правила склеивания в технике
Papercraft.

4

18.11

2

Самостоятельная работа над схемой

Практическая
работа
Практическая
работа

5

20.11

2

Самостоятельное конструирование
изделия.

6

25.11

2

Изготовление по шаблону «домик»

Практическая
работа
Практическая
работа

7

27.11

2

Тема 1.5 Объемное моделирование
«Звездный мир»

Практическая
работа

8

27.11

2

Введение в стереометрию. Понятие о Практическая
простейших объемных

работа

геометрических телах: пирамида,
призма (куб, параллелепипед),
цилиндр, конус.
Итого

16

Месяц: декабрь
№

дата

Кол-во

Название темы

час.
2.12

2

Форма
контроля

Введение в стереометрию. Понятие о Практическая
простейших объемных

работа

геометрических телах: пирамида,
призма (куб, параллелепипед),
цилиндр, конус.
1

4.12

2

Элементарные понятия о выкройках, Практическая
развертках объемных

работа

геометрических тел.
2

9.12

2

Разбор элементов геометрических
тел: грань, ребро, вершина,

Практическая
работа

основание, боковая поверхность.
3

11.12

2

Элементарные понятия о выкройках, Практическая
развертках объемных

работа

геометрических тел.
4

16.12

2

Приемы их вычерчивания,

Практическая

вырезания и виды их соединений: на работа
клею, на резинках, при помощи
щелевидных соединений в «замок».
5

18.12

2

Изучение способов изготовления
выкроек и разверток объектов

Практическая
работа

простой формы: по клеткам,
используя шаблоны, при помощи
чертежных инструментов.
6

23.12

2

Понятие о шаблонах и трафаретах.

Практическая

Способы их изготовления и приемы

работа

работы с ними.
7

25.12

2

Объемное моделирование
правильных многогранников.

8

30.12

2

Практическая
работа

Деление окружности на 16 или 32

Практическая

части. Построение, изготовление и

работа

сборка «Розеток».
Итого

16

Месяц: январь
№

дата

Кол-во

Название темы

час.
13.01

2

Форма
контроля

Изготовление объемных фигур:
пирамида - тетраэдр (в основании

Практическая
работа

треугольник), куб, пирамида (в
основании квадрат), призма, конус,
цилиндр.
1

15.01

2

Построение игрушек на основе
объемных фигур: модульное

Практическая
работа

оригами звезда из бумаги
2

20.01

2

Моделирование правильных
многогранников с использованием
шаблонов и применением
соединения в «замок»: икосаэдр,
октаэдр, додекаэдр - по выбору.

Практическая
работа

3

22.01

2

Изготовление кусудамы «Vinca Star» Практическая
работа

4

27.01

2

Изготовление кусудамы «Звездчатый Практическая
октаэдр»

5

29.01

2

Изготовление шара «Сонобе»

работа
Практическая
работа

6

29.01

2

Изготовление ракеты по
собственному замыслу

Итого

Практическая
работа

12

Месяц: февраль
№

дата

Кол-во

Название темы

час.
1

3.02

2

Форма
контроля

Изготовление модели первого
искусственного спутника земли

Практическая
работа

«Спутник -1»
2

5.02

2

Тема 1.6 Стендовые модели
транспортной техники

3

10.02

2

Понятие о моделях транспортной
техники и их разновидности:

Практическая
работа
Практическая
работа

настольные: (стендовые) и
действующие (движущиеся).
4

12.02

2

Модели транспортной техники

Практическая

настольные (стендовые): контурные

работа

(силуэтные), полуобъемные,
объемные модели.
5

17.02

2

Детали контурной модели: силуэт,

Практическая

рама, корпус. Способы изготовления работа
силуэтных и полуобъемных моделей.

6

19.02

2

Модели транспортной техники
действующие (движущиеся).

7

24.02

2

Модель ракеты

Практическая
работа
Практическая
работа

8

26.02

2

Модель робота

Практическая
работа

Итого

16

Месяц: март
№

дата

Кол-во

Название темы

час.
1

3.03

2

контроля
Модель аэромобиля (с воздушным
винтом)

2

5.03

2

Форма

Модель вертолета

Практическая
работа
Практическая
работа

3

10.03

2

Модель МКС

Практическая
работа

4

12.03

2

Модель космического модуля
Апполон

5

17.03

2

Модель автомотической станции
Луна-9

6

19.03

2

Модель космического корабля
«Восток-1»

7

24.03

2

Модель космического корабля
«Союз»

8

26.03

2

Модель космического корабля
«Буран»

9

31.03

2

Тема 1.7 Моделирование сувениров
и игрушек. Правила техники

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

безопасности при работе с
различным материалом.
Итого

18

Месяц: апрель
№

дата

Кол-во

Название темы

час.
1

2.04

2

контроля
Способы разметки деталей простой
формы на разных материалах.

