Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Рабочие программы учебных предметов
2.7. Список литературы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
Дополнительная
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
общеразвивающая
программа
«Программирование
для
начинающих и продвинутых» (далее - Программа) реализуется в соответствии
нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
программы)».
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
https://summercamps.ru/wp-
content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. №
ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Актуальность:
Программирование — это дисциплина, которая находится на передовой
современных информационных технологий. С помощью интересных задач по
написанию
игр
ученики
курсов
получат
базовые
представления
о
программировании, синтаксисе языков, алгоритмах и структурах данных,
дизайне
программного
обеспечения,
познакомятся
с
программным
обеспечением для разработки игр и программ, а также немного порисуют.
Создание игр заинтересует детей прикладными практическими задачами, в
которых необходимы логическое мышление и творческий подход одновременно.
Разработка игр станет отличным фундаментом из практических и теоретических
знаний на будущее для ваших детей, мотивирует их на развитие и сделает более
уверенными в своих силах, а будущее сегодня за информационными
технологиями.
Обучение включает в себя следующие основные предметы: информатика и
программирование, логика, основы математики, физики и алгоритмов, основы
графического дизайна.
Вид программы: адаптированная
Направленность программы: научно-техническая.
Адресат программы: школьники (1-11 класс)
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы - 2 года
1 год обучения - 144 часа. (1 час = 40 мин.)
2 год обучения - 216 час. (1 час = 40 мин.)
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы разновозрастные (преемственная связь).
Режим занятий:
Первая группа первого года обучения: 2 час х 2 раза в нед. = 4 час в нед.
Вторая группа первого года обучения: 2 час х 2 раза в нед. = 4 час в нед.
Третья группа второго года обучения: 3 часа х 2 раза в нед. = 6 час в нед.
Четвертая группа второго года обучения: 3 час х 2 раза в нед. = 6 час в нед.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цели программы: Развитие у ученика навыков логического мышления,
знакомство с основами программирования, способности к самообучению,
применения своей фантазии на практике и уверенности в своих силах. Развитие
у ученика фундаментальных навыков по программированию (синтаксис языков,
алгоритмы
и
структуры
данных,
дизайн
программного
обеспечения),
логического мышления, применения своих творческих способностей на
практике и уверенности в своих силах.
Задачи программы:
1. Образовательные:
сформировать
у детей теоретические и практические знания о процессе
формирование
навыков программирования;
создания программ;
стимулировать
обучить
познавательную активность;
детей созданию логических цепочек;
знакомство
с понятием компьютерного программирования и обучение основам
работы в компьютерных программах.
Развитие
навыков слепой печати, скорости печати.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
- развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным
результатом;
- развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
развивать
развивать
развивать
умения творчески подходить к решению задачи;
применение знаний из различных областей знаний;
умения излагать мысли в чёткой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путём логического рассуждения;
3. Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, ответственности, усидчивости;
- воспитание нравственных качеств личности ребёнка, эмоциональноэстетического восприятия окружающего мира;
- воспитание аккуратности, целеустремленности, умения доводить начатое до
логического завершения;
- формирование этических норм в межличностном общении;
- формирование гражданственности и патриотизма через создание предметов и
механизмов окружающего мира.
Перспективы развития программы.
Процесс изучения темы направлен на формирование следующих компетенций.
Oбщекультурные компетенции (ОК):
владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу, восприятию
информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную
речь;
готовность
владение
к взаимодействию со сверстниками, к работе в коллективе;
основными методами, способами и средствами получения, хранения,
переработки информации, навыками работы с компьютером как средством
управления информацией;
способность
понимать сущность и значение информации в развитии
современного информационного общества;
способность
использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии;
Oбщепрофессиональные компетенции (ОПК):
осознание
социальной значимости своей будущей профессии, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
способность
использовать систематизированные теоретические и практические
знания при решении поставленных
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Тема занятия
1. Вводное занятие.
2.
Компьютер и его
устройство.
