Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.3.
Содержание программы
1.2.
Цель, задачи, ожидаемые результаты
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
2.3.
Формы аттестации
2.2.
2.4.
Условия реализации программы
Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная
общеразвивающая
программа
Начальное
техническое
моделирование «Школа юных изобретателей и инженеров» (далее Программа)
документами:
реализуется
в
соответствии
нормативно-правовыми
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
г.
и
плана
мероприятий
по
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
ее
реализации
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wp-
content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
образовательных технологий»
с
применением
дистанционных
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав
учреждения
утв.
Приказом
Комитета
Администрации г.Улан-Удэ от 27.10.2023 г. №104
по
образованию
https://syute.buryatschool.ru/upload/buryascsyute_new/files/53/fe/53fec2adc8c
093777b20bb4d16cb315a.pdf
Положение
о
разработке,
структуре
и
порядке
утверждения
дополнительной общеразвивающей программы от 02.09.2020 г.
https://syute.buryatschool.ru/upload/buryascsyute_new/files/8d/e5/8de5508600
e13c2373a063677f022b49.pdf
Актуальность:
В современном мире вклад науки, инноваций и новых технологий
является решающим фактором социального и экономического развития.
Внедрение
новшеств
всегда
имело
большое
значение
в
развитии
производства. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно
мыслить люди. Именно поэтому важное значение имеет воспитание человека
с раннего детства. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен
в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок
воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия,
основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему
не только не потерять, но и развивать способности к творчеству.
Актуальность программы заключается в том, что умения и навыки,
полученные
на
занятиях,
готовят
школьников
к
конструкторско-
технологической деятельности, дают ориентацию в выборе профессии.
Изучение программы актуально в связи с современными тенденциями в
обществе, так как развитие технического творчества рассматривается как одно
из условий ускорения социально-экономического развития страны. Обучение
включает
в
себя
следующие
основные
предметы:
конструирование, физика, электротехника, технология.
математика,
Вид программы: модифицированная программа.
Направленность программы: техническая.
Адресат программы: младшие школьники 7-11 лет.
У детей этого возраста ведущей становится учебная деятельность. В
психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как
развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается
объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки
переключения и распределения. Дети данного возраста имеют следующие
особенности:
импульсивность,
желание
действовать
быстро
незамедлительно, но часто не подумав, не взвесив все обстоятельства.
и
Но ребята хотят изучать что-то новое и интересное, преодолевая первые
неудачи и учась на своих ошибках, они строят свою первую модель. Свои
замыслы и идеи дети с большим удовольствием реализуют в своих проектах.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 2 года
7-11 лет – 144 часа. (1 час=40 мин.)
8-11 лет – 216 часов. (1 час=40 мин.)
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы разновозрастные (преемственная связь).
Режим занятий:
Группа первого года обучения: 2 часа х 2 раза в нед. = 4 часа в нед.
Группа второго года обучения: 3 часа х 2 раза в нед. = 6 часов в нед.
Цель:
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
создание
условий
для
формирования
конструкторско-
технологических навыков средствами начального технического обучения.
Образовательные задачи:
Обучающие (предметные):
формирование умения применять различные технологические
приемы при создании моделей из бумаги, картона, дерева и др.
материалов;
познакомить с основами инженерной графики;
сформировать навыки работы с различными инструментами и
материалами;
закрепить и расширить знания, полученные в школе на уроках
математики,
искусства.
технологии,
природоведения,
изобразительного
Воспитательные (личностные):
формирование культуры труда, трудолюбия, самостоятельности;
формирование
чувства
взаимопомощи,
ответственности, целеустремленности;
товарищества,
обеспечение профилактики асоциального поведения детей.
Развивающие (метапредметные):
развивать у детей конструкторские способности, творческое
техническое мышление;
развить познавательную активность;
умение изучать, запоминать, сопоставлять и анализировать;
согласование совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками.
Ожидаемые результаты:
По окончании первого года обучения воспитанники должны знать:
правила организации рабочего места;
способы применения шаблонов, способы соединения деталей из бумаги
и картона;
принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из
бумаги и картона;
правила техники безопасности в процессе всех этапов работы;
основные части изготавливаемых моделей и макетов;
основные геометрические фигуры.
Уметь:
проводить на бумаге ровные горизонтальные, вертикальные, наклонные
линии;
читать простейшие чертежи;
самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
пользоваться простейшими инструментами ручного труда.
По окончании второго года обучения воспитанники должны знать:
основные свойства материалов для моделирования;
принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из
бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;
названия основных деталей и частей техники.
правила безопасного пользования инструментами;
виды чертежей;
основные виды разметки на чертеже;
различные виды и породы дерева, виды клея;
приемы обработки дерева, пенопласта.
Уметь:
Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;
Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при
помощи линейки и шаблонов;
Работать простейшими ручным инструментом;
Окрашивать детали модели и модель кистью.
Чертить простейшие чертежи разверток;
Изготавливать усложненные модели;
Самостоятельно выбирать дизайн модели;
Анализировать свою модель, модель своего товарища;
Проявлять усидчивость в достижении конечного результата.
По итогам освоения программы у детей формируется культура труда,
трудолюбие, самостоятельность, чувство взаимопомощи, товарищества,
ответственности, целеустремленности, развивается техническое мышление и
анализ.
