Куда приводят мечты: мальчишки с самолетами

02.09.2018

Станция юных техников (СЮТ) Улан-Удэ расположена довольно близко к центру города, каких-то пять минут от остановки и стоишь перед небольшим одноэтажным кирпичным зданием за решетчатой оградой. Во всем СЮТе занимается более 400 детей – по более чем десяти разным направлениям, так или иначе связанным с техникой. Есть здесь, например, картинг, где ребята учатся собирать модели автомобилей, а затем и испытывать их. А еще здесь единственная в столице Бурятии станция авиамоделизма. Причем, что немаловажно, бесплатная.

IMAG3338.jpg

Секция авиамоделизма как таковая работает в Улан-Удэ еще с советских времен, каким-то чудом уцелев в 90-е, она не закрылась в 2000-ые и сегодня продолжает собирать под своей крышей мальчишек и девчонок, объединенных одной мечтой – о небе.

IMAG3358.jpg

IMAG3359.jpg

IMG_20160305_095231.jpg

Денис впервые узнал о секции самолетостроения в пятом классе. Как-то после школы самостоятельно съездил и записался в кружок – там как раз шел набор. После этого поставил в известность родителей, что теперь он будет строить самолеты. Родители инженерное увлечение ребенка поддержали, оформили документы, и мальчик уже несколько лет увлеченно чертит, выпиливает, клеит и запускает воздушные аппараты. С мотором, без мотора – на станции строят разные модели, начиная от самых простых, схематических, до более сложных, с двигателями – кордовых и таймерных. Все помещение секции авиамоделизма заполнено самолетами: они лежат и висят на всех стенах, занимают все пространство от пола до потолка в подсобном помещении. Сколько их здесь, никто не считал, но все находятся в рабочем состоянии. Здесь не любят, чтобы техника не работала. Есть даже агрегат, который построили еще советские школьники – точная копия самолета ТИТ. Сколько ему лет, неизвестно никому, даже руководителю секции Сергею Валентиновичу Сергееву, однако самолет точно на ходу.

IMAG3369.jpg

Сергей Валентинович на самолетостроителя, как сам говорит, нигде не учился – просто с четвёртого класса, как и нынешние пацаны, занимался в кружке. Строил самолеты, которые любит, сколько себя помнит:

- В детстве у меня любимой игрушкой был самолёт, а как-то мой дед выстругал мне его прямо из полена, с которым я почти не расставался. Дед меня и запрограммировал: вырастешь, говорил, будешь строить самолеты сам.

Дед был плотником, может от него и передалось умение создавать что-то своими руками. И дед оказался прав: прозанимавшись в кружке 15 лет, вплоть до армии, Сергей Сергеев ушел в армию. До этого успел выучиться в техникуме на строителя мостов и туннелей, но, когда через два года вернулся «на гражданку», работать пошел на Улан-Удэнский авиационный завод – слесарем. Попутно освоил профессию токаря, но на заводе проработал недолго: начались проблемы с жильем, стали болеть ноги. Так что с работой возле самолетов пришлось расстаться. Как раз в это время, так совпало, в его любимом кружке тяжело заболел и ушел из жизни его учитель. Директор станции предложил Сергею позаниматься с ребятами. Позанимался, а потом и прикипел незаметно. И, кстати, ноги болеть перестали;

- Еще до армии был у меня выбор – пойти учиться на строителя или на педагога и потом преподавать в кружке. Тогда я выбрал строительный, но вот, спустя много лет, учу детей делать самолеты и попутно учусь сам – в педагогическом институте. Я иногда думаю, меня как будто кто-то вел.

- Судьба, думаете?

- Может.

IMAG3339.jpg

«Золотые» дети

Самолетная мастерская оборудована, не сказать, чтобы по последнему слову техники, но все ж таки, все основные инструменты есть. Токарно-винторезный станок для обработки материала или крупных деталей, сверлильный станок, тиски, все виды слесарных и столярных инструментов. На станках детям работать, по правилам, нельзя, все сложные работы выполняет для них Сергей Валентинович, на то и руководитель. А мужчина, хорошо разбирающийся в станках, на станции, где царит культ ручного труда -  человек популярный.

Ребята, которые ходят заниматься на станцию – далеко не всегда из обеспеченных семей, некоторые не могут позволить себе какие-то платные кружки, у некоторых даже на автобус денег нет и до станции самолетостроения они ходят пешком. В основном, из близлежащих районов, но есть и такие, кто в любую погоду - по нескольку километров топает из соседних микрорайонов. Вот, например, Миша живет на Кирзаводе, это около трех километров пути. Он на станции занимается год и ему нравится. Сейчас работает над моделью самолета из бумаги – летает эта модель, кстати, вполне себе неплохо для комнатного самолета. И еще приступил к «схемке» - так здесь называют самую простую из моделей самолета-планера. Раньше станцию посещали и некоторые Мишины одноклассники, но перестали: там, где он живет, занимаются, в основном, боксом. «Самый стойкий» - называет его Сергей Валентинович.