Знакомство с
3. операционной системой
Количество часов
Всего
Теория
Практика
9
3
6
12
4
8
12
4
8
12
4
8
5. Линейный алгоритм.
21
7
14
6. Циклы.
9
3
6
7. Ветвления.
9
3
6
Windows.
4.
Знакомство со средой
разработки Scratch.
Формы
аттестации/контроля
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ,
практическая работа.
Беседа, рассказ,
практическая работа.
Беседа, рассказ,
практическая работа.
Беседа, рассказ,
практическая работа.
Беседа, рассказ,
практическая работа.
Беседа, рассказ,
практическая работа.
8. Рисование в Scratch.
9
9. Сенсоры в Scratch.
3
9
Беседа, рассказ,
6
3
практическая работа,
творческое задание
Беседа, практическая
6
10. Создание игр.
33
11
22
11. Создание мультфильма.
9
0
9
работа, творческое
задание
Беседа, практическая
работа, тестовое
задание
Творческое задание
Итого: 144
Содержание программы 1 года обучения:
1. Вводное занятие – 9 ч.
Вводная лекция. Что такое компьютер и из чего он состоит. История развития
компьютерной техники. Техника безопасности.
2. Компьютер и его устройство – 12ч.
Ознакомление с компьютером: блок питания, материнская плата, процессор,
оперативная
карта,
жесткий
диск.
Знакомство
с
существующими
операционными системами. Элементы ПК. Устройства ввода и вывода
информации. Мышь – устройство управления. Клавиатура – устройство ввода
информации. Периферийные устройства. Знакомство с рабочим столом. Запуск
программы Проводник. Перемещение по файловой структуре. Создание папок.
Создание файлов на ПК, удаление, копирование, переименование, перемещение
файлов и папок. Создание ярлыков.
3. Знакомство с операционной системой Windows – 12ч.
Знакомство с Windows, работа в текстовых и графических редакторах. Рисование
в Paint, работа в Word.
4. Знакомство со средой разработки Scratch – 12 ч.
Решение логических задач. Формальные и неформальные языки. Понятие
«программы». Знакомство со средой Scratch. Возможности среды Scratch.
Знакомство с интернет-сообществом Scratch. Публикация готовых проектов на
сайте Scratch. Онлайн-версия. Установка и запуск офлайн-версии. Знакомство с
исполнителем «Рыжик», его возможностями. Режим презентации. Сохранение
проекта. Скрипты. Костюмы. Звуки. Изучение блоков «движение», «внешность»,
«контроль» в среде Scratch.
5. Линейный алгоритм – 21ч.
Понятие алгоритма. Виды алгоритмов. Свойства, исполнитель и запись
алгоритма. Понятие линейного алгоритма. Игра «LightBot»: учимся составлять
линейный алгоритм. Команды «вперед», «поворот», «прыжок», «light!». Решение
задач. Формы записи команд (блок-схема алгоритма).
6. Циклы – 9ч.
Понятие цикла. Цикл с фиксированным числом повторений. Принцип работы.
Тело цикла. Блок-схема. Цикл с предусловием. Вложенные циклы. Блок-схемы
вложенных циклов. Бесконечный цикл. Формулировка условия выхода из цикла.
7. Ветвления – 9ч.
Решение логических задач. Логические выражения. Операции сравнения.
Условный
оператор.
Полная
форма.
Сокращенная
форма.
Блок-схема
разветвленного алгоритма. Сложные условия. Операции сравнения и сложные
условия в блоке «Операторы»
8. Рисование в Scratch – 9ч.
Решение логических задач. Работа с блоком «Перо». Понятие угол, виды углов,
изображение углов по заданным данным. Составление алгоритмов написания
букв. Многоугольники. Решение задач на построение многоугольников. Ввод
данных и их использование в программе. Переменная-сенсор «Ответ». Создание
проекта с использованием переменной «ответ».
9. Сенсоры в Scratch – 9ч.
