БПЛА

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы контроля и формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
3. Список литературы

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «БПЛА» (далее - Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
•

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/

•

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030

г.

и

плана

мероприятий

по

ее

реализации

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400

•

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html

•

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые

программы)».

https://summercamps.ru/wp-

content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
•

Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020

№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
•

Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
•

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/

•

Устав

учреждения

Администрации

утв.

г.

Приказом

Улан-Удэ

Комитета
от

по

27.10.2023

образованию
г.

№104

https://syute.buryatschool.ru/upload/buryascsyute_new/files/53/fe/53fec2adc8c
093777b20bb4d16cb315a.pdf.
•

Положение

о

разработке,

структуре

и

порядке

утверждения

дополнительной общеразвивающей программы от 02.09.2020 г.
https://syute.buryatschool.ru/upload/buryascsyute_new/files/8d/e5/8de5508600
e13c2373a063677f022b49.pdf
Актуальность:
Современные тенденции развития роботизированных комплексов в
авиации получили реализацию в виде беспилотных авиационных систем
(БАС).
В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса к
беспилотной

авиации

как

инновационному

направлению

развития

современной техники, хотя история развития этого направления началась
уже более 100 лет тому назад. Развитие современных и перспективных
технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам
успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны

или

выполнялись

другими

силами

и

средствами.

Рынок БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) – стал очень
перспективной и быстроразвивающейся отраслью, к 2015 году рынок БПЛА
уже оценивался в 127 млрд долларов США и продолжает активно
развиваться. Очень скоро БПЛА станут неотъемлемой частью повседневной
жизни: мы будем использовать БПЛА не только в СМИ и развлекательной
сферах, но и в инфраструктуре, страховании, сельском хозяйстве и
обеспечении безопасности, появятся новые профессии, связанные с ростом
рынка.
Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов,
потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно
растёт. Это создало необходимость в новой профессии: оператор БАС.
Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов по
конструированию, программированию и эксплуатации БАС.
Настоящая образовательная программа позволяет не только обучить
ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить
обучающихся к планированию и организации работы над разноуровневыми
техническими проектами и в дальнейшем осуществить осознанный выбор
вида деятельности в техническом творчестве.
Обучение включает в себя следующие основные предметы: математика,
информатика, программирование, физика, электротехника.
Вид программы: модифицированная программа.
Направленность программы: техническая, ориентирована на развитие у
учащихся

технических

и

научных

способностей,

целенаправленную

организацию научно-исследовательской деятельности, имеющую большое
значение для научно-технического и социально-экономического потенциала
общества и государства
Адресат программы: Программа ориентирована на дополнительное
образование учащихся среднего школьного возраста (9 – 17лет).
Особенностью детей этого возраста является то, что в этот период

происходит главное в развитии мышления – овладение подростком
процессом образования понятий, который ведет к высшей форме
интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Функция
образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в
этом возрасте. Для возраста 9 – 17 лет характерно господство детского
сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация
развития. Идеальная форма – то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с
чем он реально взаимодействует, – это область моральных норм, на основе
которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими
сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь
осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь
устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.
Срок реализации программы: 2 года. Объем учебной нагрузки – 360
учебных часов.
Объем программы: 1 год обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю
по 2 часа (144 академических часа, 72 занятий в год). 2 год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (216 академических часов, 72
занятий в год).
Форма обучения: Обучение проводится по очной форме.
Особенности организации образовательной деятельности: Форма
организации

занятий:

групповая

разновозрастная,

индивидуальная,

индивидуально-групповая и фронтальная. Программой предусмотрено
проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и
практической частей, причём большее количество времени занимает именно
практическая часть.
При проведении занятий используются следующие формы работы:
• Лекция-диалог с использованием метода «перевернутый класс» –

когда обучающимся предлагается к следующему занятию ознакомится с
материалами (в т.ч. найденными самостоятельно) на определенную тему для
обсуждения в формате диалога на предстоящем занятии;

• Workshop и Tutorial (практическое занятие – hard skills), что по сути

является разновидностями мастер-классов, где обучающимся предлагается
выполнить определенную работу, результатом которой является некоторый
продукт (физический или виртуальный результат). Близкий аналог –
фронтальная форма работы, когда обучающиеся синхронно работают под
контролем педагога;
• конференции внутриквантумные и межквантумные, на которых

обучающиеся делятся опытом друг с другом и рассказывают о собственных
достижениях;
• самостоятельная

работа,

когда

обучающиеся

выполняют

индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
• метод кейсов (case-study), "мозговой штурм" (Brainstorming), метод

задач (Problem-Based Learning) и метод проектов (Project-Based Learning).
Пример: кейс – это конкретная задача («случай» – case, англ.), которую
требуется решить, для этого в режиме «мозгового штурма» предлагаются
варианты решения, после этого варианты обсуждаются и выбирается один
или несколько путей решения, после чего для решения кейса формируются
более мелкие задачи, которые объединяются в проект и реализуются с
применением метода командообразования.
Режим занятий: Продолжительность занятий устанавливается в зависимости
от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки
учащихся.
Первый год обучения: 2 ак. часа x 2 раза в нед. = 4 ак. часа в неделю.
(144 академических часа, 72 занятий в год)
Второй год обучения: 3 ак. часа x 2 раза в нед. = 6 ак. часов в неделю.
(216 академических часов, 72 занятий в год).

