Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.3.
Содержание программы
1.2.
Цель, задачи, ожидаемые результаты
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
2.3.
Формы аттестации
2.2.
2.4.
Условия реализации программы
Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6
Список литературы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника. Продвинутый
уровень» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативноправовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wp-
content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-
ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г.
№ ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
общеобразовательных
и
программ
образовательных технологий»
социализации
с
и
дополнительных
применением
дистанционных
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав учреждения утв. Приказом Комитета по образованию Администрации
г.Улан-Удэ от 27.10.2023 г. №104
https://syute.buryatschool.ru/upload/buryascsyute_new/files/53/fe/53fec2adc8c093
777b20bb4d16cb315a.pdf
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы от 02.09.2020 г.
https://syute.buryatschool.ru/upload/buryascsyute_new/files/8d/e5/8de5508600e13
c2373a063677f022b49.pdf
Актуальность:
Современный мир стремительно меняется под воздействием новых
технологий, что задает особые требования к человеку, как взрослому, так и
ребенку, создает новые профессии и возможности.
В настоящее время автоматизация достигла такого уровня, при котором
технические объекты выполняют не только функции по обработке материальных
предметов,
но
и
начинают
выполнять
обслуживание
и
планирование.
Человекоподобные роботы уже выполняют функции секретарей и гидов.
Робототехника уже выделена в отдельную отрасль.
Робототехника - это проектирование, конструирование и программирование
всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную
структуру и обладающих мощными микропроцессорами.
Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту,
когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
робототехника и программирование, логика, основы инженерии, основы
механики и физики.
Вид программы: адаптированная
Направленность программы: научно-техническая.
Адресат программы: школьники (1-11 класс)
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы - 2 года
1 год обучения - 144 часа. (1 час = 40 мин.)
2 год обучения - 216 час. (1 час = 40 мин.)
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы разновозрастные (преемственная связь).
Режим занятий:
Первая группа первого года обучения: 2 час х 2 раза в нед. = 4 час в нед.
Вторая группа первого года обучения: 2 час х 2 раза в нед. = 4 час в нед.
Третья группа второго года обучения: 3 часа х 2 раза в нед. = 6 час в нед.
Четвертая группа второго года обучения: 3 час х 2 раза в нед. = 6 час в нед.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цели программы: Развитие у ученика основ инженерно-технических
навыков, логического мышления, программирования, знакомство с основами
робототехники, способности к самообучению, применения своей фантазии на
практике и уверенности в своих силах.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- сформировать у детей теоретические и практические знания о процессе
создания программируемого механизма;
- формирование умений и навыков конструирования;
- формирование навыков программирования;
- стимулировать познавательную активность;
- обучить детей созданию механизмов, изделий из конструкторов Лего;
- знакомство с понятием компьютерного программирования и обучение
основам работы в компьютерных программах.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
- развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным
результатом;
- развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой
замысел;
- развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке
моделей;
- развивать умения творчески подходить к решению задачи;
- развивать применение знаний из различных областей знаний;
-
развивать
умения
излагать
мысли
в
чёткой
логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путём логического рассуждения;
3. Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, ответственности, усидчивости;
- воспитание нравственных качеств личности ребёнка, эмоционально-
эстетического восприятия окружающего мира;
- воспитание аккуратности, целеустремленности, умения доводить начатое
до логического завершения;
- формирование этических норм в межличностном общении;
- формирование гражданственности и патриотизма через создание
предметов и механизмов окружающего мира.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Тема занятия
1. Вводное занятие.
Количество часов
Всего
9
Теория Практика
3
6
Базовая модель
«пятиминутка».
2. Программирование через
контроллер NXT. Понятие
3. Программирование с
датчиками.
4. Механическая передача.
5.
Программирование в NXTG
6. Полный привод.
7.
Совместное использование
датчиков
8. Транспортные средства.
аттестации/контроля
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ,
12
4
8
«Алгоритм».
Использование датчиков.