Работа с блоком «Сенсоры». Стандартные переменные-сенсоры «Таймер»,
«Громкость», «Расстояние до указателя мыши», «Рычажок» в Scratch.
10. Создание игр – 33ч.
Реализация игры на двух игроков. Координатная система в Scratch. Изменение
x-координаты. Изменение y-координаты. Управление персонажами с помощью
клавиш. Использование сенсора «касается спрайта». Дублирование спрайтов.
Подсчет очков. Возврат к первоначальным настройкам для новой игры.
Эскиз проекта. Обучение кота подпрыгиванию и приземлению. Код для
перемещения влево-вправо. Создание летающего баскетбольного кольца.
Спрайт хитбокс. Спрайт баскетбольного мяча. Учет успешных бросков.
Исправление ошибки в счете. Режим для двух игроков. Чит-режим для остановки
кольца.
11. Создание мультфильма – 9ч.
Изображение и его виды. Трёхмерная и двумерная графика. Растровая и
векторная графика. Понятия «пиксель» и «графический примитив». RGB-
палитра. Расширения файлов изображений. Встроенный графический редактор
в Scratch. Раздел «Сцена» в Scratch. Каталог фонов. Рисование и импорт фона.
Скрипты для сцены в Scratch. Управление сценой. Создание презентации с
использованием различных фонов.
2 год обучения
№
1.
2.
3.
Тема занятия
Вводное занятие по
основам
программирования.
Архитектура и компоненты
ЭВМ.
Парадигмы
программирования.
Количество часов
Всего
14
Теория Практика
5
9
18
6
12
18
6
12
Формы
аттестации/контроля
Беседа, рассказ
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческая задание
Беседа, рассказ,
практическая работа
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Основы логики.
Основы алгоритмизации,
построение блок-схем.
Элементы математической
логики.
Основы программирования
и написания программ.
Циклы.
18
21
и алгоритмы.
Творческий проект.
Самостоятельная работа.
практическая работа,
творческое задание
6
12
практическая работа,
творческое задание,
тестовое задание
18
6
12
18
6
12
18
Базовые структуры данных
12
Беседа, рассказ,
18
Условия.
6
Беседа, рассказ,
6
6
12
12
33
11
22
22
0
22
Беседа, рассказ,
практическая работа
Беседа, рассказ,
практическая работа
Беседа, рассказ,
практическая работа,
творческое задание
Беседа, практическая
работа, творческое
задание
Беседа, практическая
работа, тестовое
задание
Творческое задание
Итого: 216
Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие по основам программирования – 14 ч.
Знакомство с основами программирования. Что такое программирование, как
оно возникло, и что из себя представляет работа программиста.
2. Архитектура и компоненты ЭВМ – 18ч.
Ознакомление с компьютером, его основными компонентами и программным
обеспечением.
3. Парадигмы программирования – 18ч.
Парадигмы
программирования
в
упрощенной
объектно-ориентированное, процедурное.
форме:
функциональное,
4. Основы логики – 18 ч.
Понятие логики. Двоичная логика, принципы ее работы.
5. Основы алгоритмизации, построение блок-схем – 21ч.
Алгоритм. Виды алгоритмов. Свойства, исполнитель и запись алгоритма.
Понятие линейного алгоритма. Учимся составлять линейный алгоритм. Решение
задач. Формы записи команд (блок-схема алгоритма).
6. Элементы математической логики – 18ч.
Доказуемость
математических
суждений.
доказательства в целом. Решение задачки.
Природа
математического
7. Основы программирования и написания программ – 18ч.
Написание собственной программы на свободную тему, с условием соблюдения
основных принципов программирования и написания программ.
8. Циклы– 18ч.
Тело цикла. Блок-схема. Цикл с предусловием. Вложенные циклы. Блок-схемы
вложенных циклов. Бесконечный цикл. Формулировка условия выхода из цикла.
9. Условия – 18ч.
Условный
оператор.
Полная
форма.
Сокращенная
форма.