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель: Целью программы является формирование у обучающихся
устойчивых soft-skills и hard-skills по следующим направлениям: проектная
деятельность, теория решения изобретательских задач, работа в команде,
инженерная графика, аэродинамика и 3D-конструирование беспилотных
летательных аппаратов в CAD-системе, прототипирование и изготовление
деталей БЛА с применением 3D-печати, основы радиоэлектроники и
схемотехники,

программирование

микроконтроллеров,

лётная

эксплуатация БАС (беспилотных авиационных систем). Программа
направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и
предпринимательской деятельности, значительно расширяющей кругозор и
образованность ребенка.
Образовательные задачи:
Обучающие:
• ознакомление с элементами механики, законами аэродинамики;
• сформировать у обучающихся устойчивые знания в области
моделирования и конструирования БАС;
• закрепление и расширение знаний, умений, полученных на уроках
физики, математики, информатики, способствования их
систематизации;
• сформировать у обучающихся навыки современного организационнотехнического мышления.
Воспитательные:
• сформировать коммуникативную культуру, внимание, уважение к
людям;
• воспитать трудолюбие, развить трудовые умения и навыки,
расширить политехнический кругозор и умение планировать работу по
реализации замысла, предвидение результата и его достижение;

• сформировать

способности

к

продуктивному

общению

и

сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой
деятельности.
Развивающие:
• развитие интереса к техническому моделированию;
• развитие мыслительных и творческих способностей в технической
деятельности;
• развить способность к самореализации и целеустремлённости;
• сформировать техническое мышление и творческий подход к работе;
• развить

навыки

научно-исследовательской,

инженерно-

конструкторской и проектной деятельности;
• расширить ассоциативные возможности мышления.
Ожидаемые результаты:
• приобретение обучающимися знаний в области моделирования и
конструирования БАС;
• занятия по настоящей программе помогут обучающимся сформировать
технологические навыки;
• формирование навыков современного организационно-экономического
мышления, обеспечивающая социальную адаптацию в условиях
рыночных отношений.
• формирование

у

обучающихся

самостоятельности

в

учебно-

познавательной деятельности;
• развитие способности к самореализации и целеустремлённости;
• формирование

у

обучающихся

технического

мышления

и

творческого подхода к работе;
• развитость

навыков

научно-исследовательской,

инженерно-

конструкторской и проектной деятельности у обучающихся;
• развитые ассоциативные возможности мышления у обучающихся.
• развитие трудолюбия, трудовых умений и навыков, широкий

политехнический кругозор;
• формирование умения планировать работу по реализации замысла,
способность

предвидеть

результат

и

достигать

его,

при

необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
• формирование

способности

к

продуктивному

общению

и

сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой
деятельности.
• чтение чертежей, 3D моделирование несложных деталей/моделей
БЛА
• выполнение самостоятельного прототипирования и печати деталей
на 3D принтере
• выполнение практических полётов (визуальных и с FPV);
• практические работы по сборке, программированию и ремонту
квадрокоптеров;
•
См. Уровневая Дифференциация.
Таблица 1.
Дифференциация ДОП по уровневому контролю теории и практики
Уровень
ЗУН
Знать

Стартовый уровень
Знать

Продвинутый

Базовый уровень

уровень

правила Знать основы 3D Знать

безопасности

при моделирования

основы

и программирования

работе с электроникой, 3D печати.

микроконтроллеров

механикой

и

и БПЛА.

программным

Знать

обеспечением.

технического

и

с

основы различными

Знать основы теории обслуживания
полёта

работы

языками
и программирования.

управления ремонта БПЛА и Знать основы 3D-

беспилотными

их

компонентов. моделирования

и

летательными

Знать

способы работы

с

аппаратами

настройки

БПЛА.

подготовки БПЛА создания

и программами

Знать основы черчения. к полётам.

для

трёхмерных
моделей.
Понимать принципы
работы

различных

сенсоров

и

датчиков,
используемых

на

БАС.
Уметь

Уметь

работать

команде.

в Уметь

Уметь собирать и

пилотировать

программировать

Уметь работать в среде дроны.
программирования.
Уметь
теории

разбираться

Уметь

дроны.
понимать Уметь

составлять

в принципы работы программы

беспилотных всех систем дронов управления БПЛА.

летательных аппаратов. и

их Уметь создавать 3D

взаимодействие.

модели

Уметь

БПЛА и печатать их

обслуживать

и на

ремонтировать
БПЛА

и

деталей
3D-принтере.

Уметь настраивать и
их программировать

компоненты.

полёт БПЛА через

Уметь выполнять приложение.
чертежи
различных деталей
от БПЛА.
Владеть

Владеть навыками:

Владеть основами Владеть навыками:
трёхмерного

пилотирования

технического

моделирования:

квадрокоптеров,

творчества,

знание

основы

трудолюбия,

компьютерных

аэрофотосъёмки

дисциплинированности, программ

для использование

культуры труда, умения создания

3D- современного

работать в команде.

моделей, таких как оборудования
Blender.

программного

Обрабатывать

обеспечения.

и

и

фото и видео с Владеть
камеры

пространственным,

беспилотника.

аналитическим

Проводить

синтетическим

диагностику
ремонт дрона.

и

и мышление:
готовность

и

способность

к

творческому поиску
и воплощению идей
на

практике.

Собирать

и

разбирать
беспилотник.
Проявлять Проявлять

логическое Проявлять

Проявлять

мышление для решения стремление

к способность

простых

и отстаивать

выполнения

задач

и саморазвитию

заданий. обучению.

