Оглавление I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 5 1.3. Содержание программы 8 II. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 14 2.2. Условия реализации программы 35 2.3. Формы аттестации 35 2.4. Оценочные материалы 35 2.5. Список литературы 36 Комплекс основных характеристик дополнительной I. общеобразовательной (общеразвивающей) программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы Нормативно-правовое обоснование программы: Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.); 2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; 3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 7. Национальный президиумом Совета проект при «Образование» Президенте (паспорт Российской утвержден Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); 8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»; 9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; 10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года). 13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06); 14. Методические государственных символов рекомендации Российской «Об Федерации использовании при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06); 15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года) 16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия; 17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года. 18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года; 19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»; 21. Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующих образовательный процесс. Актуальность программы обусловлена ее злободневностью. Она отвечает потребностям и интересам учащихся, шагая в ногу со временем программа заключает в себе развитие современных технических идей, культуры, технологий и социальной сферы. Мультипликация, как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали поэтому, увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети. Отличительные особенности программы – новизна, поскольку она реализует не только творческую, но и техническую направленность образования. Содержание занятий построено на взаимодействии различных видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр), объединенных общей целью и результатом - созданием мультипликационного фильма, что подразумевает создание персонального цифрового продукта и его публичную презентацию являясь одним из актуальных аспектов Концепции дополнительного образования. Мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, а также дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью знакомого всем инструмента – компьютера. Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. За время создания мультфильма ребенок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера. То есть, он знакомится с разными видами творческой и технической деятельности, получает много новой необыкновенно интересной информации. Снимая мультфильм можно совершить любые путешествия, всевозможные превращения, можно стать каким захочешь большим, сильным, богатым, красивым, моряком или летчиком, звездой или собакой. И эта игра помогает ребенку быть в гармонии со своим внутренним миром. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности. Вид программы: модифицированная Направленность программы: техническая Адресат программы: Младшие школьники: 7- 11 лет Срок и объем освоения программы: Даты начала и окончания учебного года: с _09 _ сентября 2024 по 31 мая 2025 г. Пояснение: 36 рабочих недель у ПДО (исключить из КУГ праздничные дни!) 4 часа - 144 часа • Стартовый уровень - 1 год обучения, 72-144 педагогических часов; Например: 1 гр. 1 года обучения 2 гр. 1 года обучения Программа 1 года обучения Количество часов в 2 2 72 72 неделю Количество часов в год\ (36 раб. недель у ПДО) 2.1. Объем программы – 144 часа. 2.2. Срок реализации программы – 36 недель. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные группы. Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Изучение анимационных техник, 40 монтажных программ Изготовление персонажей и 96 декараций Вводное занятие 2 Диагностика 6 Пояснение: сборная группа: 2час (45 мин) х 2 раза в нед. = 4 час в нед. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель: Развитие творческой личности учащегося, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу изобразительного искусства посредством технической и мультипликационной деятельности. Образовательные задачи: Обучающие (предметные): - познакомить учащихся с основными видами IT-мультипликации, освоить перекладную, рисованную, пластилиновую анимации, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы; - научить различным видам анимационной деятельности с применением различных технических средств и художественных материалов; - познакомить учащихся с основными технологиями создания мультфильмов – планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций, установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео- и звукорядов. - обучить компьютерным технологиям как основе научно-технического прогресса в мультипликации; Воспитательные (личностные) – - воспитать лучшие качества личности – самостоятельность, ответственность, коллективизм и взаимопомощь, последовательность и упорство в достижении цели, самокритичность и т.д. - содействовать профессиональному самоопределению учащихся; - формирование гражданственности и патриотизма через создание мультфильмов о природе, семье, родине. воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; - воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоциональноэстетического восприятия окружающего мира; - воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности; - формирование этических норм в межличностном общении; Развивающие (метапредметные) – - выработка у обучающихся навыков самостоятельной работы с компьютером и фотоаппаратом; - развитие интереса учащихся к анимационной деятельности и желание к самостоятельному творчеству; - развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка; - развитие художественно-эстетического вкуса, фантазии, изобретательности, логического мышления и пространственного воображения; -. развитие дикции, выразительности речи. Ожидаемые результаты: К концу обучения дети должны Знать: - правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов и работе с инструментами; - название и назначение инструментов для работы с бумагой, картоном, тканью и др. материалов; - способы соединения деталей из бумаги и картона (приклеивание внахлест и в торец, соединение проволокой, нитками); - различные материалы - бумага, текстиль, пластилин и др.; - различные виды декоративного творчества в анимации (лепнина, сыпучие, рисунок и другие); - основы анимации; - основы технологии перекладной мультипликации; - этапы создания анимационного мультфильма; - принципы работы аниматоров; - названия и приёмы работы с программным обеспечением; - профессиональные анимационные термины (монтаж, тайминг, раскадровка, фон, персонаж, сценарий и т.д.); -компьютерные программы, применяемые для перекладной мультипликации. Уметь: - понимать рисунки, схемы, эскизы; - определять название детали, персонажа и материал для ее изготовления; - работать с программным обеспечением; - определять порядок действий, планировать этапы своей работы; - применять различные виды декоративного творчества в анимации (лепнина, сыпучие, рисунок и др.); - пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками, стеками и др); - различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; - передавать движения фигур человека и животных; - решать анимационные задачи, пользуясь раскадровкой; - проявлять творчество в создании своей работы; - грамотно снимать и монтировать мультипликационный фильм; - составлять сценарий, создавать раскадровку к мультипликационному фильму, анимировать героев, озвучивать. - работать в видео файлами в программах Movie Maker, Movavi Video, Sony Vegas PRO. Способы и формы проверки результатов Формы контроля представляют собой выполнение различных творческих заданий с целью проверки усваиваимости материала учащимися, и их оценивание, а также диагностика. Этапы педагогического контроля № Сроки Вид п/п выполнения контроля Какие умения и навыки контролируются Выявление требуемых 1 Сентябрь Входной на начало обучения Форма контроля Собеседование знаний. 2 Январь Промежуто чный Уровень познавательного Интереса Творческие задания Нравственные качества Мелкая моторика Проявляет фантазию Теоретические знания Май 3 Итоговый Комплексное и практические задание умения. Формы подведения итогов программы - проведение праздников с премьерным показом; - проведение выставки персонажей авторских детских мультфильмов; - размещение лучших работ на Ютуб-канале и в группе Вк; - участие детей в городских, областных, региональных и всероссийских конкурсах по анимации. Проходя данный курс, ребенок быстро получает результат своей работы, в последующем усложняя себе цели, получает более весомый результат. Основными формами занятий являются практические занятия. Таким образом, работа детского объединения художественно-эстетическое it-мультипликации воспитание направлена обучающихся и на развития технического потенциала обучающихся. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения № 1. Наименование разделов и тем Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство родителей и детей с программой. Всего Теор. Практич Форма часов занятия занятия контроля 2 2 2. Тема 1. Знакомство со студией, материалами, 4 Устный 4 инструментами, оборудованием. Правила опрос техники безопасности, поведения в студии. Показ известных мультфильмов. 3. Раздел 2. Общие сведения об истории анимации. Виды техник. 4 Устный 4 анимационных опрос Тема 2.1 Что такое анимация? Виды техник. анимационных Показ детских мультфильмов, созданных в разных техниках. Профессии, задействованные в создании мультфильмов (писатель, режиссер, сценарист, артист). Что необходимо иметь в мультфильма? процессе Поиск создания идеи для создания мультфильма. 4. Тема 2.2. 12 принципов анимации на которые опираются 2 Устный 2 все опрос мультипликаторы и аниматоры 5. Тема 2.3. Знакомство с принципами работы фотоаппарата 4 2 2 и Устный опрос использования штатива в работе, а также с различными эффектами в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) 6. Тема 2.4 Стоп-моушен: оживление предметов, предметная анимация. Обсуждение технического процесса 2 1 1 творческо е задание создания мультфильма. Путешествия под камерой каждый двигает свой предмет. Похождение спичек, пуговиц, ручек, карандашей и др. 7. Тема 2.5. Стоп-моушен: снимаем 2 2 мультфильм в технике стоп-моушен: пишем сценарий, творческо е задание рисуем раскадровку. 8. Тема 2.6. Стоп-моушен: снимаем 4 4 мультфильм в технике стоп-моушен: творческо е задание подготовка декораций, проигрывание сюжета. 9. Тема 2.7. Стоп-моушен: снимаем 6 6 мультфильм в технике стоп-моушен: творческо е задание съемка, озвучивание, монтаж. 10. Тема 2. 8. Перекладная рисованная анимация. технического 4 2 2 Обсуждение процесса творческо е задание создания мультфильма. Создаём и оживляем удивительное животное (птицу, человека). Голова + туловище + конечности + хвост (соединяем). Настроение. Жесты. Образы человечков. 11. Тема 2.9. Перекладная рисованная 2 2 анимация. Пишем сценарий, рисуем творческо е задание расскадровку, 12. Тема 2.10. Перекладная рисованная анимация. Подготовка декораций, проигрывание сюжета. 4 4 творческо е задание 13. Тема 2.11. Перекладная рисованная анимация. Съемка, 4 4 озвучивание, творческо е задание монтаж. 14. Тема 2.12. Перекладная плоская 4 2 2 пластилиновая анимация. Отличия пластилиновой анимации рисованной. творческо е задание от Обсуждение технического процесса, оборудования и обзор материалов. Создание персонажей и объектов, пластилиновое моделирование деталей сцены. Понятие перелепки. Лепим из пластилина титры (из меньшего большее) 15. Тема 2.13. Перекладная плоская 4 4 пластилиновая анимация. Снимаем мультфильм в пластилиновая технике плоская анимация. Пишем творческо е задание сценарий, рисуем раскадровку. 16. Тема 2.14. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Подготавливаем декорации. 4 4 творческо е задание Проигрывание сюжета. 17. Тема 2.15. Перекладная плоская 4 4 пластилиновая анимация. Съемка. творческо е задание Озвучивание., монтаж. 18. Тема 2.16. пластилиновая Объёмная анимация. Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Отличие 2 1 1 творческо е задание объёмной анимации от плоскостной. Изготовление персонажа (обязательное условие: низ увесистый, для устойчивости) 19. Тема 2.17. Объёмная 2 2 пластилиновая анимация. Пишем творческо е задание сценарий, рисуем раскадровку. 20. Тема 2.18. Объёмная пластилиновая 4 4 анимация. творческо е задание Подготавливаем декорации, лепим героев, проигрываем сюжет. 21. Тема 2.19. Объёмная 4 4 пластилиновая анимация. Съемка, творческо е задание озвучивание, монтаж. 22. Тема 2.20. Пластилиновый 6 4 2 морфинг. Обсуждение технического процесса создания Изготавливаем творческо е задание мультфильма. мультфильм в технике пластилиновый морфинг. 