Блок-схема
Простейшие
алгоритмы,
разветвленного алгоритма. Сложные условия. Операции сравнения и сложные
условия в блоке «Операторы».
10. Базовые структуры данных и алгоритмы – 33ч.
Массив,
список,
стек,
очередь,
хеш-таблица.
организация разветвлений в алгоритмах.
11. Творческий проект. Самостоятельная работа – 22ч.
Практическая работа. Создание собственной программы учащимися и её
презентация.
2. Комплекс организационно педагогических условий
часов
Кол-во
занятия
Время
02
Форма
1.
Число
№
Месяц
2.1. УЧЕБНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Рассказ,
3
беседа,
прак.
2.
работа
09
Рассказ,
беседа,
4.
16
23
15.00 – 17.20
сентябрь
3.
Беседа,
прак.
работа
Рассказ,
беседа,
3
Компьютер и его устройство.
3
3
прак.
5.
30
работа
Рассказ,
беседа,
7.
07
октябрь
6.
Рассказ,
беседа,
3
14
Рассказ,
беседа,
Линейный алгоритм. Понятие
Виды алгоритмов. Свойства,
исполнитель и запись алгоритма.
Понятие линейного алгоритма.
3
3
Форма
контроля
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Решение задач. Формы записи
Практическое
Понятие цикла. Цикл с
Практическое
команд (блок-схема алгоритма).
прак.
работа
Знакомство со средой разработки.
алгоритма.
прак.
работа
Введение. Правила поведения.
Техника безопасности.
прак.
работа
Тема занятия
фиксированным числом
задание
задание
прак.
повторений. Принцип работы.
работа
8.
21
Рассказ,
беседа,
Тело цикла. Блок-схема. Цикл с
3
прак.
9.
28
работа
Беседа,
3
Рассказ,
беседа,
3
прак.
11.
11
работа
3
работа е
ноябрь
Блок-схема разветвленного
алгоритма. Сложные условия.
условия в блоке «Операторы».
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Правильные многоугольники.
Решение логических задач. Работа
Практическое
задание
алгоритмов написания букв.
3
прак.
оператор.
заданным данным. Составление
работа
беседа,
задач. Логические выражения.
виды углов, изображение углов по
прак.
Рассказ,
Ветвления. Решение логических
с блоком «Перо». Понятие угол,
беседа,
18
выхода из цикла.
Операции сравнения и сложные
Рассказ,
12.
вложенных циклов. Бесконечный
Операции сравнения. Условный
работа
09
Вложенные циклы. Блок-схемы
цикл. Формулировка условия
творческая
10.
предусловием.
Практическое
Многоугольники.
Решение задач на построение
многоугольников. Ввод данных и
их использование в программе.
Переменная-сенсор «Ответ».
Создание проекта с
использованием переменной
«ответ».
Практическое
задание
13.
25
Рассказ,
3
беседа,
спиралей. Алгоритм рисования
работа
02
Рассказ,
3
беседа,
09
Рассказ,
декабрь
17.
16
23
Беседа,
твор.
работа
Рассказ,
3
3
беседа,
прак.
работа
Фракталы. Понятие «фрактал».
Повторяющиеся блоки. Работа с
блоком «Операторы».
Правила записи арифметических
выражений. Процедуры для
Алгоритмы для рисования
работа
Рассказ,
разноцветных линий.
рисования сложных фигур.
прак.
30
Практическое
задание
чисел в алгоритме рисования
беседа,
18.
рисования радуги из линий.
Scratch. Использование случайных
работа
задание
Радужные линии. Алгоритм
«выдать случайное число» в
прак.
Практическое
Команда «присвоить».
Случайное число. Оператор
беседа,
16.
записи переменной. Имя
глобальные переменные в Scratch.
3
задание
Понятие переменной. Правило
переменную. Локальные и
работа
Практическое
розеток.
переменной. Как задать
прак.
15.
логических задач. Работа с блоком
«Перо». Алгоритм рисования
прак.