Дифференциация ДОП по уровневому контролю
Уровень ЗУН
Знать
Уметь
Базовый
уровень
Правила техники
безопасности в
процессе
всех
этапов работы,
способы
применения
шаблонов,
способы
соединения
деталей
из
бумаги
и
картона,
названия
основных
деталей и частей
техники.
Приемы
обработки дерева
и пенопласта.
на Читать
Таблица 1.2.1.
Стартовый
уровень
Правила
организации
рабочего места,
правила техники
безопасности в
процессе
всех
этапов работы,
основные
свойства
материалов для
моделирования.
Продвинутый
уровень
Правила
техники
безопасности
в
процессе всех этапов
работы, принципы и
технологию
постройки плоских и
объёмных моделей
из бумаги и картона,
способы применения
шаблонов, способы
соединения деталей
из бумаги и картона,
основные
виды
разметки на чертеже.
Проводить
Самостоятельно
Владеть
Проявлять
бумаге ровные
горизонтальные,
вертикальные,
наклонные
линии.
Выполнять
разметку
несложных
объектов
на
бумаге и картоне
при
помощи
линейки
и
шаблонов.
Работать
простейшим
ручным
инструментом.
Окрашивать
детали модели и
модель кистью.
Самостоятельно
выбирать дизайн
модели.
Способами
применения
шаблонов;
Способами
обработки
бумаги,
древесины,
пенопласта и др.
Интерес,
усидчивость
простейшие
чертежи,
выполнять
разметку
несложных
объектов
на
бумаге и картоне
при
помощи
линейки
и
шаблонов.
Чертить
простейшие
чертежи
разверток.
построить модель из
бумаги и картона по
шаблону,
пользоваться
простейшими
инструментами
ручного труда.
Изготавливать
усложненные
модели.
Анализировать свою
модель.
Способами
соединения
деталей
из
бумаги, картона.
Названиями
основных частей
изготовляемых
макетов
и
моделей.
Вносить изменения в
конструкцию
изделия для его
усовершенствования
Прочно
соединять
детали между собой
и устойчиво крепить
вращающиеся
элементы;
Вносить изменения в
конструкцию
изделия для его
усовершенствования.
Интерес
к Интерес
в анализированию дальнейшему
к
достижении
конечного
результата;
творческие
и
креативные
качества
личности;
Навыки
конструирования
и
моделирования;
Навык работы с
мелкими
деталями (мелкая
моторика рук);
Навыки
настроики
модели
для
соревнований.
модели
и
ошибок; Навыки
работы
в
большом
коллективе
и малой группе;
Навыки работы
ручным
инструментом;
Навык
креативного
решения задач
при работе;
Навык
инженерного
мышления при
моделировании.
развитию; Навыки
эффективного
сотрудничества со
сверстниками
в
составе
творческой группы.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Начальное техническое моделирование «Школа юных
изобретателей и инженеров»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название раздела,
темы
1.
Вводное занятие
2.
Графическая
подготовка
2.1.
Рабочие операции,
инструменты для
Таблица 1.3.1.
Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/контроля
2
1
1
24
10
14
12
4
8
Опрос, беседа
Беседа, практическая
работа
Беседа, практическая
работа
ручного труда,
материалы
2.2.
Графическая
подготовка
3.
Автомобили
12
84
3.1.
3.2.
4.
4.1.
Классификация
автомашин, устройство
автомобиля
Сельскохозяйственная
техника
Судомоделирование и
летающие модели
68
16
22
13
3
6
68
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
55
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
13
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
16
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
7
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
3
9
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
7
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое
задание,
соревнование,
Летающие модели
12
5.
16
6
Судомоделирование
10
4.2.
6
Подготовка к
массовым
мероприятиям
10
3
3
Беседа, практическая
работа
выставка
6.
Итоговое занятие
Итого:
Первый год обучения:
2
2
-
Беседа, рассказ
144
38 час.
26%
106 час.
74%
Содержание учебного плана
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ -2 ч.
Значение техники в жизни людей. История развития автомобильной
техники. Основы автомоделизма. Показ готовых моделей, выполненных
кружковцами ранее.
Наглядность:
наглядные
пособия
иллюстрации, портреты, запуск моделей.
–
модели,
Техника безопасности при работе с инструментами.
Практическая
работа:
практическое
знакомство
фотографии,
с
ручным
инструментом. Просмотр образцов моделей. Выполнение практических
упражнений по выявлению умений и навыков.
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
2. ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – 24 ч.
Рабочие операции, инструменты для ручного труда, материалы.
Демонстрация моделей из различных материалов.
Рабочие операции: разметка, раскрой, обработка, сборка моделей.
Знакомство с геометрическими фигурами.
Условные обозначения на графических изображениях. Знакомство в
процессе практической работы с условным обозначением линии видимого
контура (сплошная толстая линия).
Линии чертежа, правила и приемы чтения чертежа плоских деталей.
Основные графические знания и умения работа с чертежами.
Практическая работа: изготовление чертежа пирамиды. Приемы
склеивания. Изготовление бумажных шаблонов. Изготовление поделок с
использованием элементов графической грамотности. Художественное
оформление моделей.
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
3. АВТОМОБИЛИ – 84 ч.
Классификация автомашин. Устройство автомобиля. История создания
автомобиля.
Назначение и виды автотранспорта.