Проявлять интерес
технике и авиации.

к Проявлять
усидчивость
терпение.

точку

свою
зрения,

анализировать
и ситуацию

и

самостоятельно
находить ответы на
вопросы

путем

логических
рассуждений.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«БПЛА»
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Таблица 2.
№

Название раздела, темы

п/п

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/кон
троля

о

2

2

Беседа.

Что такое БПЛА. История

4

4

Беседа, опрос.

мультироторных

4

4

Беседа.

4

Основы управления БПЛА.

4

4

Беседа.

5

Принципы управления и

4

4

Беседа.

2

2

Беседа.

6

2

1

Вводная

лекция

содержании курса.
2

создания

беспилотных

летательных аппаратов.
3

Теория
систем.

строение мультикоптеров.
6

Основы

техники

безопасности полётов.
7

Основы

электричества.

Литий-

полимерные

аккумуляторы.

4

Беседа, тест

8

Практическое
литий-

9

занятия

с

10

4

6

полимерными

Беседа,
практическая

аккумуляторами

работа

(зарядка/разрядка/балансиро

зарядными

вка/хранение)

устройствами.

Полёты на симуляторе.

20

4

16

с

Беседа, полёты
на симуляторе.

10

Изучение строения БПЛА.

8

2

6

Беседа, опрос.

8

2

6

Беседа,

Детали квадрокоптера.
11

Сборка

и

настройка

квадрокоптера.

практическая
работа.

12

Обучение

навыкам

10

4

6

пилотирования

Беседа, учебные
полёты.

квадрокоптера на примере
игрушки заводской сборки.
13

Управление

полётом

мультикоптера.

8

2

6

Принцип

Беседа, учебные
полёты.

функционирования
полётного

контроллера

и

аппаратуры управления.
14

Бесколлекторные двигатели и

4

Беседа.

4

регуляторы их хода. Платы
разводки питания.
15

Сборка рамы квадрокоптера.

8

8

Беседа,
практическая
работа.

16

Инструктаж

по

технике

2

Беседа.

2

безопасности полетов.
17

Первые

учебные

полёты:

10

10

«взлёт/посадка».
18

Полёты:

Беседа, учебные
полёты.

«удержание

на

заданной

высоте»,

перемещения

«вперед-

назад»,

вправо».

«влево-

10

10

Беседа, учебные
полёты.

Разбор аварийных ситуаций.
19

Изучение всего функционала
приложения
Настройка

DJI

GO

8

2

6

Беседа, учебные
полёты.

4.

дистанционного

управления.
20

Полёты на квадрокоптерах по

12

2

10

заданному маршруту

Беседа, учебные
полёты.

Итого:

144

50

94

144

Учебно-тематический план
Второй год обучения
Таблица 3.
№

Название раздела, темы

п/п

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/кон
троля

1

Инженерная
Вводная

графика.
лекция

содержании курса.

о

4

4

Беседа,
презентация.

2

Способы

проецирования.

Чертежи

в

4

2

2

системе

презентация,

прямоугольной проекции.
3

Чтение

и

Беседа,
опрос.

выполнение

4

2

2

чертежей.

Беседа,
презентация,
практическое
задание.

4

Аксонометрические
проекции.

4

2

2

Технический

Беседа,
презентация,

рисунок.

опрос,
практическое
задание.

5

Сечения.

Разрезы.

4

2

2

Сборочные чертежи.

Беседа,
презентация,
опрос,
практическое
задание.

6

3D

моделирование

и

3D

8

4

4

Беседа, тест..

12

6

6

Беседа,

печать. Введение. Техника
безопасности.
7

КОМПАС-График: Создание,
редактирование

и

практическая

трансформация графических

работа.

объектов.
8

Моделирование

объектов

способом выдавливание.

20

4

16

Беседа,
практическая
работа.

9

Изучение

и

работа

в

16

4

12

программе Ultimaker Cura.

Беседа,
практическая
работа.

10

3D-

принтер.

конструкции.

Изучение
Разборка

12

4

8

и

практическая

сборка 3D- принтера.
11

Беседа,
работа.

Изготовление детали на 3D

18

4

14

принтере.

Беседа,
практическая
работа.

12

Что такое FPV. Настройка,
установка

FPV

6

2

4

–

14

Основы

задание.

видеотрансляции.

6

2

4

практическое

его настройка.

задание.

Установка и подключение

6

2

4

и

Беседа,
практическая

видеооборудования.

работа.

Пилотирование

с

использованием

FPV-

18

2

16

Пилотирование FPV дронов в

Практическое
задание,

оборудования.
16

Беседа,

Применяемое оборудование,

радиоприёмника

15

опрос,

практическое

оборудования.
13

Беседа,

учебный полет.
14

4

10

Практическое

очках на дальних дистанциях

задание,

с преодолением препятствий.

учебный полет.

17

Работа

в

группах

инженерным

над

20

4

16

проектом.

Принципы

я

создания

инженерной

Работа

подготовка

групповых

проектной

инженерных

работы.
18

Самостоятельна

проектов.
в

группах

инженерным
«Беспилотная

над

20

4

16

проектом

Беседа,
наблюдение

авиационная

за

организаторски

система».

ми

и

коммуникативн
ыми навыками.
19

Подготовка

презентации

собственной

10

2

8

проектной

Беседа,
наблюдение

работы.