Формы
12
12
4
4
8
8
практическая работа,
творческая задание
Беседа, рассказ,
практическая работа
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание
Беседа, рассказ,
21
7
14
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
9
3
6
9
3
6
9
3
6
Беседа, рассказ,
практическая работа
Беседа, рассказ,
практическая работа
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание
9.
Промышленные
9
механизмы.
3
Беседа, практическая
6
10.Задачи для робота
33
11
22
Защита проекта «Мой
11.
робот»
9
0
9
работа, творческое
задание
Беседа, практическая
работа, тестовое
задание
Творческое задание
Итого: 144
Содержание программы 1 года обучения:
1. Введение в робототехнику. – 9 ч.
Введение понятия «робот». История развития робототехники. Поколения роботов.
Классификация роботов. Применение роботов в различных сферах жизни
человека, значение робототехники. Значимость робототехники в учебной
дисциплине информатика Показ действующей модели робота и его программ: на
основе датчиков освещения, расстояния, звука и касания. Робоспорт.
Практическая работа. Сборка робота на свободную тему.
2. Базовая модель «Пятиминутка. – 12ч.
Ознакомление с комплектомдеталей для изучения робототехники: контроллер,
сервоприводы, соединительные кабели, датчики, порты подключения. Понятие
«Алгоритм».
Практическая
работа.
Сборка
Программирование через контроллер NXT.
базовой
модели
«Пятиминутка».
3. Использование датчиков. Программирование с датчиками. – 12ч.
Программирование с датчиками расстояния, касания, освещённости, звука.
Движение до препятствия. Лабиринт. Движение до линии.
4. Механическая передача – 12 ч.
Виды механических передач. Передаточное отношение, передаточное число,
редуктор.
Практическая работа. Сборка простейших механических передач. Сборка
редуктора.
5. Ознакомление с визуальной средой программирования – 21ч.
Знакомство
с
программами,
Robolab,
RobotC.
Понятие
«среда
программирования», «алгоритм». Программирования по заданным задачам.
Практическая работа. Программирование в NXT-G. Алгоритмы «сумо, борьба,
кегельринг, лабиринт, ползун и т.п.»
6. Полный привод. – 9ч.
Функции полного привода. Виды.
Практическая работа. Сборка тележки с полным приводом.
7. Совместное использование датчиков. – 9ч.
Совместное использование однотипных датчиков.
Практическая работа. Алгоритмы «лабиринт, сложный ползун и т.п.».
8. Транспортные средства. – 9ч.
Виды транспорта и их особенности. Рулевое управление.
т.п.).
Практическая работа. Сборка тележек (гонка, вездеход, джип, грузовик и
9. Промышленные механизмы. – 9ч.
Понятие «промышленные механизмы».
Практическая работа. Сборка промышленных механизмов (сортировщик,
подъёмник, уборщик, конвейер, строительные механизмы и т.п.).
10. Задачи для робота. – 33ч.
Соревнования, олимпиады среди кружковцев.
Практическая работа. Программирование роботов для соревнований:
траектория, сумо; биатлон; гонки, шагоход и т.п.
11. «Мой Робот». – 9ч.
Практическая работа. Создание собственных роботов учащимися и их
презентация.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема занятия
Вводное занятие по
роботам TETRIX
Базовая модель TETRIX.
Использование датчиков.
Программирование с
датчиками.
Механическая передача.
Программирование в
Arduino
Полный привод.
Совместное использование
датчиков
Транспортные средства.
Промышленные
механизмы.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
14
5
9
18
18
18
6
6
6
12
12
12
Формы
аттестации/контроля
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ,
практическая работа,
задание
Беседа, рассказ,
практическая работа
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание
Беседа, рассказ,
21
6
12
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
18
6
12
18
6
12
18
18
6
6
12
12
Беседа, рассказ,
практическая работа
Беседа, рассказ,
практическая работа
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание
Беседа, практическая
работа, творческое
задание
10. Задачи для робота
11.