Первые автомобили, назначение и виды автотранспорта. Классификация
автомашин. Марки, модели.
Технология изготовления макетов и моделей автомобилей. Основные
части автомобиля: двигатель, движитель, передающий механизм, механизм
управления, основание.
Устройство колеса. Элементы технической эстетики.
Осмотр модели грузовика, основные составляющие. Особенности
изготовления моделей по готовым распечаткам.
Техника «Папье-Маше».
Аппликация, техника выполнения.
Сельскохозяйственная техника. Сельскохозяйственная техника на полях
нашей страны. Назначение. Устройство трактора. Техника изготовления
прицепов.
Подготовка к соревнованиям.
Практическая
работа:
изготовление
аппликации
«Первые
автомобили». Работа над чертежами. Изготовление простейших моделей
автомобилей. Практические навыки по технической эстетике. Изготовление
чертежа грузовика, сбор модели. Изготовление простейшей модели грузовика,
оформление модели. Изготовление модели легкового автомобиля по
распечаткам из компьютера. Изготовление объемных моделей автомобилей
различных марок. Изготовление прицепа для трактора. Подготовка к
соревнованиям.
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
4. СУДОМОДЕЛИРОВАНИЕ И ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ- 22 ч.
Ознакомление учащихся с историей развития кораблестроения,
судомоделизма в нашей стране. Водный транспорт: речной и морской.
Важнейшие качества судов: плавучесть, устойчивость, непотопляемость.
Летающие модели. Ознакомление учащихся с историей развития
авиаконструирования в нашей стране. Технология изготовления авиамоделей
из бумаги и картона. Подготовка к соревнованиям.
Практическая работа: изготовление простейшей лодки. Работа над
чертежом катера. Изготовление катера, оформление модели.
Изготовление объемной аппликации тема «Самолеты». Изготовление
модели
«Искра».
соревнованиям.
Изготовление
модели
«Альбатрос».
Подготовка
к
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
5. ПОДГОТОВКА К МАССОВЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ - 10 ч.
История праздников Новый год, 23 февраля, 8 марта. Значение
инновации в современном мире. Техника «Скрапбукинг»
Практическая
«Скрапбукинг».
работа:
изготовление
сувениров,
техника
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
6.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
Подведение итогов работы кружка за учебный год. Перспективы
работы в новом учебном году. Подготовка моделей к выставке.
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
Темы занятий могут меняться.
«Начальное техническое моделирование «Школа юных
изобретателей и инженеров»
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.2.
Количество часов
№ Название раздела,
Формы
п/п
темы
Всего Теория Практика аттестации/контроля
1.
Вводное
занятие
2.
Изготовление
моделей из
бумаги,
картона,
древесины
3
2
24
Опрос, беседа
1
5
19
2.1. Планер на рейке
6
3
4
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
5
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
10
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
2.2. Модель яхты
6
2.3
Автомобиль на
деревянной основе
12
1
2
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
3.
Вертолет «Муха»
15
4.
Модели с
применением
пенопласта и
других
материалов
36
4
7
11
29
4.1. Дископлан
6
4.2. Модель самолета
«Ан-2»
4.3
Метательный
планер
4.4. Грузовик с
применением
пенопласта
6
6
6
1
1
2
1
5.
2
5
5
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
4
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
5
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
10
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
40
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое
задание,
соревнование,
Военная техника
48
8
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
4.5. Грузовик «Камаз»
12
Беседа,
рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
выставка
5.1. Модель самолета
«Рама»
3
1
2
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
4
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
5
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
12
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
17
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
30
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
34
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
5.2. Артиллерия
6
2
5.3. Военные корабли
6
1
5.4. Бронетехника
15
5.5. Реактивная
система залпового
огня БМ-13
«Катюша»
6.
7.
8.
9.
Воздушный змей.
Плоские
воздушные змеи
Миниатюрная
схематическая
модель планера
Подготовка к
соревнованиям
Итоговое занятие
18
33
39
3
1
3
5
15
1
14
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
3
1
2
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
Итого:
216
Второй год обучения:
кружка.
180 час.
83%
Содержание учебного плана
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Задачи
36 час.
17%
Обсуждение
программы
и
плана
занятий.
Организационные вопросы. Материалы, инструменты и приспособления
для занятий в кружке. Правила безопасной работы.
Практическая работа: отработка приемов работы простейшим
инструментом.
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ИЗ БУМАГИ, КАРТОНА, ДРЕВЕСИНЫ.
Расширение сведений о бумаге, картоне и древесине. Выбор масштаба
изготавливаемой модели. Составление эскизов плоских деталей. Чтение
чертежей простых объемных деталей. Соединение деталей из древесины
склеиванием.
Практическая работа: перевод на заготовку из фанеры рисунка,
чертежа при помощи копировальной бумаги. Сборочный чертеж и
использование его при изготовлении моделей. Изготовление моделей
самолетов, метательного планера, автомобиля, самоходного катера.
Изготовление катапульты. Окончательная отделка поделок: обработка
шлифовальной шкуркой, подготовка поверхности под покраску. Покраска
моделей разными способами.
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
3. ВЕРТОЛЕТ «МУХА»
Первоначальные сведения о принципах работы воздушного винта,
создание им силы тяги. Знакомство с историей возникновения и применения
вертолета. Основные элементы вертолета.
