Оглавление
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Звездный практикум юного
астронома» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативноправовыми документами:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
•
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
г.
и
плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
•
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wp-
content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
•
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г.
№ ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
общеобразовательных
и
социализации
программ
с
и
дополнительных
применением
дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
•
Устав
учреждения
утв.
Приказом
Комитета
по
образованию
Администрации г.Улан-Удэ от 27.10.2023 г. №104
https://syute.buryatschool.ru/upload/buryascsyute_new/files/53/fe/53fec2adc8c
093777b20bb4d16cb315a.pdf
•
Положение
о
разработке,
структуре
и
порядке
утверждения
дополнительной общеразвивающей программы от 02.09.2020 г.
https://syute.buryatschool.ru/upload/buryascsyute_new/files/8d/e5/8de5508600
e13c2373a063677f022b49.pdf
Актуальность:
Данная
программа
технически-интеллектуальной
направленности знакомит с вопросами астрономии и её
научными
достижениями.
Астрономия – одна из самых увлекательных и интересных наук о природе,
в этом может каждый убедиться лично, просто посмотря на ночное небо.
Космос – бескрайнее пространство. Вселенная и космические тела настолько
огромны, что это может не укладываться в голове. Но кроме этого, астрономия
содержит очень много интригующих загадок мироздания, вопросов,
способных напрягать каждый пытливый ум, обративший на них своё
внимание. Астрономия- наука тайн и открытий, а дети так любят все
загадочное и таинственное.
Актуальность
данной
программы
обусловлена
тем,
что
предмет
«Астрономия» исключен из перечня обязательных предметов в средней школе,
кроме того,
в
связи
с переходом
на
ФГОС третьего
поколения,
астрономический материал , полностью исключен из программ, что не
позволяет удовлетворить интерес учащихся в данной области. А ведь именно
астрономия играет важную роль в формировании мировоззрения школьников,
формирует целостную естественно-научную картину мира.
Данная программа построена таким образом, что позволяет дать
школьникам в доступной и увлекательной форме определенную систему
знаний о мироздании. Курс построен по принципу «от известному к
неизвестному», т.е. сначала учащиеся знакомятся с Солнцем, Луной, звездами
и только во втором полугодии переходят к изучению планет и других более
далеких и загадочных небесных тел.
Знания, приобретаемые учащимися на данных занятиях, окажутся им
весьма полезны при изучении географии, физики и химии.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 136 часов. (4 часа в
неделю).
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
математика, информатика, конструирование, физика, электротехника.
Вид программы: модифицированная программа.
Направленность программы: техническая.
Адресат программы: младшие школьники 7-12 лет.
У детей этого возраста ведущей становится учебная деятельность. В
психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как
развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается
объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки
переключения и распределения. Дети данного возраста имеют следующие
особенности:
импульсивность,
желание
действовать
быстро
и
незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства.
Но ребята хотят изучить что-то новое и интересное, преодолевая первые
неудачи и учась на своих ошибках, они строят своего первого робота. Свои
замыслы и идеи дети с большим удовольствием реализуют в своих проектах.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 год.
7-12 лет – 144 часа. (7 лет:1 час=40 мин.)
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Группы разновозрастные (преемственная связь).
Режим занятий:
Первая группа первого года обучения: 2 часа х 2 раза в нед. =4 часа в нед.
Вторая группа первого года обучения: 2 часа х 2 раза в нед. =4 часа в нед.
Третья группа первого года обучения: 2 часа х 2 раза в нед. =4 часа в нед.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель: формирование и развитие у обучающихся пространственного
мышления, удовлетворение интереса учащихся к науке о звездном небе,
формирование целостного представления об окружающем мире, о Вселенной,
моделируют космические тела и занимаются техническим творчеством.
Обучающие:
• ознакомление с элементами механики, физическими законами;
• закрепление и расширение знаний, умений, полученных на уроках
физики, математики, информатики, способствования их систематизации;
• выявление интересов, увлечений, конструкторских способностей,
творческого потенциала;
• формирование
первоначальных
навыков
поисковой
творческой
деятельности, умения работать осознанно и целеустремленно;
• избавление от стереотипного мышления, психологической инерции.