14.
Спирали и розетки. Решение
3
Тест,
творческое
задание
Практическое
задание
фракталов.
Графическое оформление сцены и
спрайтов. Изображение и его
виды. Трёхмерная и двумерная
графика. Растровая и векторная
Практическое
задание
графика. Понятия «пиксель» и
«графический примитив». RGB19.
13
3
палитра.
Расширения файлов изображений.
Встроенный графический
редактор в Scratch. Раздел
Рассказ,
«Сцена» в Scratch. Каталог фонов.
беседа,
Рисование и импорт фона.
прак.
Скрипты для сцены в Scratch.
работа
Практическое
задание
Управление сценой. Создание
январь
презентации с использованием
20.
20
Рассказ,
беседа,
3
прак.
21.
27
работа
Рассказ,
3
беседа,
3
февраль
23.
10
Рассказ,
беседа,
прак.
работа
Работа со звуком. Характеристики
задание
Практическое
задание
колонки, наушники, микрофон.
Игра «Голодные зайцы».
Реализация игры на двух игроков.
3
Практическое
Сюжетная линия и диалоги
устройствами ввода-вывода звука:
прак.
работа
изображения со сканера.
звука. Работа с периферийными
работа
Рассказ,
фотографий с цифрового
звука: темп, громкость, высота
прак.
03
Передача сообщений. Получение
фотоаппарата. Получение
беседа,
22.
различных фонов.
Координатная система в Scratch.
Изменение x-координаты.
Изменение y-координаты.
Управление персонажами с
Практическое
задание
Практическое
задание
помощью клавиш. Использование
24.
17
Рассказ,
3
беседа,
Создание кода движения для
лабиринта. Проверка касания стен
работа
24
Игра. «Бегущий в лабиринте».
спрайта кота. Создание уровней
прак.
25.
сенсора «касается спрайта».
лабиринта. Добавление награды в
3
Программа «Баскетбол».
Обучение кота подпрыгиванию и
перемещения влево-вправо.
прак.
Создание летающего
работа
задание
конце лабиринта. Смена уровней.
приземлению. Код для
Беседа,
Практическое
баскетбольного кольца. Спрайт
Практическое
задание
хитбокс. Спрайт баскетбольного
26.
02
Беседа,
3
прак.
14
3
Беседа,
прак.
работа
март
стен.
Практическое
задание
Программа «Змейка». Создание
головы змеи, поворачивающейся
появляющихся яблок. Создание
прак.
16
платформы-ракетки. Настройка
во все стороны. Создание
Беседа,
тела змеи. Проверка столкновения
работа
28.
Программа «Арканоид». Создание
движения мяча и отскакивания от
работа
27.
мяча.
Практическое
задание
со стеной или с собственным
3
телом.
Программа «Фруктовый ниндзя».
Создание начальной экранной
заставки. Код для сцены. Создание
Практическое
задание
спрайта «Ломтик». Создание
списков и переменных для
спрайта «Ломтик». Запись
29.
23
3
Беседа,
31.
06
Беседа,
прак.
работа
Беседа,
«Громкость», «Расстояние до
3
3
3
Беседа,
прак.
работа
Работа с блоком «Сенсоры».
Практическое
задание
Работа с датчиками Lego WeDo
2.0. Работа с блоком «Сенсоры».
конструкторами LEGO WeDo 2.0.
Отличия от конструктора LEGO
3
задание
Education.
Знакомство с лего-
работа
Практическое
Работа с датчиками Lego WeDo.
конструкторами LEGO WeDo
прак.
20
Работа с датчиками смартфона.
Знакомство с лего-
Беседа,
апрель
33.
задание
Scratch.
Работа с блоком «Сенсоры».
работа
13
Практическое
указателя мыши», «Рычажок» в
прак.
32.
Scratch. Работа с блоком
переменные-сенсоры «Таймер»,
работа
30
Сенсоры и удаленные датчики в
«Сенсоры». Стандартные
прак.
30.