Защита проекта «Мой
робот»
33
11
22
22
0
22
Беседа, практическая
работа, тестовое
задание
Творческое задание
Итого: 216
Содержание программы 2 года обучения
1. Введение в Tetrix. – 14 ч.
Знакомство с набором для робототехники Tetrix. Показ действующей модели
робота и его программ: на основе датчиков освещения, расстояния, звука и
касания.
Практическая работа. Сборка робота на свободную тему.
2. Базовая модель Tetrix – 18ч.
Ознакомление с комплектомдеталей для изучения робототехники: контроллер,
сервоприводы, соединительные кабели, датчики, порты подключения. Понятие
«Алгоритм».
Практическая работа. Сборка базовой модели. Программирование через
контроллер Tetrix.
3. Использование датчиков. Программирование с датчиками. – 18ч.
Программирование с датчиками расстояния, касания, освещённости, звука.
Движение до препятствия. Лабиринт. Движение до линии.
4. Механическая передача – 18 ч.
Виды механических передач. Передаточное отношение, передаточное число,
редуктор.
Практическая работа. Сборка простейших механических передач. Сборка
редуктора.
5. Ознакомление с визуальной средой программирования – 21ч.
Знакомство с программами. Понятие «среда программирования», «алгоритм».
Программирования по заданным задачам.
Практическая работа. Программирование в Arduino. Алгоритмы «сумо, борьба,
кегельринг, лабиринт, ползун и т.п.»
6. Полный привод. – 18ч.
Функции полного привода. Виды.
Практическая работа. Сборка тележки с полным приводом.
7. Совместное использование датчиков. – 18ч.
Совместное использование однотипных датчиков.
Практическая работа. Алгоритмы «лабиринт, сложный ползун и т.п.».
8. Транспортные средства. – 18ч.
Виды транспорта и их особенности. Рулевое управление.
т.п.).
Практическая работа. Сборка тележек (гонка, вездеход, джип, грузовик и
9. Промышленные механизмы. – 18ч.
Понятие «промышленные механизмы».
Практическая работа. Сборка промышленных механизмов (сортировщик,
подъёмник, уборщик, конвейер, строительные механизмы и т.п.).
10. Задачи для робота. – 33ч.
Соревнования, олимпиады среди кружковцев.
Практическая работа. Программирование роботов для соревнований:
траектория, сумо; биатлон; гонки, шагоход и т.п.
11. «Мой Робот». – 22ч.
Практическая работа. Создание собственных роботов учащимися и их
презентация.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Рассказ,
беседа,
09
23
5.
Беседа,
15.00 – 17.20
сентябрь
16
прак.
работа
Рассказ,
беседа,
октябрь
07
часов
3
3
3
3
прак.
Повтор темы.
Сборка робота на свободную
тему.
Программирование с датчиками.
контроля
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
практическое
задание
Движение до препятствия.
Использование датчиков.
Программирование с датчиками.
касания.
3
Форма
Использование датчиков.
Программирование с датчиком
работа
беседа,
«Алгоритм».
расстояния.
прак.
Рассказ,
Программирование через
Программирование с датчиком
работа
беседа,
Базовая модель «пятиминутка».
контроллер NXT. Понятие
прак.
Рассказ,
30
тему.
прак.
работа
3.
Сборка робота на свободную
прак.
работа
Тема занятия
3 Введение в робототехнику.
беседа,
2.
6.
Кол-во
Рассказ,
02
4.
занятия
1.
Форма
Время
Число
№
Месяц
2.1. УЧЕБНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
практическое
задание
Движение до препятствия.
Использование датчиков.
Программирование с датчиками.
Программирование с датчиками
практическое
задание
работа
7.
Рассказ,
беседа,
14
8.
9.
28
10.
беседа,
работа
беседа,
Программирование с датчиками.
освещённости, звука.
3
3
прак.
Виды механических передач.
практическое
задание
Соревнование «драгстер».
Повтор темы.
Сборка робота на свободную
тему.
практическое
задание
Ознакомление с визуальной
средой программирования.