Обучающие:
• Сформировать первичные представления о астрономии и космосе, её
значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и
производством технических средств;
• Обучить проектированию и конструированию по образцу, чертежу,
заданной схеме, по замыслу;
• закрепление и расширение знаний, умений, полученных на уроках
математики, информатики, способствования их систематизации;
• Дать первоначальные знания по устройству вселенной и космической
сферы.
Воспитательные:
• привитие элементарных правил культуры труда;
• формирование активной жизненной позиции, творческого отношения к
труду;
• воспитание умения трудиться в коллективе и для коллектива.
Развивающие:
• развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к
поисковой, творческой деятельности;
• развитие интереса к техническому моделированию;
• развитие мыслительных и творческих способностей в технической
деятельности;
• развитие продуктивного мышления.
Ожидаемые результаты:
• формирование устойчивого интереса к астрономии и учебным
предметам физика, технология, информатика;
• формирование основы цифровых технологий, базовых
пользовательских навыков;
• формирование умения работать по предложенным инструкциям;
• формирование умения творчески подходить к решению задачи;
• формирование умения довести решение задачи до работающей модели;
• формирование
умения
излагать
мысли
в
четкой
логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
• формирование умения владеть критическим, конструктивистским и
алгоритмическим стилями мышления;
• формирование умения развивать фантазию, зрительно-образную память,
рациональное восприятие действительности
Таблица 1.
Уровень
ЗУН
Дифференциация ДОП по уровневому контролю теории и
практики
Стартовый уровень Базовый уровень
Знать строение
солнечной системы
Знать
(планеты, звезды).
Понимать принцип
строения солнечной
системы.
Уметь
Продвинутый уровень
Знать базовые
Знать, как работает
концепции солнечной
телескоп, вести
системы. (строение
наблюдение за звездами,
планет). Знать как
уметь производить
устроены планеты
математические расчеты
солнечной системы, их и знать основные законы
свойства и спутники.
физики.
Уметь определять
Уметь
Уметь презентовать свои
название планет и
интерпретировать
идеи и результаты
звезд.
данные от наблюдения работы.
Уметь делать
и расчетов. Уметь
расчеты.
работать в команде для собственные проекты,
Уметь работать в
достижения общей
используя полученные
команде для
цели.
знания. Уметь работать в
достижения общей Разрабатывать
цели.
Уметь разрабатывать
команде для достижения
собственные проекты, общей цели
Уровень
ЗУН
Дифференциация ДОП по уровневому контролю теории и
практики
Стартовый уровень Базовый уровень
Продвинутый уровень
используя полученные
знания
Составлять и
конструировать
Владеть
проекты по
инструкции и
образцу.
Составлять и
Делать точные расчеты,
конструировать
работать с телескопом,
проекты по инструкции находить планеты и
и образцу.
звезды.
Проявлять способность
Проявлять логическое
Проявлять
мышление для решения зрения, анализировать
логическое
Проявлять
отстаивать свою точку
мышление для
решения простых
задач и выполнения
заданий.
простых задач и
ситуацию и
выполнения заданий.
самостоятельно
Презентовать свои идеи находить ответы на
и результаты работы.
вопросы путем
логических
рассуждений.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
«Звездный практикум юного астронома»
Учебный план.
Таблица 2.
№
п/п
1.
Количество часов
Название раздела ,темы
Вводное занятие.
Всего Теория
2
2
Формы
Практ
аттестации/кон
ика
троля
Опрос
2
Беседа,
Наше Солнце
16
7
9
практическая
работа.
Беседа,
3
Луна верный спутник Земли
10
4
6
практическая
работа,.
Беседа,
4
Звездный небосвод
10
3
7
практическая
работа.
Беседа,
5
Уникальная Земля
8
6
2
практическая
работа
Беседа,
6
Планеты солнечной системы
32
14
18
практическая
работа.