Практическая работа: самостоятельная заготовка винтов, шаблонов.
Изготовление простейшей модели вертолета «Муха».
4. МОДЕЛИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕНОПЛАСТА И ДР. МАТЕРИАЛОВ.
Использование пенопласта в технике и моделизме. Сведения о
свойствах пенопласта. Особенности механической обработки. Правила
безопасности при работе с пенопластом. Ознакомление и работа с бальзой.
Знакомство и способы работы с современными материалами. Понятия:
консоль крыла, профиль, лонжерон, пенопласт и его производные.
Практическая работа: демонстрация прочности пенопластового
образца. Изготовление моделей – планеров, автомобилей с применением
пенопласта. Изготовление простейших моделей с использованием бальзы.
Художественное оформление изготовленных моделей.
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
5. ВОЕННАЯ ТЕХНИКА.
История развития технических средств передвижения – первые автомобили.
Автотранспорт периода Великой Отечественной войны. Современные
транспортные
средства:
автомобили,
бронетранспортеры,
вездеходы.
Самолёты– первые самолеты, планера, военные самолеты, современные
лайнеры. Корабли (гражданские, военные). Виды самолетов военной и
гражданской авиации. Летчик-испытатель В. Чкалов. Роль летчиков – героев
в исходе Великой Отечественной войны. Подвиг А. Покрышкина, А.
Маресьева. Женщины на войне: создание первого женского отряда
бомбардировщиков Полины Расковой. Морской флот и автомобили в годы
войны и в современности. Сходство и различие. Моторные и парусные суда.
Отечественная и зарубежная автопромышленность.
Практическая работа: работа с шаблонами, перевод рисунка, чертежа
при помощи копировальной бумаги. Технологические операции: складывание,
сгибание, надрезание, резание, прокалывание. Изготовление
моделей
военных лет и современной военной техники с применением пенопласта,
древесины и других материалов. Оформление моделей. Выставка моделей
«Военная серия».
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
6. ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ.
История развития воздушных змеев. Китай как пионер змеестроения.
Практическое использование воздушного змея как первого летательного
аппарата. Змеи-наблюдатели, змеи-разведчики. Виды, формы змеев. Ветер,
его скорость и направление, сила. Основы полета воздушного змея, принцип
подъемной силы воздушного змея. Знакомство с культурой разных стран,
флаги (государственный символ, символ городов, сигнальные, андреевский
флаг). Расширение знаний и навыков по постройке воздушных змеев.
Понятия: воздушный змей, леер, художественный образ, эскиз.
Практическая работа: постройка простейшего плоского воздушного
змея. Запуск построенных змеев, их художественное оформление.
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
7. МИНИАТЮРНАЯ СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА
Беседа о понятии «планер», основных частях планера, основах
аэродинамики, основах полета планера, повторение материала о силе и
направлении ветра, о его влиянии на полет.
Практическая работа: изготовление съемных частей планера, работа
с деревообрабатывающим инструментом, обработка (шлифовка) готовых
деталей, сборка готового планера, оформление. Нахождение центра
тяжести, пробные запуски модели, устранение отмеченных неполадок в
конструкции и регулировке модели, соревнования с готовыми моделями.
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
8. ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ И СОРЕВНОВАНИЯ.
Знакомство с основными правилами соревнований по воздушным
змеям и метательным моделям планеров, правила поведения участника
соревнований, техника безопасности при запуске моделей.
Практическая
работа:
Участие
Положений и календарю соревнований.
в
соревнованиях
согласно
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Подведение итогов работы за год. Беседа об отечественной военной
технике. Правила соревнований.
Практическая работа: самостоятельный подбор и регулировка
моделей, подготовка к заключительным межкружковым соревнованиям.
Проведение соревнований. Награждение участников.
Форма контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое
задание, тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс,
мониторинг, соревнование и т.д.
Темы занятий могут меняться.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Клочихина Татьяна Алексеевна
Творческое объединение: «Начальное техническое моделирование «Школа
юных изобретателей и инженеров»
Место проведения: ул. Рылеева 7, кабинет 3
Форма занятия: очная
Месяц: сентябрь - май
№
1
2
3
4
5
6
дата
1 год обучения
Кол
Название темы
Форма контроля
-во
час.
05.09 2 Вводное занятие.
Практические задания на
Проведение
первичного определение навыков и
инструктажа.
умений.
Раздел 2. Графическая подготовка. (24 часа)
08.09 2 Рабочие
операции, Беседа,
рассказ,
инструменты
для
ручного творческая
работа,
труда, материалы. Рисуем практическая
работа,
автомашину будущего.
тестовое задание
12.09 2 Учимся чертить линии. Делаем Беседа,
рассказ,
аппликацию
«Вертолетик творческая
работа,
дружбы»
практическая
работа,
тестовое задание
15.09 2 Рабочие операции: разметка, Беседа,
рассказ,
раскрой, обработка, сборка творческая
работа,
моделей
практическая
работа,
тестовое задание
19.09 2 Знакомство с геометрическими Беседа,
рассказ,
фигурами.