перемещений указателя мыши.
Практическое
задание
WeDo.
Самостоятельная работа над
итоговыми проектами. Выбор
темы проекта. Критерии качества
Выбор темы творческого проекта.
Практическое
задание
34.
27
Беседа,
3
прак.
04
11
37.
18
май
36.
Беседа,
прак.
3
Творческая 3
Творческая
3
работа
38.
25
Творческая
3
работа
Аспекты
Практическое
задание
итоговой программы.
Самостоятельная работа по
Практическое
Самостоятельная работа по
Творческое
написанию программного кода.
работа
работа
Самостоятельная работа по
оформлению алгоритма своей
работа
35.
Разработка алгоритма.
написанию программного кода.
Тестирование и отладка
созданного программного
продукта
Тестирование и отладка
созданного программного
продукта
задание
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое
обеспечение
Характеристика
1.Расположение: 1 этаж, кабинет №4.
Помещение, оборудованное для
многофункциональных занятий (учебный
класс, шкаф для материалов и
инструментов, стол для робототехники).
2.Технические средства обучения
(-Интерактивная панель;
Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение
- Ноутбуки.)
- https://scratch2.ru/
- https://habr.com/ru/post/211472/
ПДО объединения «Программирование для
начинающих и продвинутых» без категории
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: зачет на основе работы на основе проекта,
беседа, опрос, межгрупповые соревнования, работа на основе проекта, показ и
выступление с моделью, интеллектуальные викторины и т.д.
Показатели качества
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
реализации ДООП
Методики
Уровень развития творческого
Учебно-методическое пособие
Уровень развития высших
процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К.
потенциала учащихся
психических функций ребёнка
«Мониторинг качества образовательного
Михайлова
Уровень развития социального
опыта учащихся
Уровень развития творческого
Методика «Креативность личности» Д.
Уровень развития социального
Тест «Уровень социализации личности»
потенциала учащихся
опыта учащихся
Уровень сохранения и
укрепления здоровья учащихся
Джонсона
(версия Р.И. Мокшанцева)
«Организация и оценка
здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Ссылка:
Уровень теоретической
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Уровень удовлетворенности
Изучение удовлетворенности родителей
образовательными услугами
(методика Е.Н. Степановой)
подготовки учащихся
родителей предоставляемыми
работой образовательного учреждения
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Организация учебного процесса.
Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса в двух
взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочная
форма, в которой педагог объясняет новый материал и консультирует
обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий;
внеурочная
форма, в которой обучающиеся после занятий самостоятельно
работают над проектами.
Основные виды деятельности:
знакомство
проектная
работа
с Интернет-ресурсами;
деятельность;
в парах, в группах;
соревнования,
олимпиады.
Формы организации образовательного процесса:
групповые
учебно-практические и теоретические занятия;
индивидуальные;
комбинированные
коллективные;
занятия;
индивидуально-групповые.
Методы обучения.
1. По способу организации занятия:
словесный
наглядный
- беседа, объяснение;
- демонстрация схем разработки программ. Показ видеоматериалов,
иллюстраций, показ приёмов исполнения, работа по образцу и др.;
практический
- обучаемые могут сознательно применять приобретенные ими
знания на практике.
2. По уровню деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (метод обучения при котором демонстрируемая
наглядная информация сопровождается объяснением);
частично-поисковый
метод
обучения
(каждый
ребёнок
участвует
в
коллективном поиске решения поставленной задачи);
- исследовательский метод обучения (овладение детьми методами научного
познания, самостоятельной творческой работы);
- эвристический метод обучения (проблема формируется детьми, ими
предлагаются способы её решения).
Результаты изучения программы «Программирование для начинающих и
продвинутых»:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- формировать умения ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели;
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
- аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Scratch для детей: Самоучитель по программированию» Мажед Маржи
2. «Основы объектно-ориентированного программирования» Мейер Бертран
3. «Основы информатики и вычислительной техники» А. Г. Кушниренко