7
Загадки космоса
6
Беседа
6
Беседа,
8
Космонавтика
60
16
44
практическая
работа
Итого
144
58
86
40%
60%
Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие. Инструктаж, правила поведения на занятиях
объединения. ПДД. Правила техники безопасности при нахождении на
занятиях и проведении астрономических наблюдений. Зачем нужны правила
дорожного движения, что было бы если их не было. Безопасная дорогаосновные правила. Практика Заполнение журнала инструктажей по ТБ и ПДД.
Решение ситуационных задач по правилам дорожного движения, составление
маршрута «Безопасная дорога домой».
2. Наше Солнце. Представление древних о Солнце. Понятие о
наблюдаемом движении Солнца по небосводу. Как ориентироваться по
Солнцу на местности. Общие сведения о Солнце (расстояние до Солнца,
размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Что такое солнечные
пятна. Почему Солнце светит и греет. Солнце и жизнь на Земле.
3. Луна – верный спутник Земли
Как появились Земля и Луна. Изменение вида Луны на небе. Общие
сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с
Землей, температура). Понятие о том, как Луна движется вокруг Земли и
вращается вокруг оси. День и ночь на Луне. Как выглядит небо Луны. Что
видно на стороне Луны, всегда обращенной к Земле. Обратная сторона Луны.
Почему бывают лунные и солнечные затмения. Можно ли жить на Луне.
Значение Луны для нашей жизни. Когда и как люди летали на Луну.
4. Звездный небосвод
Всегда ли звездное небо одинаково. Понятие о созвездиях. Созвездия,
которые всегда видны в данной местности. Созвездия, которые мы никогда не
видим на своем небе. Большая Медведица и Малая Медведица. Как найти
Полярную звезду и по ней ориентироваться на местности. Кассиопея. Самые
красивые созвездия зимнего неба (Орион, Телец, Возничий, Близнецы).
Сириус – самая яркая звезда. Самые красивые созвездия весеннего неба (Лев),
летнего и осеннего неба (Лира, Лебедь, Орел). Какие созвездия называются
зодиакальными. Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия? Можно ли
долететь до какой-нибудь звезды? Судьбы звезд. Звезды - далекие Солнца.
5. Уникальная Земля
Общие представления о планете Земля (форма, размеры, масса,
строение, рельеф). Движение Земли вокруг Солнца. Движение Земли вокруг
своей оси. Смена дня и ночи. Важные географические следствия суточного
вращения Земли.
6. Планеты солнечной системы
Что такое планеты. Планеты не похожие на Землю и похожие на нее. Как
отличить на небе планеты от звезд. Методы изучения природы небесных тел
(телескопы,
радиоволны
и
радиотелескопы,
спектральные
приборы,
планетоходы и др.). Планеты солнечной системы и общие сведения о них.
Крохотные планеты нашей солнечной системы. Сколько спутников у планет,
и какие из них самые интересные. Какие из планет Солнечной системы можно
увидеть только в телескоп. Как совершались полеты автоматических
межпланетных станций к планетам солнечной системы. Астероиды –
крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян.
Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах. «Хвостатые светила»кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны
для землян. Общее представление о строении Солнечной системы.
7. Загадки космоса.
Есть ли планеты у других звезд. Экзопланеты. Странствующие планеты
– как они появились? Обнаружение учеными странствующих планет. Черная
дыра. История представлений о черных дырах. Обнаружение черных дыр.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ.
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
ПДО: Фендриков Владимир Олегович
Творческое объединение: «Звездный путь юного астронома»
Место проведения: п. Аэропорт д.3 кабинет 117
Форма занятия: очная
Таблица 3.
№
дата
Кол
-во
час.
Название темы
Форма контроля
1
2
Вводное занятие. Проведение первичного
Опрос
инструктажа.
Раздел 2. Наше солнце - 16 ч.
2
1
Что такое астрономия?
3
1
Наблюдение за космосом
Беседа
Практическая
работа
4
2
Кто первый в космосе побывал
5
4
Строим модель космического корабля
Беседа
Практическая
работа
6
1
Самая близкая к нам звезда - Солнце.
Беседа
Наблюдаем за Солнцем.
7
1
Первоначальное представление о форме
Практическая
и размере Солнца.
работа
8
1
Далеко ли до Солнца ?
Беседа
9
1
Какая температура Солнца ?
Беседа
10
1
Солнечная система.