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
22.09 2 Условные обозначения на Беседа,
рассказ,
графических изображениях
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
7
26.09
2
8
29.09
2
9
3.10
2
10
6.10
2
11
10.10
2
12
13.10
2
13
17.10
2
14
20.10
2
15
24.10
2
16
27.10
2
Изготовление
модели автобуса
упрощённой Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Графическая
подготовка. Беседа,
рассказ,
Изготовление
чертежа творческая
работа,
пирамиды
практическая
работа,
тестовое задание
Основные графические знания Беседа,
рассказ,
и умения работа с чертежами
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Основные графические знания Беседа,
рассказ,
и умения работа с чертежами
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Основные графические знания Беседа,
рассказ,
и умения работа с чертежами
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Основные графические знания Беседа,
рассказ,
и умения работа с чертежами
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Основные графические знания Беседа,
рассказ,
и умения работа с чертежами
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Раздел 3. Автомобили. (84 часа)
История создания автомобиля. Беседа,
рассказ,
История создания автомобиля. творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Классификация
автомашин. Беседа,
рассказ,
Изготовление
простейших творческая
работа,
моделей автомобилей
практическая
работа,
тестовое задание
Технология
изготовления Беседа,
рассказ,
макетов
и
моделей творческая
работа,
автомобилей.
17
31.10
2
Основные части автомобиля:
двигатель,
движитель,
передающий
механизм,
механизм
управления,
основание.
Изготовление
простейших
моделей
автомобилей
Основные части автомобиля:
двигатель,
движитель,
передающий
механизм,
механизм
управления,
основание.
Изготовление
простейших
моделей
автомобилей
Устройство
колеса.
Изготовление
простейших
моделей автомобилей
18
1.11
2
19
3.11
2
20
7.11
2
Изготовление
простейших
моделей автомобилей
21
10.11
2
Изготовление
простейших
моделей автомобилей
22
14.11
2
Изготовление
простейших
моделей автомобилей
23
17.11
2
Элементы
эстетики.
24
21.11
2
Осмотр модели грузовика,
основные
составляющие.
Изготовление
чертежа
технической
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
грузовика, сбор модели
Изготовление
простейшей
модели грузовика, оформление
модели
25
24.11
2
26
28.11
2
Изготовление
модели
легкового
автомобиля
по
распечаткам из компьютера
27
1.12
2
Изготовление чертежа модели
«Тойота»
28
5.12
2
Изготовление
модели
«Тойота», оформление
29
8.12
2
Изготовление
модели
«Тойота», оформление
30
12.12
2
Изготовление чертежа модели
«Лимузин»
31
15.12
2
Изготовление
«Лимузин»
32
19.12
2
Изготовление
модели
«Лимузин». Оформление
33
22.12
2
Изготовление чертежа модели
«Автобус»
34
26.12
2
Изготовление
модели
«Автобус», оформление
модели
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
35
29.12
2
Изготовление чертежа модели
«Камаз»
36
12.01
2
Изготовление модели «Камаз»
37
16.01
2
Изготовление модели «Камаз»,
оформление
38
19.01
2
Изготовление чертежа модели
«Лада»
39
23.01
2
Изготовление модели «Лада»
40
26.01
2
Изготовление чертежа модели
«Джип»
41
30.01
2
Изготовление модели «Джип»
42
02.02
2
Изготовление модели «Джип»,
оформление
43
06.02
2
Техника «Папье-Маше»
Изготовление
модели
легкового автомобиля
44
09.02
2
Изготовление
модели
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
легкового
оформление
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
автомобиля, творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
13.02 2 Назначение
и
виды Беседа,
рассказ,
автотранспорта. Изготовление творческая
работа,
модели легкового автомобиля практическая
работа,
«Рено»
тестовое задание
16.02 2 Изготовление
модели Беседа,
рассказ,
легкового
автомобиля
по творческая
работа,
распечаткам из компьютера
практическая
работа,
тестовое задание
20.02 2 Тематическая игра-викторина
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
23.02 2 Сельскохозяйственная техника. Беседа,
рассказ,
Изготовление аппликации.
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
27.02 2
Изготовление
чертежа Беседа,
рассказ,
простейшей модели трактора.
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
02.03 2 Изготовление
простейшей Беседа,
рассказ,
модели трактора, оформление
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
06.03 2 Изготовление прицепа для Беседа,
рассказ,
трактора
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
13.03 2 Изготовление прицепа для Беседа,
рассказ,
трактора
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
16.03 2 Подготовка к соревнованиям
Соревнование
20.03 2 Подготовка к соревнованиям
Соревнование
23.03 2 Подготовка к соревнованиям
Соревнование
Раздел 4. Судомоделирование и летающие модели. (24 часа)
56
27.03
2
Ознакомление учащихся с
историей
развития
кораблестроения,
судомоделизма в нашей стране.
Изготовление
простейшей
лодки.
Водный транспорт: речной и
морской
57
30.03
2
58
03.04
2
59
06.04
2
60
10.04
2
Изготовление
оформление модели
катера,
61
13.04
2
Изготовление
оформление модели
катера,
62
17.04
2
Исторя авиаконструирования.