2

7.04

2

Разметка по шаблону на бумаге,
картоне.

3

9.04

2

Форма
Практическая
работа
Практическая
работа

Приёмы, способы изготовления

Практическая

сувениров, игрушек из разного

работа

материала.
4

14.04

2

Конструирование игрушек из

Практическая

трубок, конусов, полосок цветной

работа

бумаги.
5

16.04

2

Конструирование игрушек и
объемных изделий из

Практическая
работа

гофрированного картона
6

21.04

2

Способы отделочных работ готовой
поделки.

7

23.04

2

28.04

2

Изготовление модели Ракета
методом гофрокручения

9

30.04

2

Изготовление модели Луноход
методом гофрокручения

Итого

18

работа

Изготовление сувениров и игрушек с Практическая
учетом календарных праздников.

8

Практическая

работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Месяц: май
№

дата

Кол-во

Название темы

час.
1

5.05

2

контроля
Изготовление модели из бумаги
Фотоаппарат

2

7.05

2

Изготовление модели из бумаги
Подводная лодка

3

12.05

2

Изготовление модели из бумаги
Монитор

4

14.05

2

Форма

Изготовление модели Телескоп

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

5

19.05

Изготовление модели Трактор

2

Практическая
работа

6

21.05

2

Изготовление модели Космонавт

Практическая
работа

7

26.05

2

Тема 1.8 Заключительное занятие

Практическая

Подведение итогов работы учащихся работа
за год
8

28.05

2

Итоговая выставка

Практическая
работа

Итого

16

Количество учебных недель
Количество учебных дней

36 недель
1 год обучения (от 144 час. -72 дня)

Даты начала и окончания учебного С 16.09.2024 для обучающихся 1 года
года
Сроки промежуточной аттестации

обуч. 30.05.2025 г.
входная- октябрь
Промежуточная- декабрь

Рубежная- май в конце
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для занятий кабинет оборудован:
№

Наименование

Количество

1.1

Ноутбук

1

1.2

Интерактивная панель 75"

1

1.3

Мебель учебная

1.3.1 Бенч система на 6 рабочих мест

2

1.3.2 Бенч система на 4 рабочих мест

1

1.3.3 Стул мобильный

16

1.3.4 Доска магнитно-маркерная

1

1.3.5 Компьютер

1

1.4

Ноутбук

10

1.5

Фотоаппарат

1

1.6

Стойка

1

1.7

Резак для бумаги

15

1.8

Бумага для черчения, ватман

10

1.9

Бумага цветная (наборы разных

15

цветов)
1.10 Цветной картон

15

1.11

Линеры, фломастеры, маркеры

15

1.12

Линейки

15

1.13

Клей для бумаги

15

1.14

Ножницы

15

1.15

Гуашь

15

1.16

Акварель

15

1.17

Палитра

15

1.18

Пластилин (набор 12 цветов)

15

1.19

Доска для работы пластилином

15

Аспекты

Характеристика

Материально-

Помещение, оборудованное для многофункциональных

техническое

занятий (учебный класс, доска, шкаф для материалов и

обеспечение

инструментов).
2. Технические средства обучения (интерактивная панель,
компьютер).
3. Таблицы, плакаты, схемы, книги, фотографии, журналы,
альбомы и т.д.
4. Методическая литература.
5. Чертежные
инструменты (разные угольники, транспортиры, линейки,
готовальни), материалы (резинки, карандаши простые и
цветные, краски, кисти, бумага (цветная, белая), картон,
ватман, клей, природный материал, лоскутки ткани и т.д.)
6. Канцелярские товары.

Информационное -Начальное техническое моделирование- Пособие для учителей
обеспечение

начальных классов по внекласной работе.