Беседа,
практическая
работа.
11
3
Планеты солнечной системы.
Беседа,
практическая
работа.
Раздел 3. Луна верный спутник Земли – 10 ч .
12
1
Рождение Земли и Луны
Беседа
13
1
Общие сведения о Луне
Практическая
работа
14
1
Движение Луны
Самостоятельная
работа
15
1
Фазы Луны
Самостоятельная
работа
16
1
Рельеф Луны
Беседа
17
1
Солнечные и Лунные затмения
Беседа
18
1
Значение Луны для нашей жизни
Беседа
19
3
Покорение Луны человеком
Беседа,
практикум.
Раздел 4. Звездный небосвод – 10ч.
20
1
Звездное небо. Понятие о созвездиях
Беседа
21
1
Большая Медведица и Малая Медведица
Беседа
22
1
Полярная звезда и ориентирование по
ней
23
1
Практическая
работа
Созвездия зимнего неба
Практическая
работа
24
1
Созвездия летнего неба
Практическая
работа
25
1
Созвездия весеннего и осеннего неба
Практическая
работа
26
1
Зодиакальные созвездия
Практическая
работа
27
1
Звезды далекие от Солнца
Практическая
работа
28
1
Судьбы звезд
29
1
Космическая галерея
Беседа
Оформление
стенда
5. Уникальная Земля - 8ч.
30
3
Общие представления о планете Земля
Беседа
31
3
Движение Земли
Беседа
32
2
Защита проектных работ «Астрономия
Практическая
наука для меня!»
работа
6.Планеты Солнечной системы - 32ч.
33
2
Что такое планеты?
Беседа, опрос
34
2
Методы исследования близких и далеких
Беседа, опрос
планет
35
2
Быстроногий Меркурий
Практическая
работа, творческое
задание
36
2
Венера
Практическая
работа, творческое
задание
37
2
Красная планета -Марс
Практическая
работа, творческое
задание
38
2
Газовый гигант - Юпитер
Практическая
работа, творческое
задание
39
2
Властелин колец – Сатурн
Практическая
работа, творческое
задание
40
2
Уран и Нептун - младшие братья в
семействе гигантов.
Практическая
работа, творческое
задание
41
2
Крошки планеты.
Практическая
работа, творческое
задание
42
2
Спутники планет.
Беседа
43
2
Как отличить планету от звезды
Беседа
44
2
Урок-игра «Путешествие по солнечной
системе»
45
2
Практическая
работа
«Самая удивительная планета солнечной
Практическая
системы для меня
работа
46
2
Астероиды – крошечные планеты
Беседа
47
2
Что такое падающие звезды
Беседа
48
2
«Хвостаты светила» - кометы
Беседа
7.Загадки космоса - 6ч.
49
2
Планеты далеких звезд. Поиски
Беседа, опрос
экзопланет
50
2
Странствующие планеты
Беседа, опрос
51
2
Черные дыры
Практическая
работа, творческое
задание
8. Космонавтика - 66 ч.
52
2
Физико-механические
свойства
Беседа, опрос
Подбор материалов для изготовления
Беседа, опрос
материалов.
45
2
моделей ракет и методы их обработки.
46
2
Категории и классы моделей ракет
Практическая
работа, творческое
задание
47
2
Виды моделей
48
20
Изготовление моделей
Беседа
Практическая
работа, творческое
задание
49
2
Физико-механические
свойства
Беседа
Подбор материалов для изготовления
Беседа
материалов.
50
2
моделей ракет и методы их обработки.
51
2
Категории и классы моделей ракет
52
20
Изготовление моделей
Беседа
Практическая
работа
53
4
Всего
Соревнование по запуску ракет
Соревнования
144
часов
Таблица 4.
Количество учебных недель
36 недель
1 год обучения (от 144 час. -72 дня)
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного
С 16.09.2024 для обучающихся 1 года
года
обуч. 30.05.2025 г.
входная- октябрь
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1года обучения
в конце 1 года обучения (май)
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 5.
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое
Помещение, оборудованное для
обеспечение
многофункциональных занятий (учебный
класс, доска, шкаф для материалов и
инструментов).