Знакомство с программами,
работа
задание
Механическая передача.
передаточное число, редуктор.
3
практическое
Лабиринт.
Передаточное отношение,
работа
творческая
Использование датчиков.
расстояния, касания,
прак.
Беседа,
Движение до линии.
Программирование с датчиками
работа
Рассказ,
09
3
прак.
Рассказ,
21
освещённости, звука.
Robolab, RobotC. Понятие «среда
программирования», «алгоритм».
практическое
задание
11.
ноябрь
Программирования по заданным
Рассказ,
11
12.
беседа,
прак.
работа
18
3
Рассказ,
беседа,
прак.
3
задачам.
Программирование в NXT-G.
Алгоритм «сумо»
Программирование в NXT-G.
Алгоритм «борьба»
практическое
задание
практическое
задание
работа е
13.
Рассказ,
25
прак.
работа
14.
Рассказ,
02
беседа,
Рассказ,
09
беседа,
декабрь
16
Беседа,
твор.
работа
Рассказ,
23
18.
беседа,
30
беседа,
январь
3
беседа,
прак.
работа
Алгоритм «кегельринг»
Программирование в NXT-G.
Алгоритм «прохождение по
Программирование в NXT-G.
Алгоритм «биатлон»
Программирование в NXT-G.
Сборка робота на свободную
тему.
Полный привод.
Функции полного привода.
Виды.
Сборка тележки с полным
3
прак.
Рассказ,
13
3
работа
работа
19.
3
прак.
Рассказ,
Программирование в NXT-G.
линии - ползун»
прак.
работа
16.
3
прак.
работа
15.
17.
беседа,
3
задание
практическое
задание
практическое
задание
Тест,
творческое
задание
практическое
задание
приводом.
Совместное использование
однотипных датчиков.
Алгоритмы «лабиринт, сложный
3
практическое
ползун и т.п.».
Транспортные средства.
Виды транспорта и их
особенности. Рулевое
управление.
практическое
задание
практическое
задание
20.
Рассказ,
20
прак.
работа
21.
Рассказ,
27
беседа,
Рассказ,
03
23.
беседа,
февраль
25.
24
3
работа
Понятие «промышленные
практическое
задание
практическое
задание
Промышленные механизмы.
Понятие «промышленные
практическое
задание
механизмы и т.п.).
Промышленные механизмы.
Понятие «промышленные
механизмы».
Сборка робота «строительные
3
задание
уборщик».
конвейер, строительные
3
практическое
Промышленные механизмы.
Сборка робота «подъёмник,
работа
прак.
Сборка тележек «грузовик».
механизмы».
прак.
Беседа,
Транспортные средства.
Сборка робота «сортировщик,
работа
беседа,
Сборка тележек «вездеход,
механизмы».
прак.
Рассказ,
17
3
работа
беседа,
10
3
прак.
Рассказ,
Транспортные средства.
джип».
прак.
работа
22.
24.
беседа,
3
Сборка тележек «гонки».
практическое
задание
механизмы».
Задачи для робота.
Соревнования, олимпиады среди практическое
кружковцев.
Сумо.
задание
26.
Беседа,
02
14
28.
29.
прак.
30.
31.
прак.
апрель
06
прак.
20
прак.
3
3
прак.
Соревнования, олимпиады среди практическое
Кегельринг.
Соревнования, олимпиады среди практическое
Траектория
Соревнования, олимпиады среди практическое
Биатлон.
задание
Задачи для робота.
Соревнования, олимпиады среди практическое
Драгстер.
задание
Задачи для робота.
Соревнования, олимпиады среди практическое
Стрельба.
задание
Задачи для робота.
Соревнования, олимпиады среди практическое
кружковцев.
3
задание
Задачи для робота.
кружковцев.
3
задание
Задачи для робота.
кружковцев.
3
задание
Задачи для робота.
кружковцев.
работа
Беседа,
Борьба.
кружковцев.
работа
Беседа,
13
3
работа
Беседа,
Соревнования, олимпиады среди практическое
кружковцев.