Изготовление
объемной
аппликации. Тема «Самолеты»
63
20.04
2
64
24.04
2
Технология
изготовления
авиамоделей из бумаги и
картона. Изготовление модели
«Искра»
Изготовление
модели
«Альбатрос»
65
27.04
2
Важнейшие качества судов:
плавучесть,
устойчивость,
непотопляемость. Работа над
чертежом катера
Изготовление
катера,
оформление модели
Изготовление
модели
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Беседа,
рассказ,
«Альбатрос»
66
67
68
69
70
71
72
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
04.05 2 Подготовка к соревнованиям
Соревнование
08.05 2 Подготовка к соревнованиям
Соревнование
Раздел 5. Подготовка к массовым мероприятиям. (10 часов)
15.05 2 Изготовление
сувенира Беседа,
рассказ,
«Новогодняя открытка»
творческая
работа,
Значение
инновации
в практическая
работа,
современном мире. Техника тестовое задание
«Скрапбукинг»
18.05 2 Изготовление
сувенира Беседа,
рассказ,
«Грузовик для Деда Мороза»
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
22.05 2 Изготовление
сувенира Беседа,
рассказ,
«Снеговик»
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
25.05 2 Изготовление сувенира к 23 Беседа,
рассказ,
февраля
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
29.05 2 Изготовление сувенира к 8 Беседа,
рассказ,
марта «Букет»
творческая
работа,
практическая
работа,
тестовое задание
Всег 144
о
часо
в
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Клочихина Татьяна Алексеевна
Творческое объединение: «Начальное техническое моделирование «Школа
юных изобретателей и инженеров»
Место проведения: ул. Рылеева 7, кабинет 3
Форма занятия: очная
Месяц: сентябрь - май
№
дата
2 год обучения
Ко
Название темы
Форма контроля
лво
час
.
1 5.09
3 Вводное занятие.
Практические задания
Проведение
первичного на
определение
инструктажа.
навыков и умений.
Раздел 2. Изготовление моделей из бумаги, картона, древесины. (24
часов)
2 8.09
3 Изготовление планера на рейке.
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
3 12.0
3 Изготовление планера на рейке.
Беседа,
рассказ,
9
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
4 15.0
3 Изготовление
модели
яхты. Беседа,
рассказ,
9
Подготовка отдельных деталей. творческая
работа,
Сборка модели.
практическая работа,
опрос
5 19.0
3 Изготовление
модели
яхты. Беседа,
рассказ,
9
Подготовка отдельных деталей. творческая
работа,
Сборка модели. Оформление
практическая работа,
опрос
6 22.0
3 Изготовление автомобиля на Беседа,
рассказ,
9
деревянной основе. Перенесение творческая
работа,
чертежа на картон. Сборка практическая работа,
модели.
опрос
7 26.0
3 Изготовление автомобиля на Беседа,
рассказ,
9
деревянной основе.
Сборка творческая
работа,
модели. Изготовление деревянной практическая работа,
основы.
опрос
8 29.0
3 Изготовление автомобиля на Беседа,
рассказ,
9
9
03.1
0
3
10
06.1
0
3
11
10.1
0
3
деревянной основе.
Сборка творческая
работа,
модели. Изготовление деревянной практическая работа,
основы. Оформление.
опрос
Изготовление автомобиля на Беседа,
рассказ,
деревянной основе.
Сборка творческая
работа,
модели. Оформление. Подготовка практическая работа,
к выставке
опрос
Раздел 3. Вертолет «Муха». (15 часов)
Вертолет
«Муха»
Беседа,
рассказ,
Первоначальные сведения о
творческая
работа,
принципах работы воздушного
практическая работа,
винта, создание им силы тяги.
опрос
Знакомство
с
историей
возникновения и применения
вертолета. Основные элементы
вертолета.
Вертолет
Самостоятельная
винтов, шаблонов.
«Муха». Беседа,
рассказ,
заготовка творческая
работа,
практическая работа,
опрос
12 13.1
3 Вертолет
«Муха». Беседа,
рассказ,
0
Самостоятельная
заготовка творческая
работа,
винтов, шаблонов.
практическая работа,
опрос
13 17.1
3 Вертолет «Муха». Сборка модели. Беседа,
рассказ,
0
Оформление.
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
14 20.1
3 Вертолет «Муха». Сборка модели. Беседа,
рассказ,
0
Оформление.
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
Раздел 4. Модели с применением пенопласта и других материалов. (36
часов)
15 24.1
3 Модель «Дископлан». Подготовка Беседа,
рассказ,
0
отдельных
деталей.
Сборка творческая
работа,
модели.
практическая работа,
опрос
16
27.1
0
3
17
31.1
0
3
18
01.1
1
3
19
03.1
1
3
20
07.1
1
3
21
10.1
1
3
22
14.1
1
3
23
17.1
1
3
24
21.1
1
3
Модель «Дископлан». Подготовка Беседа,
отдельных
деталей.
Сборка творческая
модели. Оформление.
практическая
опрос
Модель
«Ан-2».
Подготовка Беседа,
отдельных
деталей.
Сборка творческая
модели.
практическая
опрос
Модель
«Ан-2».
Подготовка Беседа,
отдельных
деталей.
Сборка творческая
модели. Оформление.
практическая
опрос
Использование пенопласта в Беседа,
технике и моделизме. Сведения о творческая
свойствах
пенопласта. практическая
Изготовление
модели опрос
метательного
планера.
Изготовление отдельных деталей.
Сборка.
Изготовление
модели Беседа,
метательного
планера. творческая
Изготовление отдельных деталей. практическая
Сборка. Центровка. Регулировка опрос
моделей.
Изготовление
грузовика
с Беседа,
применением
пенопласта. творческая
Особенности
механической практическая
обработки пенопласта.