2. Технические средства обучения (Lego Spike
Essential, ноутбуки).
3. Таблицы, плакаты, схемы, книги,
фотографии, журналы, альбомы и т.д.
4. Методическая литература.
Информационное
https://education.lego.com/en-
обеспечение
us/lessons/spikeessential-science-we-cannot-see/
Ссылки:
https://education.lego.com/en-us/lessons/
https://education.lego.com/enus/lessons/spikeessential-quirky-creations/
https://education.lego.com/enus/lessons/spikeessential-science-connections/
https://education.lego.com/enus/lessons/spikeessential-crazy-carnival-games/
Кадровое обеспечение
Фендриков В.О. ПДО 1 квалификационной
категории.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: самостоятельная работа, творческая работа
на основе проекта, беседа, опрос, соревнования, конкурсы, выставки,
фестивали и т.д
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 6.
Показатели качества
Методики
реализации ДООП
Уровень развития творческого
Учебно-методическое пособие
потенциала учащихся
«Мониторинг качества образовательного
Показатели качества
Методики
реализации ДООП
Уровень развития высших
процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К.
психических функций ребёнка
Михайлова
Уровень развития социального
опыта учащихся
Уровень развития творческого
Методика «Креативность личности» Д.
потенциала учащихся
Джонсона
Уровень развития социального
Тест «Уровень социализации личности»
опыта учащихся
(версия Р.И. Мокшанцева)
«Организация и оценка
Уровень сохранения и
здоровьесберегающей деятельности
укрепления здоровья учащихся
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровень теоретической
Ссылка:
Разрабатываются ПДО самостоятельно
подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности
Изучение удовлетворенности родителей
родителей предоставляемыми
работой образовательного учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н. Степановой)
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
• Словесный
• Наглядный
• Объяснительно-иллюстративный
• Частично-поисковый
• Исследовательский
• Игровой
• Дискуссионный
• Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
• Индивидуальная
• Индивидуально-групповая
• Групповая
• Практическое занятие
• Открытое занятие
• Беседа
• Выставка
• Защита проекта
• Игра
• Презентация
• Мастер-класс
• Мини-фестиваль
• Турниры
Педагогические технологии:
• Технология индивидуального обучения
• Технология группового обучения
• Технология коллективного взаимодействия
• Технология модульного обучения
• Технология дифференцированного обучения
• Технология дистанционного обучения
• Технология исследовательской деятельности
• Проектная технология
• Здоровье сберегающая технология.
• Информационно-коммукативная технология
• Личностно-ориентированное обучения
Дидактические материалы:
• Раздаточные материалы
• Инструкции
• Технологические карты
• Образцы изделий
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.А.
Козлова,
Робототехника
в
образовании
[электронный
ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2013 г.
2. ГОСТ 25685-83, ГОСТ 25686-83. Роботы промышленные. Термины и
определения, классификация.
3. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2014г.
4. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых
технологий.
5. Технология и физика. Книга для учителя. LEGO Educational/ Перевод
на русский - ИНТ
6. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб: Наука,
2014
7. Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ
«РОС», 2014
8. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за
2013 г. «Основы робототехники на базе конструктора LegoMindstorms NXT».
Интернет ресурсы:
Интернет сайт www.school.edu.ru/int
Интернет сайт http://www.prorobot.ru
Интернет сайт http://www.nnxt.blogspot.ru
Интернет сайт http://www.ielf.ucoz.ru
Интернет сайт http://www.fiolet-korova.ru
Интернет сайт http://www.mindstorms.ru
Интернет сайт http://www.lego56.ru
Интернет сайт http://www.robot-develop.org
Интернет сайт http://www.lego.detmir.ru
Интернет сайт https://education.lego.com/en-us/lessons/spikeessential-sciencewe-cannot-see/
Интернет сайт https://education.lego.com/en-us/lessons/
Интернет сайт https://education.lego.com/en-us/lessons/spikeessential-quirky-
creations/
Интернет сайт https://education.lego.com/en-us/lessons/spikeessential-scienceconnections/
Интернет сайт https://education.lego.com/en-us/lessons/spikeessential-crazycarnival-games/