- Нам рассказывали как-то в школе про эту станцию, я и заинтересовался. «Пока делаю простые самолеты», —говорит мальчик.

Но вообще на станции делают практически весь модельный ряд – от простых до чемпионатного класса: схематические, кордовые, учебно-тренировочные модели с мотором, большие планеры, таймерные модели, у которых есть часовой механизм остановки двигателя, резиномоторные самолеты, короче, все, кроме вертолетов. Да и те можно было бы освоить, но там станки нужные другие и работа эта уже не для кружковцев, добавляет Сергеев.

Как правило, каждый ребенок выбирает себе какую-то модель и работает над ней, совершенствуя свои навыки. Он показывает на стену, сплошь заполненную самолетами с разноцветными крыльями и хвостовыми оперениями. Чертежи у них все одинаковые, в изготовлении они могут отличаться – зависит от опыта ребенка и старания тоже. На станцию ходят не только мальчики, девочки тоже есть и именно у них схематические модели, например, получаются даже лучше, чем у парней: помогает аккуратность и усидчивость. Самолеты здесь не только разных цветов, но размеров и назначения. Сергей Валентинович выносит из подсобки огромный ящик, в котором рядами уложены крылья чемпионатных моделей. Вещи эти хрупкие, обращаются с ними бережно, ведь каждый сантиметр такого крыла – результат кропотливейшей работы.

IMAG3349.jpg

Такие самолеты хранятся в разобранном виде, собираются только перед соревнованиями – фактически, это такой большой самодельный конструктор. Точными движениями мастер прикрепляет к фюзеляжу крылья, навешивает хвостовое оперение и самолет занимает едва ли не весь стол в мастерской. Размах крыла у такой модели под два метра, и это лишь самый маленький из самолетов, с которыми можно выступать на чемпионатах.

- Сложно ли такое построить? – переспрашивает за мной Сергеев. - Да как сказать – было бы легко, строили бы все, но это не так. Такое можно построить, прозанимавшись 2-4 года. То есть здесь уже нужен какой-то опыт.

Вообще, говорит Сергей Валентинович, в работе с детьми он именно это ставит главной целью – занять и научить что-то создавать своими руками, самостоятельно.

- Когда то, что ты сделал сам, летит – это очень большое индивидуальное достижение, считает тренер.

IMAG3348.jpg

В одной группе кружковцев занимается более 15 детей, таких групп у Сергея Валентиновича три. Конечно, не все 100% детей посещают все занятия – все-таки, деятельность это вне учебная, основные уроки в школе никто не отменял, а там своя нагрузка, контрольные, экзамены, просто неуспеваемость. Но основной контингент все равно приходит. За дисциплиной следить особенно не приходится. На вопрос, как удается ему, человеку спокойному и интеллигентному, держать в узде довольно разношерстную компанию, Сергеев удивленно поднимает глаза:

- А у нас тут никто и не буянит, просто мы особо не держим никого: хочешь – работай, не хочешь иди домой или на другую секцию, где будет интересно. У нас тут кто строит самолеты, кто, пользуясь материальной базой, чтобы отвлечься немного от самолетов, мастерит игрушечный автомобиль в подарок брату. Но все заняты делом. В этом плане у нас дети просто золотые.

Это правда: из каждого нового набора отсеивается довольно большой процент детей – кто-то позанимался и почувствовал склонность в роботостроению или машинам, кому-то просто самолеты не понравились. Дети ведь, как и взрослые, тоже в творческом поиске – каждому хочется найти свое дело. Так что строить самолеты остаются самые мотивированные. Таким мотивированным ученикам каждый педагог позавидует. Спросите любого из них.    

- А что самое главное в работе с детьми, Сергей Валентинович?

Он задумывается:

- Да нет чего-то одного главного, все в комплексе. Ну, терпение, конечно, нужно, дети все разные, к каждому нужен свой подход. К нам же любой ребенок и не пойдет, приходят те, кому интересно что-то построить и создать своими руками. И иногда их приводит мечта. Сам же человек ходит по земле, ему очень хочется полететь – а поскольку сам не может, ему хочется что-то запустить в небо. Вот он и строит летательные аппараты. Правильно говорю? – Сергей Валентинович обращается к Мише, который как раз клеит крыло. Тот кивает. – Ну вот.