опрос
Изготовление
грузовика
с Беседа,
применением
пенопласта. творческая
Оформление модели.
практическая
опрос
История
отечественного Беседа,
автопрома. Изготовление модели творческая
«Камаз». Подготовка чертежа.
практическая
опрос
Изготовление отдельных деталей Беседа,
модели «Камаз».
творческая
практическая
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
25
24.1
1
3
26
28.1
1
3
27
01.1
2
3
28
05.1
2
3
29
08.1
2
3
30
12.1
2
3
31
15.1
2
3
32
19.1
1
3
33
22.1
1
3
опрос
Изготовление отдельных деталей Беседа,
модели «Камаз».
творческая
практическая
опрос
Изготовление отдельных деталей Беседа,
модели «Камаз». Оформление
творческая
практическая
опрос
Раздел 5. Военная техника. (48 часов)
История развития технических Беседа,
средств передвижения – первые творческая
автомобили.
Автотранспорт практическая
периода Великой Отечественной опрос
войны. Модель самолета «Рама»
Артиллерия. Тяжелая артиллерия Беседа,
Великой Отечественной войны. творческая
Изготовление Противотанковой практическая
пушки.
опрос
Полевая артиллерия Великой Беседа,
Отечественной
войны. творческая
Изготовление Противотанковой практическая
пушки.
опрос
История создания ВМФ России. Беседа,
Изготовление чертежа модели творческая
военного корабля.
практическая
опрос
Изготовление модели военного Беседа,
корабля. Оформление.
творческая
практическая
опрос
Бронетехника времен Великой Беседа,
Отечественной
войны. творческая
Изготовление чертежа модели практическая
танка.
опрос
Современные
модели Беседа,
Бронетехники
России. творческая
Изготовление чертежа модели практическая
танка.
опрос
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
26.1
1
3
Герои Великой отечественной Беседа,
войны. Сборка модели танка.
творческая
практическая
опрос
29.1
3 Сборка модели танка.
Беседа,
1
творческая
практическая
опрос
12.0
3 Сборка
модели
танка. Беседа,
1
Оформление.
творческая
практическая
опрос
16.0
3 Изготовление чертежа модели Беседа,
1
БМ-13 «Катюша»
творческая
практическая
опрос
19.0
3 Изготовление чертежа модели Беседа,
1
БМ-13 «Катюша»
творческая
практическая
опрос
23.0
3 Изготовление модели БМ-13 Беседа,
1
«Катюша»
творческая
практическая
опрос
26.0
3 Изготовление модели БМ-13 Беседа,
1
«Катюша»
творческая
практическая
опрос
30.0
3 Изготовление модели БМ-13 Беседа,
1
«Катюша». Оформление.
творческая
практическая
опрос
02.0
3 Изготовление модели БМ-13 Беседа,
2
«Катюша». Оформление.
творческая
практическая
опрос
6. Воздушный змей. Плоские воздушные змеи (33 часа)
06.0
3 История развития воздушных Беседа,
2
змеев.
Китай
как
пионер творческая
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
змеестроения.
Подготовка
и
изготовление
отдельных
элементов плоского Воздушного
змея.
Практическое
использование
воздушного змея как первого
летательного аппарата. Змеинаблюдатели,
змеи-разведчики.
Подготовка
и
изготовление
отдельных элементов плоского
Воздушного змея.
Виды, формы змеев. Ветер, его
скорость и направление, сила.
Подготовка
и
изготовление
отдельных элементов плоского
Воздушного змея.
Сборка
модели
плоского
Воздушного змея.
44
09.0
2
3
45
13.0
2
3
46
16.0
2
3
47
20.0
2
3
Сборка
модели
Воздушного змея.
плоского
48
23.0
2
3
Сборка
модели
Воздушного змея.
плоского
49
27.0
2
3
Сборка
модели
Воздушного змея.
плоского
50
02.0
3
3
Сборка
модели
Воздушного змея.
плоского
51
06.0
3
3
Сборка
модели
Воздушного змея.
плоского
практическая
опрос
работа,
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
Беседа,
рассказ,
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
Беседа,
творческая
практическая
опрос
Беседа,
творческая
практическая
опрос
Беседа,
творческая
практическая
опрос
Беседа,
творческая
практическая
опрос
Беседа,
творческая
практическая
опрос
Беседа,
творческая
практическая
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
опрос
52 13.0
3 Оформление модели плоского Беседа,
3
Воздушного
змея.
Пробные творческая
запуски.
практическая
опрос
53 16.0
3 Оформление модели плоского Беседа,
3
Воздушного
змея.
Пробные творческая
запуски.
практическая
опрос
7. Миниатюрная схематическая модель планера. (39 часов)
54 20.0
3 Беседа о понятии «планер», Беседа,
3
основных
частях
планера. творческая
Изготовление планера.
практическая
опрос
55 23.0
3 Беседа об основах аэродинамики, Беседа,
3
основах
полета
планера. творческая
Изготовление планера.
практическая
опрос
56 27.0
3 Подготовка
и
изготовление Беседа,
3
отдельных элементов планера.
творческая
практическая
опрос
57 30.0
3 Подготовка
и
изготовление Беседа,
3
отдельных элементов планера.
творческая
практическая
опрос
58 03.0
3 Подготовка
и
изготовление Беседа,
4
отдельных элементов планера.