за

организаторски
ми

и

коммуникативн
ыми навыками.
20

Итоговый
Презентация
группой

контроль.
и

10

10

Защита проекта

156

216

защита

собственного

инженерного проекта.
Итого:

216

60

Формы контроля: педагогическое наблюдение, наблюдение за
организаторскими и коммуникативными навыками, беседа, опросы, учебные
запуски дронов, практические задания, коллективное обсуждение, анализ,
участие в соревнованиях по запуску и управлению БПЛА, самостоятельная
проектная деятельность.

Содержание учебного плана
Первый год обучения
1. Вводное занятие
Теория: Организационная работа, введение в программу, предмет и
содержание курса. Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ).
Литература, рекомендованная для освоения курса.
Форма контроля: Беседа.
2. Что такое БПЛА. История создания беспилотных летательных
аппаратов.
Теория: Исторический обзор. Первые беспилотные летательные
аппараты.
Форма контроля: Беседа.
3. Теория мультироторных систем.
Теория:

Устройство

мультироторных

мультироторных

систем.

Принципы

систем.

Основы

управления

конструкции

мультироторными

системами.
Форма контроля: Беседа.
4. Основы управления БПЛА.
Теория: Понимание принципов работы БПЛА. Это автономное устройство,
которое управляется дистанционно или по заранее заданной программе.
Форма контроля: Беседа.
5. Принципы управления и строение мультикоптеров.
Теория: Принцип управления мультикоптеров их строение и возможное
количество несущих винтов.
Форма контроля: Беседа.
6. Основы техники безопасности полётов.
Теория: Основы техники безопасности полётов и всех и аспекты на
законодательной базе.
Форма контроля: Беседа.
7. Основы электричества. Литий- полимерные аккумуляторы.

Теория: История о создание усовершенствованных конструкциях литийионных аккумулятора, в которых в качестве электролита используется
полимерный.

материал.

Практика: Пройти тест по пройденной теме.
Форма контроля: Беседа, тест.
8. Практическое занятия с литий- полимерными аккумуляторами
(зарядка/разрядка/балансировка/хранение).
Теория:

Правильная

зарядка

литий-полимерных

батарей

LiPo.

Практика: Используя универсальное зарядное устройство для литийполимерных батарей, зарядить LiPo аккумуляторы с постоянным балансом
тока и напряжения.
Форма контроля: Беседа, практическое задание.
9. Полёты на симуляторе.
Теория: Перед запуском настоящих беспилотных летательных аппаратов и
квадрокоптеров, необходима практика на симуляторах управления БПЛА.
Практика: Полет на симуляторе управления БПЛА.
Форма контроля: Беседа, практическое задание.
10. Изучение строения БПЛА. Детали квадрокоптера.
Теория: Изучение строения квадрокоптера. Какие детали используются и
какие

функции

выполняют.

Практика: Ответить на вопросы про конструкцию БПЛА.
Форма контроля: Беседа, опрос.
11. Сборка и настройка квадрокоптера.
Теория:

Сборка

и

настройка

квадрокоптера

включают

пайку

комплектующих, установку и подключение двигателей, контроллеров,
аккумуляторной батареи и других компонентов согласно инструкции.
Практика: Выполнить процесс соединения и проверки работоспособности
всех компонентов квадрокоптера, включая раму, двигатели, пропеллеры,
полётный контроллер, аккумулятор и другие детали.
Форма контроля: Беседа, практическое задание.

12. Обучение навыкам пилотирования квадрокоптера на примере
игрушки заводской сборки
Теория: Изучение основ управления, теории мультироторных систем и
техники безопасности полётов. Это помогает детям освоить принципы
управления

квадрокоптером

и

развить

навыки

пилотирования.

Практика: Первое управление мультироторных систем на примере
простейшего квадрокоптера для детей.
Форма контроля: Беседа, учебный запуск.
13. Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования
полётного контроллера и аппаратуры управления.
Теория: Изучение «мозгов» квадрокоптера с подробным анализам
выполнения команд от полётного контроллера.
Практика: Выполнить подключение полетного котроллера к приемнику
сигнала и программировать его.
Форма контроля: Беседа, практическое задание.
14. Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки
питания.
Теория: Изучение бесколлекторных двигатели и регуляторов хода двигателя.
Форма контроля: Беседа.
15. Сборка рамы квадрокоптера.
Теория: Сборка рамы квадрокоптера заключается в соединении лучей с
центральным элементом и установке электронных компонентов, таких как
моторы, регуляторы скорости, батареи, плата управления и защита.
Практика: Собрать конструктор квадрокоптера GEOSCAN PIONER.
Форма контроля: Беседа, практическое задание.
16. Инструктаж по технике безопасности полетов.
Теория: Инструктаж по технике безопасности полётов включает общие
правила, такие как соблюдение указаний педагога, проверку состояния всех
деталей дрона перед каждым полётом, включение пульта управления с
опущенным стиком газа, взлёт после поиска спутников GPS и ГЛОНАСС,

проверку функции возврата домой и отключение питания дрона и пульта
управления после полёта.
Форма контроля: Беседа.
17. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка».
Теория: Первый учебный полёт важно освоить взлёт и посадку дрона, чтобы
научиться контролировать его движение в воздухе и обеспечить
безопасность эксплуатации.
Практика: Выполнить включение моторов, взлёт и посадку без лишних
маневрирований.
Форма контроля: Беседа, учебный полет.
18. Полёты: «удержание на заданной высоте», перемещения «впередназад», «влево- вправо». Разбор аварийных ситуаций.
Теория: Полёты включают удержание на заданной высоте, перемещение
вперёд-назад

и

влево-вправо.