IMAG3366.jpgХочу такой сайт

Чемпионаты, чемпионы и деньги  

Cамым старшим ребятам, которые занимаются на станции, сейчас по 16 лет. Для них авиамоделизм зачастую определяет уже не только времяпрепровождение, но и выбор профессии. Как правило, посвятившие столько лет самолетам ребята и место учебы себе выбирают, связанное с самолетами. Вот недавно двое ребят выпустились из школы и поступили – один в авиационный техникум, второй в авиаинститут. Еще один мальчик учится сейчас на строителя, и приученный к труду, прекрасно изготавливает макеты и чертежи в своем институте. Александр Садыков ходит в кружок с семи лет – его записал туда отец, который сам в свое время занимался авиамоделизмом. Парень учится в средней школе, собирается после девятого класса пойти на автомеханика-сварщика, а потом поступить на второй курс авиационного техникума. На станции Александру больше нравятся кордовые модели: как-то раз, говорит, увидел, как они летают и загорелся построить точно такой же. Очередной кордовый самолет у него сейчас почти готов, но испытывать его он будет ближе к лету – температура сибирской зимы не самая благоприятная для двигателя.       

IMAG3365.jpg

IMAG3367.jpg

- Я перепробовал множество кружков, занимался роботостроением, картингом, ничего не понравилось, а самолеты зацепили, - рассказывает Александр. Александр, как и все авимоделисты, регулярно выступает на соревнованиях – как правило, несколько раз в год проходят соревнования внутренние, в СЮТе, есть городские и республиканские, ездят ребята отстаивать честь Бурятии на соревнования СФО, бывают международные соревнования. Это тоже интересно: не просто опробовать свой самолет, а посмотреть на другие. На республиканские соревнования приезжают авиамоделисты со всей Бурятии, из многих районов, где есть подобные кружки, на международных выступают авимоделисты из Монголии.

Вообще, говорит Сергеев, авиамоделизм довольно развит сегодня в мире, хотя теперь эти соревнования из любительских понемногу переходят в профессиональные. «Взрослеет» и сам авиамоделизм – сейчас занимаются этим чаще взрослые люди, с самолетами, собранными на заводах и купленными в магазинах. Это, сетует Сергеев, конечно, уже немного перекос: всегда на чемпионаты приезжали с моделями, собранными своими руками. И в этом всегда был элемент соревновательности – все были равны и победа зависела от того, насколько ты развил в себе умения и навыки построить самолет-победитель. Сейчас кружковским самолетам конкурировать с фабричными все сложнее: ведь вместо дорогостоящих и сверхлегких бальзы, пластика и углеткани в кружках и секциях применяют более дешевые и доступные материалы. Обычное дерево, цветочную пленку. Понятно, что у детей на дорогие материалы денег нет, а финансирование бесплатных кружков в нашей стране пока еще не дошло до уровня, когда можно позволить себе высокие технологии.

IMAG3341.jpg

IMAG3364.jpg

IMAG3345.jpg

Однако вполне возможно, что когда-то и дойдет и до них. И время это может наступить довольно скоро, говорит директор станции Павел Филатов. Он сам окончил Харьковский авиационный институт по специальности инженер-механик по самолетостроению. Долгое время работал начальником конструкторского бюро на Улан-Удэнском авиационном заводе, оттуда перешел на работу в Правительство Бурятии. Там работал председателем комитета по развитию предпринимательства и инновационных технологий, в 2011 году был назначен заместителем министра промышленности и торговли республики. С этой должности ушел на пенсию и возглавил СЮТ. Как он сам говорит – именно к этой должности он, действующий спортсмен-авиамоделист, в прошлом такой же кружковец, чемпион СССР по авиамодельному спорту, готовился всю жизнь. «Это мое», - просто говорит Филатов.

В Бурятии станций юных техников только две. Кроме этой, есть еще в одном из районов республики, Кижингинском и то, что они существуют – заслуга исключительно местных муниципалитетов, которые в свое время нашли возможность не закрыть их, поддержать. Сейчас их действия оказались как нельзя более кстати: в стране остро не хватает инженерно-технического персонала, инженеров-конструкторов, технологов-программистов для работы на станках с программным управлением, то есть высококвалифицированного технического персонала. Учитывая это, в 2016 году президент России Владимир Путин издал указ по развитию технического творчества детей. Агентство стратегических инициатив по его поручению разработало программу, по которой до 2035 года Россия должна занять лидирующее положение в мире не менее, чем по пяти высокотехнологичным отраслям. В рамках этой программы в регионах планируют создать кванториумы – детско-юношеские технопарки в сфере высоких технологий. Один из таких парков должен появиться в 2018 году и в Бурятии, заниматься там дети будут тем же техническим творчеством, с применением высоких технологий. В эту же сторону движется и станция юных техников:

IMAG3396.jpg

- Мы должны не просто строить модели, готовить токарей и слесарей, а инженеров готовить, - убежденно говорит Филатов. - А для этого нужно детей приобщать к технологиям. 