работа
Беседа,
30
3
работа
прак.
Задачи для робота.
кружковцев.
работа
Беседа,
23
33.
прак.
Беседа,
16
32.
работа
Беседа,
март
27.
прак.
3
Знамя.
Задачи для робота.
Соревнования, олимпиады среди
задание
практическое
задание
работа
34.
Беседа,
27
35.
37.
38.
май
11
18
25
Аспекты
прак.
3
Задачи для робота.
Соревнования, олимпиады среди практическое
задание
Футбол.
Задачи для робота.
Соревнования, олимпиады среди практическое
задание
кружковцев.
Творческая 3
работа
Творческая 3
работа
Творческая 3
работа
Знамя.
кружковцев.
работа
Футбол.
«Мой Робот».
Создание собственных роботов
творческое
задание
учащимися и их презентация.
«Мой Робот».
Создание собственных роботов
творческое
задание
учащимися и их презентация.
«Мой Робот».
Создание собственных роботов
творческое
учащимися и их презентация.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое
обеспечение
3
работа
Беседа,
04
36.
прак.
кружковцев.
Характеристика
1.Расположение: 1 этаж, кабинет №4.
Помещение, оборудованное для
многофункциональных занятий (учебный
класс, шкаф для материалов и
инструментов, стол для робототехники).
2.Технические средства обучения
(-Интерактивная панель;
задание
-Наборы конструкторов Lego Education Spike
Essential;
-Наборы конструкторов LEGO MINDSTORMS
EV3;
-Наборы конструкторов TETRIX;
-Наборы конструкторов FABLE;
- Ноутбуки.)
3. Соревновательные поля.
4. Информационно-технические средства
- https://spike.legoeducation.com/
Информационное
- https://education.lego.com/en-us/teach/
обеспечение
- https://ru.pinterest.com/
Ссылки:
- https://robotbaza.ru/blogs/blog/trafarets
Кадровое обеспечение
ПДО объединения «Робототехника» без
категории
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: зачет на основе работы на основе проекта,
беседа, опрос, межгрупповые соревнования, работа на основе проекта, показ и
выступление с моделью, интеллектуальные викторины и т.д.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Показатели качества
Методики
реализации ДООП
Уровень развития творческого
Учебно-методическое
Уровень развития высших
процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К.
потенциала учащихся
психических функций ребёнка
Уровень развития социального
пособие
«Мониторинг качества образовательного
Михайлова
опыта учащихся
Уровень развития творческого
Методика «Креативность личности» Д.
Уровень развития социального
Тест «Уровень социализации личности»
потенциала учащихся
опыта учащихся
Джонсона
(версия Р.И. Мокшанцева)
«Организация
Уровень сохранения и
укрепления здоровья учащихся
здоровьесберегающей
и
оценка
деятельности
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Ссылка:
Уровень теоретической
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Уровень удовлетворенности
Изучение
образовательными услугами
(методика Е.Н. Степановой)
подготовки учащихся
родителей предоставляемыми
работой
удовлетворенности
образовательного
родителей
учреждения
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Организация учебного процесса.
Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса в двух
взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой педагог объясняет новый материал и
консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий;
- внеурочная форма, в которой обучающиеся после занятий самостоятельно
работают над проектами.
Основные виды деятельности:
- знакомство с Интернет-ресурсами, связанными с робототехникой;
- проектная деятельность;
- работа в парах, в группах;
- соревнования, олимпиады.
Формы организации образовательного процесса:
- групповые учебно-практические и теоретические занятия;
- индивидуальные;
- комбинированные занятия;
- коллективные;
- индивидуально-групповые.
Методы обучения.
По способу организации занятия:
- словесный - беседа, объяснение;
- наглядный - объяснение техники сборки конструкторов на конкретных
изделиях, демонстрация схем сборки. Показ видеоматериалов,
иллюстраций, показ приёмов исполнения, работа по образцу и др.;
- практический - обучаемые могут сознательно применять приобретенные
ими знания на практике.