Практика: Выполнить удержание квадрокоптера на заданной высоте,
перемещение вперед и назад, влево и право.
Форма контроля: Беседа, учебный полет.
19. Изучение всего функционала приложения DJI GO 4. Настройка
дистанционного управления.
Теория: Изучение функционала приложения DJI GO 4 для настройки
дистанционного

управления

дроном.

Практика: Использование функционала приложения DJI GO 4 для настройки
дистанционного управления квадрокоптером, включая изменение режимов
полёта, настройку уровня заряда батареи и активацию функций 3D Sensing
System.
Форма контроля: Беседа, учебный полет.
20. Полёты на квадрокоптерах по заданному маршруту.
Теория: Полет на квадрокоптере по заданному маршруту включает изучение
основ управления дроном, принципов работы навигационных систем и
правил

полёта.

Практика: Пилотирование квадрокоптера с GPS-модулем и функцией
автопилота через смартфон или планшет с приложением для управления.
Форма контроля: Беседа, учебный полет.
Второй год обучения
1. Инженерная графика. Вводная лекция о содержании курса.
Теория: Вводная лекция по черчению.
Форма контроля: Беседа, презентация.
2. Способы проецирования. Чертежи в системе прямоугольной
проекции.
Теория:

Способы

проецирования

позволяют

получать

изображения

предметов на плоскости с помощью параллельных лучей света или
воображаемых линий. В системе прямоугольной проекции используются
прямоугольные (ортогональные) проекции, где проецирующие лучи
перпендикулярны плоскости проекции. Это обеспечивает наглядность и
простоту выполнения чертежей, позволяя передавать информацию о форме
и

размерах

объектов.

Практика: Ответить на заданные вопросы по пройденной теме.
Форма контроля: Беседа, презентация, опрос.
3. Чтение и выполнение чертежей.
Теория: Процесс интерпретации и создания графических изображений,
который включает анализ размеров, форм и взаимного расположения
элементов объекта, а также соблюдение стандартов и правил черчения.
Практика: Ответить на заданные вопросы по пройденной теме. Выполнить
сборочный чертеж.
Форма контроля: Беседа, презентация, практическое задание.
4. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
Теория: Наглядные изображения предметов в трёх измерениях, которые
используют

для

быстрого

создания

чертежей

и

иллюстраций.

Практика: Ответить на заданные вопросы по пройденной теме. Выполнить
сборочный чертеж.

Форма контроля: Беседа, презентация, опрос, практическое задание.
5. Сечения. Разрезы. Сборочные чертежи.
Теория: Сечения и разрезы на сборочных чертежах используются для
отображения

конфигурации

расположенной

рассечённого

за

тела

и

части

плоскостью

детали,
сечения.

Практика: Ответить на заданные вопросы по пройденной теме. Выполнить
сборочный чертеж.
Форма контроля: Беседа, презентация, опрос, практическое задание.
6. 3D моделирование и 3D печать. Введение. Техника безопасности.
Теория: Знакомство детей с 3D моделированием и 3D печатью. Основы
техники безопасности полётов и всех и аспекты на законодательной базе
Практика: Выполнить тест по 3D моделированию
Форма контроля: Беседа, тест.
7. КОМПАС-График: Создание, редактирование и трансформация
графических объектов.
Теория: Первая работа в КОМПАС-График. Изучение интерфейса,
управления, биндов. Создание чертежа, редактирование и трансформация.
Практика: Создание чертежа в КОМПАС-График.
Форма контроля: Беседа, практическая работа.
8. Моделирование объектов способом выдавливание
Теория: Изучение приложения ZBrush. Изучение интерфейса, управления,
биндов

для

создания

3D

модели.

Практика: Создать 3D модель в ZBrush.
Форма контроля: Беседа, практическая работа.
9. Изучение и работа в программе Ultimaker Cura.
Теория: Изучение калибровки и подключения 3D принтеров к программе для
нарезки

моделей

на

слои

Ultimaker

Cura.

Практика: Откалибровать виртуальный принтер и подготовить 3D-модель к
печати.
Форма контроля: Беседа, практическое задание.

10. 3D- принтер. Изучение конструкции. Разборка и сборка 3Dпринтера.
Теория:

Изучение

конструкции

и

способ

работы

3D

принтера.

Практика: Разобрать и собрать 3D принтер.
Форма контроля: Беседа, практическое задание.
11. Изготовление детали на 3D принтере.
Теория:

Подготовка

и

начало

печати

на

3D

принтере.

Практика: Запуск печати на 3D принтере.
Форма контроля: Беседа, практическое задание.
12. Что такое FPV. Настройка, установка FPV – оборудования.
Теория: Презентация по FPV. Демонстрация подключения и управления
дронов

с

оборудованием.

FPV-

Практика: Выполнить настройку FPV- оборудования
Форма контроля: Беседа, опрос, практическое задание.
13.

Основы

видеотрансляции.

Применяемое

оборудование,

его

настройка.
Теория: Разбор основ и видов видеотрансляций с дронов в FPVоборудование.

Настройка,

калибровка

оборудования.

FPV-

Практика: Выполнить настройку FPV- оборудования
Форма контроля: Беседа, практическое задание.
14. Установка и подключение радиоприёмника и видеооборудования.
Теория: Первая установка уже откалиброванного FPV- оборудования и
пульта управления.
Практика: Подключить видеооборудование и пульт управление к дронам.
Форма контроля: Беседа, практическое задание.
15. Пилотирование с использованием FPV- оборудования.
Теория:

Первые

запуски

дронов

с

FPV-

оборудованием.