IMAG3395.jpg

Сам Филатов тоже человек влюблённый в самолёты – с ними у него связана вся жизнь, даже дома у него одна комната полностью занята мастерской, где он проектирует и строит самолёты, с которыми потом ездит на соревнования. Сам разрабатывает программы – в его планшете таких не меньше четырех. Увлеченно показывает и планшет, и программы, рассказывает о компьютерных технологиях, квадрокоптерах и беспилотниках.

- Это будущее авиамодельного спорта? – спрашиваю.

- Да это его настоящее! На современном планере вы знаете, сколько всего установлено? Есть бортовой компьютер-контроллер, который программирует время и план полета, есть серво-машинки, которые управляют полетом в воздухе, есть трансмиттер - устройство, которое излучает сигнал определенной частоты, с помощью которого можно найти модель по рации. Есть флэшер, от которого идут мощные импульсные световые сигналы, по которым можно следить за моделью – как далеко она улетела. Есть даже GPS-навигатор, по которому можно найти самолет, если его отнесло слишком далеко. И так в авиамоделизме во всем мире. Я ведь сам действующий спортсмен, мне знакома ситуация у нас и за рубежом. Бурятия на самом деле одна из немногих республик, которая реально поддерживает детское техническое творчество, технические виды спорта. Немного таких субъектов найдется по стране.

IMAG3394.jpg

На посту директора СЮТ Филатов всего год, но планы у него воистину грандиозные. И, надо сказать, не такие уж невыполнимые. Вот к новому году коллектив станции планирует справить новоселье – им отдали в безвозмездное пользование здание национального Банка Бурятии. Банк съехал, а его место в центре города заняли дети – ситуация совсем не типичная и, говорит Филатов, она стала возможной исключительно благодаря колоссальным усилиям руководства Комитета по образованию города. Желающих на недвижимость в центре столицы республики было немало. Сейчас там делают ремонт, собираются купить мебель, оборудование, а потом открыть сразу несколько новых секций – квадрокоптеров и беспилотников, воздушных змеев, авиа, радио и судомоделирования. И все это дети будут делать своими руками – это принципиальный момент, отмечает директор СЮТ. 

- И есть большое желание организовать кружок автомоделирования – делать маленькие автомобили, - признается он. - Но с ноября 2016 года мы не можем найти педагога. Ведь это должен быть в одном лице и инженер-конструктор, и инженер-технолог и специалист по информационным технологиям, да еще и с педагогическим образованием. И чтобы еще умел работать руками, найти такого очень сложно.

Обновится и база: в этом году впервые за все последние годы, говорит Филатов, в бюджет внесена статья на материально-техническое обеспечение. На эти цели в четвертом квартале 2017 года и на 2018 год станции выделяют более одного миллиона рублей - деньги, по меркам СЮТа, просто неслыханные. На них планируют приобрести оборудование, станки, расходные материалы – ту самую бальзу, среди прочего.

IMAG3368.jpg

Мечта в руках

Впрочем, и текущее состояние материальной базы на любви детей к самолетам никак не отражается, хотя, конечно, на занятия их могло бы ходить и больше, говорят педагоги. В СЮТ попадают по-разному. Кто-то услышал от друзей, что есть такое место, где строят самолеты, часто педагоги СЮТа приходят на классные часы в школы, проводят показательные выступления, но этого всего, конечно, недостаточно. Востребованность детских кружков и секций зависит от рекламы, причем даже не прямой рекламы этих самых кружков и секций, а рекламы специальностей как таковых, отмечает Сергеев. Вот взять, например, секцию картинга – редкий мальчишка ничего не знает о «Формуле один», по телевизору постоянно транслируют гонки, даже для малышей есть куча мультфильмов о машинках, вот секция и популярна. А авиамоделизм никак не рекламируется – почти нет фильмов про летчиков, инженеров, механиков, вообще про людей рабочих профессий кино никто не снимает. 

IMAG3361.jpg

Да, в последние годы в России начали задумываться об этом, начали проводить конкурсы рабочих профессий, например, набирает популярность Worldskills Russia, конкурс молодых профессионалов. Но дело только начато, пройдет еще несколько лет, прежде чем меры дадут результат, говорит Сергеев. Пока что инженерные и рабочие специальности, если можно так сказать, в упадке: в стране где основная масса детей мечтает поступить на юридический, как-то не престижно быть инженером. Вот и идут в секцию самые целеустремленные. Или дети с мечтой о небе - и стальных птицах в нем.  

- Сергей Валентинович, ловите! – это Александр Садыков с другого конца мастерской запускает в сторону Сергеева планер. Самолет послушно пересекает пространство и приземляется в руках мастера. Держит он его бережно, как будто это самая хрупкая вещь на свете. Так, как и нужно обращаться с мечтой. 

Марина Иванова, Восток-Телеинформ. 

Ссылка на оригинал: http://vtinform.com/podrobnosti/112436/ 

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 11.10.2018

Дата обновления: 22.01.2020

Дата публикации: 02.09.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».