По уровню деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (метод обучения при котором
демонстрируемая наглядная информация сопровождается объяснением);
- частично-поисковый метод обучения (каждый ребёнок участвует в
коллективном поиске решения поставленной задачи);
- исследовательский метод обучения (овладение детьми методами научного
познания, самостоятельной творческой работы);
- эвристический метод обучения (проблема формируется детьми, ими
предлагаются способы её решения).
Личностные результаты изучения программы «Робототехника»:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром
профессий, связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- формировать умения ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения
задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
- оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с
изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных
архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения,
в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использовать средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих
задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных
- признаков;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в
модель,
где
выделены
существенные
характеристики
(пространственно-графическая или знаково-символическая);
-
синтезировать,
самостоятельное
компонентов;
составлять
достраивание
целое
с
из
частей,
восполнением
в
объекта
том
числе
недостающих
- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации
объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев
при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
- планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
- определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
- осуществлять постановку вопросов, инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
- разрешать конфликты, выявление и идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
- управлять поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его
действий;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов;
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык
программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- конструктивные особенности различных роботов;
- как передавать программы;
- как использовать созданные программы;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных
элементов, и других объектов и т.д.;
Уметь:
- использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
- конструировать различные модели; использовать созданные программы;
- применять полученные знания в практической деятельности;
Владеть:
- навыками работы с роботами;
- навыками работы в среде программирования.
Перспективы развития программы.
Процесс изучения темы направлен на формирование следующих
компетенций.
Oобщекультурные компетенции (ОК):
- владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и
письменную речь;
- готовность к взаимодействию со сверстниками, к работе в коллективе;
- владение основными методами, способами и средствами получения,
хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как
средством управления информацией;
- способность понимать сущность и значение информации в развитии
современного информационного общества;
- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии;
Oбщепрофессиональные компетенции (ОПК):
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- способность использовать систематизированные теоретические и
практические знания при решении поставленных задач.
Организация учебного процесса.
Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса в двух
взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой педагог объясняет новый материал и
консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических
заданий;
- внеурочная форма, в которой обучающиеся после занятий самостоятельно
работают над проектами.
Основные виды деятельности:
- знакомство с Интернет-ресурсами, связанными с робототехникой;
- проектная деятельность;
- работа в парах, в группах;
- соревнования, олимпиады.
Формы организации образовательного процесса:
- групповые учебно-практические и теоретические занятия;
- индивидуальные;
- комбинированные занятия;
- коллективные;
- индивидуально-групповые.
Методы обучения.
По способу организации занятия:
- словесный - беседа, объяснение;
- наглядный - объяснение техники сборки конструкторов на конкретных
изделиях,
демонстрация
схем
сборки.
Показ
видеоматериалов,
иллюстраций, показ приёмов исполнения, работа по образцу и др.;
- практический - обучаемые могут сознательно применять приобретенные
ими знания на практике.
-
По уровню деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный
(метод
обучения
при
котором
демонстрируемая наглядная информация сопровождается объяснением);
- частично-поисковый метод обучения (каждый ребёнок участвует в
коллективном поиске решения поставленной задачи);
- исследовательский метод обучения (овладение детьми методами научного
познания, самостоятельной творческой работы);
- эвристический метод обучения (проблема формируется детьми, ими
предлагаются способы её решения).
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер
NXT в LabVIEW Издательство: ДМК пресс. 2010;
2. Уроки Лего-конструирования в школе. Злаказов А.С., Горшков Г.А.,
Шевалдин С.Г. М.: Бином. 2011;
3. Робототехника для детей и родителей, С.А. Филиппов, С.П. «Наука», 2017;
4. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методич.
Пособие, В.Н. Халамов – Челябинск: Взгляд, 2016;
Интернет- ресурсы:
1. http://robotics.ru
2. http://myrobot.ru
3. http://www.prorobot.ru
4. http://legorobot.ru