Практика: Выполнение базовых упражнений для полётов с FPVоборудованием. Полёты вперёд, назад и в стороны для ощущения скорости
и высоты.

Форма контроля: Практическое задание, учебный полет.
16. Пилотирование FPV дронов в очках на дальних дистанциях с
преодолением препятствий.
Теория: Запуск квадрокоптеров с FPV- оборудованием, но с преодолением
препятствий. Соблюдение правил безопасности при использовании FPV
дронов.
Практика: Отработка навыков пилотирования на дальних дистанциях и
простых манёврах.
Форма контроля: Практическое задание, учебный полет.
17. Работа в группах над инженерным проектом. Принципы создания
инженерной проектной работы.
Теория: Определение целей инженерного проекта. Выявление проблемы и
решение,

план

реализации,

заключение.

Практика: Начальная работа в группе над инженерным проектом.
Форма контроля: Самостоятельная подготовка групповых инженерных
проектов.
18. Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная
авиационная система».
Теория: Сбор и анализ информации, сбор всех необходимых данных о
проекте.
Практика: Продолжить работу над инженерным проектом.
Форма

контроля:

Беседа,

наблюдение

за

организаторскими

и

коммуникативными навыками.
19. Подготовка презентации собственной проектной работы.
Теория: Создание структуры презентации, разделение на основные разделы.
Подготовка

текста

и

визуальных

материалов.

Практика: Разработка презентации для группового проекта.
Форма

контроля:

Беседа,

наблюдение

за

организаторскими

и

коммуникативными навыками.
20. Итоговый контроль. Презентация и защита группой собственного

инженерного проекта.
Практика: Презентовать и защитить групповой инженерный проект.
Форма контроля: Защита проекта.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Качин Артем Андреевич
Творческое объединение: «БПЛА»
Место проведения: ул. Московская 12б, кабинет № 1
Форма занятия: очная
Первый год обучения
Таблица 4.
№

Дата Кол-

Название раздела, темы

во

Форма
контроля

час.
1

10.09

2

Вводная лекция о содержании курса.

Беседа.

2

12.09

4

Что такое БПЛА. История создания

Беседа, опрос.

беспилотных летательных аппаратов.

17.09
3

19.09

4

Теория мультироторных систем.

Беседа.

4

Основы управления БПЛА.

Беседа.

4

Принципы управления и строение

Беседа.

24.09
4

26.09
1.10

5

3.10

мультикоптеров.

8.10

6

10.10

2

Основы техники безопасности полётов.

Беседа.

7

15.10

6

Основы электричества. Литий- полимерные

Беседа, тест

аккумуляторы.

17.10
22.10
8

9

Практическое занятия с литий-

Беседа,

29.10

полимерными аккумуляторами

практическая

31.10

(зарядка/разрядка/балансировка/хранение)

24.10

10

работа с

2.11

зарядными

5.11

устройствами.

7.11

20

Полёты на симуляторе.

Беседа,

12.11

полёты на

14.11

симуляторе.

19.11
21.11
26.11
28.11
03.12
05.12
10.12
10

12.12

8

Изучение строения БПЛА. Детали

Беседа, опрос.

квадрокоптера.

25.02
27.02
04.03
11

06.03

8

Сборка и настройка квадрокоптера.

Беседа,

11.03

практическая

13.03

работа.

18.03
12

Обучение навыкам пилотирования

Беседа,

25.03

квадрокоптера на примере игрушки

учебные

17.12

заводской сборки.

полёты.

20.03

19.12

10

24.12
13

Управление полётом мультикоптера.

Беседа,

31.12

Принцип функционирования полётного

учебные

09.01

контроллера и аппаратуры управления.

полёты.

Бесколлекторные двигатели и регуляторы

Беседа.

26.12

8

14.01
14

16.01

4

их хода. Платы разводки питания.

21.01
15

23.01

8

Сборка рамы квадрокоптера.

Беседа,

28.01

практическая

30.01

работа.

04.02
16

06.02

2

Инструктаж по технике безопасности

Беседа.

полетов.
17

11.02

10

Первые учебные полёты: «взлёт/посадка».

Беседа,

13.02

учебные

18.02

полёты.

20.02
27.03
18

Полёты: «удержание на заданной высоте»,

Беседа,

03.04

перемещения «вперед-назад», «влево-

учебные

08.04

вправо». Разбор аварийных ситуаций.

полёты.

Изучение всего функционала приложения

Беседа,

22.04

DJI GO 4. Настройка дистанционного

учебные

24.04

управления.

полёты.

01.04

10

10.04
15.04
19

17.04

29.04

8

20

06.05

12

08.05

Полёты на квадрокоптерах по заданному

Беседа,

маршруту

учебные
полёты.

13.05
15.05
20.05
Итого:

144
Второй год обучения
Таблица 5.

№

Дата Кол-

Название раздела, темы

Форма контроля

во
час.
1

10.09

4

Инженерная графика.

Беседа, презентация.

Вводная лекция о содержании
курса.
2

12.09

4

17.09
3

19.09

4

Способы проецирования. Чертежи в Беседа, презентация,
системе прямоугольной проекции.

опрос.

Чтение и выполнение чертежей.

Беседа, презентация,
практическое

24.09

задание.
4

26.09

4

1.10

Аксонометрические проекции.