творческая
практическая
опрос
59 06.0
3 Подготовка
и
изготовление Беседа,
4
отдельных элементов планера.
творческая
практическая
опрос
60 10.0
3 Подготовка
и
изготовление Беседа,
4
отдельных элементов планера.
творческая
практическая
опрос
61 13.0
3 Подготовка
и
изготовление Беседа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
работа,
работа,
рассказ,
4
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
отдельных элементов планера.
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
17.0
3 Подготовка
и
изготовление Беседа,
рассказ,
4
отдельных элементов планера.
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
20.0
3 Подготовка
и
изготовление Беседа,
рассказ,
4
отдельных элементов планера.
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
24.0
3 Подготовка
и
изготовление Беседа,
рассказ,
4
отдельных элементов планера.
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
27.0
3 Сборка миниатюрной модели Беседа,
рассказ,
4
схематического планера.
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
04.0
3 Сборка миниатюрной модели Беседа,
рассказ,
5
схематического планера.
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
Раздел 8. Подготовка к соревнованиям и соревнования (15 часов)
08.0
3 Подготовка к соревнованиям
Соревнование
5
15.0
3 Подготовка к соревнованиям
Соревнование
5
18.0
3 Подготовка к соревнованиям
Соревнование
5
22.0
3 Подготовка к соревнованиям
Соревнование
5
25.0
3 Подготовка к соревнованиям
Соревнование
5
29.0
3 Итоговое занятие
Беседа,
рассказ,
5
творческая
работа,
практическая работа,
опрос
Всег 216
о
часо
в
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного
года
Таблица 2.1.1.
36 недель
1 год обучения (от 144 час. -72 дня)
2 год обучения (от 216 час. - 108
дней)
С 16.09.2024 для обучающихся 1
года обуч. 30.05.2025 г.
С 02.09.2024 для обучающихся 2
года обуч. 31.05.2024 г.
входная- октябрь
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 года
обучения
ДОП на 2 года
в конце 2 года обучения (май)
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Аспекты
Характеристика
М а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к о е 1.Помещение
обеспечение
Таблица 2.2.1.
оборудовано
многофункциональных
для
занятий
(учебный класс, доска, шкаф для
материалов и инструментов).
2.Ноутбуки.
3.Таблицы, плакаты, схемы, книги,
фотографии,
журналы,
шаблоны, трафареты и тд.
альбомы,
4.Методическая литература.
Информационное обеспечение
Ссылки:
5.Канцелярские принадлежности.
- https://only-paper.ru/
- https://ru.pinterest.com/
-https://dzen.ru/list/travel/podelki-izbumagi-s-detmi-7-let
-www.rocman.ru
- https://model-lavka.ru/catalog
- https://ru.pinterest.com/
Кадровое обеспечение
ПДО
объединения
«Начальное
техническое моделирование «Школа
юных изобретателей и инженеров»
первой квалификационной категории.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формы контроля: беседа, рассказ, практическая работа, творческое задание,
тестовое задание, текущий контроль, тест, опрос, конкурс, мониторинг,
соревнование т.д.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития высших
психических функций ребёнка
Уровень развития социального
Методики
Таблица 2.4.1.
Учебно-методическое пособие
«Мониторинг качества образовательного
процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К.
Михайлова
Показатели качества
реализации ДООП
опыта учащихся
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального
опыта учащихся
Методики
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И. Мокшанцева)
«Организация и оценка
Уровень сохранения и укрепления здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений» под ред.
здоровья учащихся
М.М. Безруких Ссылка:
Уровень теоретической
Разрабатываются ПДО самостоятельно
подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности
Изучение удовлетворенности родителей
родителей предоставляемыми
работой образовательного учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н. Степановой)
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Частично-поисковый
Исследовательский
Игровой
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Выставка
Галерея
Защита проекта
Игра
Презентация
Мини-конференция
Мастер-класс
Мини-фестиваль
Турнир
Педагогические технологии с указанием автора:
Технология индивидуального обучения Технология группового обучения -
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология.
Информационно-коммукативная технология
Личностно-ориентированное обучения
Раздаточные материалы
Дидактические материалы: ссылка на папку
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
1.6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей
и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.
2. Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юных
техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.
3. Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.:
«Просвещение», 1971.
4. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:
Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение,
1982.
5. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 1988.
6. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.
7. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94
современные модели. - М.: Лирус, 1995.
8. Майорова И.Г. ; Романина В.И. . Дидактический материал по трудовому
обучению 1 кл. Пособие для учащихся нач. шк. М.: Просвещение, 1986 – 96
с. ил.
9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение , 1988 .
10. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования
/ В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
11. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС , 2003.
12. Методист. Научно - методический журнал . № № 1,2,3,4,5 2008.
13. Бюллетень программно – методических материалов для учреждений
дополнительного образования детей (региональный опыт) . № № 1,2,З 2008.
14. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего
класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.
15. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для
педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.
16. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго
класса. 3-е изд., исправленное. - Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.
17. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. –
Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. –
80 с.
18. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.
- https://only-paper.ru/
- https://ru.pinterest.com/
-https://dzen.ru/list/travel/podelki-iz-bumagi-s-detmi-7-let
-www.rocman.ru
- https://model-lavka.ru/catalog
- https://ru.pinterest.com/