Ссылки:

Авторы: Журавлева А.П., Болотина Л.А. Москва. Просвещение.
1982 г.
160 с.
- От идеи до модели. - Автор
Заворотов В. А. Издательство Просвещение, Серия «Сделай
сам»,1988
- Учите детей мастерить, - Гульянц Э. К.-Издательство
Просвещение, 1984
https://kvant43.ru/Documets/obrazovanie/programmy/Kirov/202425/nachalnoe_tekhnicheskoe_modelirovanie-1.pdf

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-kprakticheskim-zanyatiyam-po-nachalnomu-tehnicheskomumodelirovaniyu-uchimsya-rabotat-samostoyatelno3784187.html
Кадровое

Ермакова М.Н. ПДО 1 квалификационной категории, дата

обеспечение

аттестации май 2023г.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формами аттестации являются: зачет на основе…, творческая работа на
основе проекта, показа…, соревнования, конкурсы, выставки, фестивали и т.д.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года
обучения

Сроки итоговой аттестации (при (по УТП) в конце ___года обучения
наличии)

(май)
От 1 до 8 лет обучения
2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Показатели качества

Методики

реализации ДООП
Уровень развития творческого

Учебно-методическое пособие

потенциала учащихся

«Мониторинг качества образовательного

Уровень развития высших

процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К.

психических функций ребёнка

Михайлова

Показатели качества

Методики

реализации ДООП
Уровень развития социального
опыта учащихся
Уровень развития творческого

Методика «Креативность личности» Д.

потенциала учащихся

Джонсона

Уровень развития социального

Тест «Уровень социализации личности»

опыта учащихся

(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка

Уровень сохранения и

здоровьесберегающей деятельности

укрепления здоровья учащихся

образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких

Уровень теоретической

Ссылка:

Разрабатываются ПДО самостоятельно

подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности

Изучение удовлетворенности родителей

родителей предоставляемыми

работой образовательного учреждения

образовательными услугами

(методика Е.Н.Степановой)

Методы обучения:
• Словесный
• Наглядный
• Объяснительно-иллюстративный
• Частично-поисковый
• Исследовательский
• Игровой
• Дискуссионный
• Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
• Индивидуальная

• Индивидуально-групповая
• Групповая
• Практическое занятие
• Открытое занятие
• Беседа
• Выставка
• Защита проекта
• Игра
• Презентация
• Мастер-класс
• Мини-фестиваль
• Турнир
Педагогические технологии:
• Технология индивидуального обучения
• Технология группового обучения
• Технология коллективного взаимодействия
• Технология модульного обучения
• Технология дифференцированного обучения
• Технология дистанционного обучения
• Технология исследовательской деятельности
• Проектная технология
• Здоровьесберегающая технология.
• Информационно – коммуникативная технология
• Личностно-ориентированное обучение
Дидактические материалы:
• Раздаточные материалы
• Инструкции
• Технологические карты
• Образцы изделий

2.6 . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Используемая литература:
1. Горский В.А. Конструирование и моделирование геометрических фигур.
М, Просвещение, 1994
2. Горский В.А. Техническое конструирование. М, Просвещение, 1994
3. Роберт Нил. Самоделки из бумаги. - М.: Издательский дом «Дрофа», 1995.
4. Тодоров И. Воденичаров Г. Корабли и корабли модели. - София.:
Издательство «Техника». 1981.
5. Бойчев И., Колев П. Пионер-корабомоделист. - София.: Издательство
«Техника». 1982 г.
6. Маркуша А. 33 ступени в небо. - Издательство «Детская литература». 1976.
7. Фетцер АЛ. Авиация в моделях. - Ижевск.: Удмуртия. 1992.
8. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению. - М.:
Просвещение. 1983.
9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ М.: Просвещение. 1988.
10. Сборник авторских программ / Лауреатов и дипломантов VI областного и
VI Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного
образования детей в номинации «Научно- техническая». - Ростов-на-Дону.
2004
11. Никитин Б. Развивающие игры. - М.: Педагогика. 1985.
12. Заворотов В.А. Группа, где всем интересно. - М.: Просвещение. 1989.
13. Аппликационные роботы в начальных классах. - М.: Просвещение. 1990.
14. В.А. Сухомлинский о воспитании. - М.: Издательство политической
литературы. 1995.
Список литературы для обучающихся (для самостоятельного изучения)
1. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - М.: Просвещение. 1979.
2. ЮТ для умелых рук. Приложение к журналу "Юный техник", №5 1989.
3. Гагарин Б.Б. Конструирование из бумаги. - Ташкент.: Издательство ЦК
компартии Узбекистана, 1988 г.

4. Гуляева В., Додонова Е.Синяя птица. Серия «Самоделки».-:СП «СТФЮС». Оформление, 1991.
5. Левша. Приложение к журналу ЮТ, №4, 1995
6. Самоделки из природного материала. В помощь кружкам «Умелые руки». М.: Молодая гвардия.1960.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».