Беседа, презентация,

Технический рисунок.

опрос, практическое
задание.

5

3.10

4

8.10

Сечения. Разрезы. Сборочные

Беседа, презентация,

чертежи.

опрос, практическое
задание.

6

10.10
15.10
17.10

8

3D моделирование и 3D печать.
Введение. Техника безопасности.

Беседа, тест.

7

КОМПАС-График: Создание,

Беседа, практическая

24.10

редактирование и трансформация

работа.

29.10

графических объектов.

22.10

12

31.10
8

Моделирование объектов способом

Беседа, практическая

выдавливание.

работа.

Изучение и работа в программе

Беседа, практическая

Ultimaker Cura.

работа.

3D- принтер. Изучение

Беседа, практическая

17.12

конструкции. Разборка и сборка

работа.

19.12

3D- принтера.

5.11

20

7.11
12.11
14.11
19.11
21.11
9

26.11

16

28.11
3.12
5.12
10.12
10

12.12

12

24.12
11

26.12

18

9.01

Изготовление детали на 3D

Беседа, практическая

принтере.

работа.

Что такое FPV. Настройка,

Беседа, опрос,

установка FPV – оборудования.

практическое

14.01
16.01
12

21.01

6

23.01

задание.
13

28.01
30.01

6

Основы видеотрансляции.

Беседа, практическое

Применяемое оборудование, его

задание.

настройка.

14

4.02

6

6.02

Установка и подключение

Беседа, практическая

радиоприёмника и

работа.

видеооборудования.
15

11.02

18

13.02

Пилотирование с использованием

Практическое

FPV- оборудования.

задание, учебный
полет.

18.02
20.02
16

25.02

14

Пилотирование FPV дронов в очках Практическое

27.02

на дальних дистанциях с

задание, учебный

3.03

преодолением препятствий.

полет.

Работа в группах над инженерным

Самостоятельная

12.03

проектом.

подготовка

17.03

Принципы создания инженерной

групповых

19.03

проектной работы.

инженерных

5.03
17

10.03

20

проектов.

24.03
26.04
18

Работа в группах над инженерным

Беседа, наблюдение

7.04

проектом «Беспилотная

за организаторскими

9.04

авиационная система».

и коммуникативными

2.04

20

навыками.

14.04
16.04
21.04
19

23.04

10

28.04

20

Подготовка презентации

Беседа, наблюдение

собственной проектной работы.

за организаторскими

30.05

и коммуникативными

7.05

навыками.

12.05

10

Итоговый контроль.

14.05

Презентация и защита группой

19.05

собственного инженерного проекта.

Защита проекта

21.05
Итого:

216
Таблица 6.

Количество учебных недель

36 недель
1 год обучения (от 144 час. -72 дня)

Количество учебных дней

2 год обучения (от 216 час. - 108 дней)
С 16.09.2024 для обучающихся 1 года

Даты начала и окончания учебного

обуч. 30.05.2025 г.

года

С 02.09.2024 для обучающихся 2 года
обуч. 31.05.2024 г.
входная- октябрь

Сроки промежуточной аттестации

Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 года обучения
ДОП на 2 года

Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

в конце 2 года обучения (май)

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Таблица 7.
Аспекты

Характеристика
Аппаратное и техническое обеспечение:
• Интерактивная панель – 1 шт.;

Материально-

• Конструктор программируемого квадрокоптера с

техническое

системой машинного зрения для изучения

обеспечение.

конструкции мультироторных беспилотных
летательных аппаратов, их проектирования,
сборки, обучения основам визуального

Аспекты

Характеристика
пилотирования и основам программирования – 5
шт.;
• Квадрокоптер тренировочный для FPV-полетов – 5
шт.;
• Комплект

приемник-передатчик

(пульт

радиоуправления), совместимый с конструктором
квадрокоптером тренировочным для FPV-полетов –
5 шт.;
• Квадрокоптер для видеосъемки, профессиональный
– 1 шт.;
• Зарядное устройство тип 2 – 5 шт.;
• Ремкомплект,

совместимый

с

конструктором

программируемого квадрокоптера – 5 шт.;
• Ремкомплект

совместимый

с

наборами

для

самостоятельной сборки – 1 шт.;
• Мобильный компьютер – 11 шт.;
• Мышь – 11 шт.;
• Стол ученический – 7 шт.;
• Стул ученический – 14 шт.;
• ЗD-принтер – 1 шт.;
• ЗD-принтер двухэкструдерный – 1 шт.;
• Набор

аксессуаров

для

квадрокоптера

для

видеосъемки – 1 шт.;
• Набор для работы с одноплатным компьютером – 2
шт.;
• Камера для однопалатного компьютера – 2 шт.;

Аспекты

Характеристика
• Конструктор

квадрокоптера

возможностями

с

расширенными

программирования

и

роевого

автономного полета – 1 шт.;
• Шкаф-стеллаж для хранения оборудования тип 1 –
1 шт.
Рабочее место наставника:
• Системный блок – 1 шт.;
• Монитор – 1 шт.;
• Мышь компьютерная – 1 шт.;
• Клавиатура – 1 шт.;
• Единая сеть Wi-Fi.
Расходные материалы:
• Пластик для ЗD-принтера – 15 шт.
https://docs.geoscan.ru/pioneer/
https://betaflight.com/docs/wiki/getting-started/setup-guide
https://dronnews.ru/wp-content/uploads/2018/11/dji-mavic-2zoom-1.pdf?ysclid=m35i1rq8n4804614770
https://www.geoscan.ru/ru/software
Информационное
обеспечение.
Ссылки:

https://www.dji.com/ru/downloads
https://www.dronedeploy.com/
https://www.dronedeploy.com/
https://www.geoprofi.ru/
https://conf.racurs.ru/conf2024/
https://map.avtm.center/
https://dobot.ru/gallery/Dobot%20MOOZ%20Plus%20(Ru)
%20v1.1.pdf?ysclid=m35i55k9w8908513489
https://dobot.ru/series_mooz?ysclid=m35i4kdk2e524021266

Аспекты

Характеристика

Кадровое

Качин Артем Андреевич - Педагог дополнительного

обеспечение.

образования

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: самостоятельная работа, творческая работа
на основе проекта, беседа, опрос, соревнования, практические работы, защита
проекта.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 8.
Показатели качества

Методики

реализации ДООП
Уровень развития творческого

Учебно-методическое пособие

потенциала учащихся

«Мониторинг качества образовательного

Уровень развития высших

процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К.

психических функций ребёнка

Михайлова

Уровень развития социального
опыта учащихся
Уровень развития творческого

Методика «Креативность личности» Д.

потенциала учащихся

Джонсона

Уровень развития социального

Тест «Уровень социализации личности»

опыта учащихся

(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка

Уровень сохранения и

здоровьесберегающей деятельности

укрепления здоровья учащихся

образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких

Уровень теоретической
подготовки учащихся

Разрабатываются ПДО самостоятельно

Показатели качества

Методики

реализации ДООП
Уровень удовлетворенности

Изучение удовлетворенности родителей

родителей предоставляемыми

работой образовательного учреждения

образовательными услугами

(методика Е.Н.Степановой)

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
• Словесный
• Наглядный
• Объяснительно-иллюстративный
• Частично-поисковый
• Исследовательский
• Игровой
• Дискуссионный
• Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
• Индивидуальная
• Индивидуально-групповая
• Групповая
• Практическое занятие
• Открытое занятие
• Беседа
• Соревнование
• Защита проекта
• Презентация
• Мастер-класс
• Мини-фестиваль
• Турниры

Педагогические технологии с указанием автора:
• Технология индивидуального обучения
• Технология группового обучения
• Технология коллективного взаимодействия
• Технология модульного обучения
• Технология дифференцированного обучения
• Технология дистанционного обучения
• Технология исследовательской деятельности
• Проектная технология
• Здоровье сберегающая технология.
• Информационно-коммукативная технология
• Личностно-ориентированное обучения
Дидактические материалы:
•

Раздаточные материалы

•

Инструкции

•

Технологические карты

•

Образцы моделей

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета.
Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Электрон.
журн.
2013.
№4.
Режим
доступа:
2.
Гурьянов А. Е. Моделирование управления
квадрокоптером
http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html
(дата обращения
31.10.2016).Инженерный
вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014 №8 Режим доступа:
http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html (дата обращения 31.10.2016).
3. Ефимов. Е. Программируем квадрокоптер на Arduino: Режим доступа:
http://habrahabr.ru/post/227425/ (дата обращения 31.10.2016).
4. Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига,
2010. 31.10.2016).
5. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. №3.
Режим доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html (дата обращения
6.
Мартынов А.К. Экспериментальная аэродинамика. М.: Государственное
31.10.2016).
издательство оборонной промышленности, 1950. 479 с. 13. Мирошник И.В.
7.
Редакция
Tom's Hardware
Guide. FPVмультикоптеры:
обзор
технологии
Теория
автоматического
управления.
Линейные
системы. СПб:
Питер,
2005. 33и
железа.
25
июня
2014.
Режим
доступа:
3. 7
http://www.thg.ru/consumer/obzor_fpv_multicopterov/print.html
8. Bouadi
H.,обращения
Tadjine M. 31.10.2016).
Nonlinear Observer Design and Sliding Mode Control of
(дата
Four Rotors Helicopter. World Academy of Science, Engineering and Technology,
Vol. 25, 2007. Pp. 225-229. 11. Madani T., Benallegue A. Backstepping control for a
9.
Dikmenhelicopter.
I.C., Arisoy
A., Temeltas
H. Attitude
control
of a quadrotor.
4th
quadrotor
IEEE/RSJ
International
Conference
on Intelligent
Robots and
International
Conference
on Recent Advances in Space Technologies, 2009. Pp. 722Systems, 2006.
Pp. 3255-3260.
727. 4. Luukkonen T. Modelling and Control of Quadcopter. School of Science,
10.
LIPO
SAFETY
AND MANAGEMENT:
Режимhttp://sal.aalto.fi/publications/pdfдоступа:
Espoo,
August
22, 2011.
P. 26. Режим доступа:
http://aerobot.com.au/support/training/lipo-safety
(Дата обращения 20.10.15)
files/eluu11_public.pdf (дата обращения 31.10.2016).
11. Murray R.M., Li Z, Sastry S.S. A Mathematical Introduction to Robotic
Manipulation. SRC Press, 1994. P. 474.
12. Zhao W., Hiong Go T. Quadcopter formation flight control combining MPC and
robust feedback linearization. Journal of the Franklin Institute. Vol.351, Issue 3, March
2014.
Pp. 1335-1355.
DOI: 10.1016/j.jfranklin.2013.10.021
13. Лекции
от «Коптер-экспресс»
https://youtu.be/GtwG5ajQJvA?t=1344


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».