23. Тема 2.21. Оживающие фоны. 4 4 Обсуждение технического процесса создания творческо е задание мультфильма. Изготавливаем мультфильм в технике оживающий фон. Пишем сценарий, рисуем расскадровку. Подготавливаем декорации. Съемка, монтаж. 24. Тема 2.22. Пиксиляция. Понятие, технический процесс, технике пиксиляция. съёмка в 4 2 2 творческо е задание 25. Тема 2.23. Рисование в технике «Граттаж» 4 2 2 Обсуждение технического процесса творческо е задание создания мультфильма. Рисование в технике «Граттаж». 26. Тема 2.24. Знакомство с монтажными 4 2 2 программами Movie Maker, Movavi творческо е задание Video, изучение принципа их работы 27. Тема 2.25. Знакомство с 6 2 4 возможностями видеоредактора Sony творческо е задание Vegas PRO, а также его применения в процессе создания мультипликационного фильма 28. Раздел 3. Тема 3.1. Литературная 4 2 2 часть. Составляем историю, сюжет, устный опрос сценарий. Знакомство с этапами развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог). Литературный сценарий (что снимаем), режиссёрский (как снимаем), технический (на что снимаем). Разбираем на примере сказки. 29. Тема 3.2. Раскадровка. 6 Что такое раскадровка? С чего начать? Составление раскадровки. Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий, 2 4 устный опрос средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде. Раскадровка на примере сказки. 30. Тема 3.3. Изобразительная часть. Изготовление бутафории, героев, 6 6 фонов, необходимой творческо е задание по сценарию. 31. Тема 3.4. Актёрско-режиссёрская 6 2 4 часть. творческо е задание Проигрывание истории вживую (дети исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев). 32. Тема 3.5. Съёмочная Предварительные движение съёмкам героев, героев, часть. этюды 8 на подготовка фонов, 8 творческо е задание к выбор техники анимации, съёмки фильма по эпизодам. 33. Тема 3.6. Озвучивание. Составление 8 8 фонограммы. Запись речи. Подбор творческо е задание музыки, шумовых эффектов. Расчёт фонограммы по времени. 34. Тема 3.7. Просмотр и обсуждение. Просмотр и анализ собственных 4 2 2 устный опрос мультфильмов. Выявление достоинств, недостатков, ошибок, удачных находок. 35. Тема 3.8. Итоговое занятие, 2 2 144 42 премьерный показ! ИТОГО: 102 1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Раздел 1. Введение в образовательную программу родителей и детей в ходе собрания. Тема 1. Вводное занятие. Теория: Знакомство со студией, материалами, инструментами, оборудованием. Правила техники безопасности, поведения в студии. Показ известных мультфильмов. Фома контроля: устный опрос Раздел 2. Общие сведения об истории анимации. Виды анимационных техник. Тема 2.1 Что такое анимация? Теория: Виды анимационных техник. Показ детских мультфильмов, созданных в разных техниках. Профессии, задействованные в создании мультфильмов (писатель, режиссер, сценарист, артист). Что необходимо иметь в процессе создания мультфильма? Поиск идеи для создания мультфильма. Тема 2.2. 12 принципов анимации. Теория: 12 принципов анимации, на которые опираются все аниматоры и мультипликаторы: Принцип 1. Сжатие и растяжение Принцип 2. Подготовка, или упреждение Принцип 3. Сценичность (постоянный учёт того, как видит образ зритель) Принцип 4. Использование компоновок и прямого фазованного движения. Принцип 5. Сквозное движение (или доводка) и захлест действия Принцип 6. Смягчение начала и завершения движения Принцип 7. Дуги Принцип 8. Дополнительное действие (выразительная деталь) Принцип 9. Расчёт времени Принцип 10. Преувеличение, утрирование Принцип 11. «Крепкий» (профессиональный) рисунок Принцип 12. Привлекательность Фома контроля: устный опрос Тема 2.3. Теория: Знакомство с принципами работы фотоаппарата и использования штатива в работе, а также с различными эффектами в пластилиновой анимации (перелепка, эффект подмены и др.) Форма контроля: устный опрос Тема 2.4. Стоп-моушен - оживление предметов, предметная анимация. Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Практика: Путешествия. Под камерой каждый двигает свой предмет. Похождение спичек, пуговиц, ручек, карандашей и др. Фома контроля: творческое задание Тема 2.5. Стоп-моушен - оживление предметов, предметная анимация. Практика: пишем сценарий, рисуем раскадровку. Фома контроля: творческое задание Тема 2.6. Стоп-моушен - оживление предметов, предметная анимация. Практика: Подготовка декораций, проигрывание сюжета. Фома контроля: творческое задание Тема 2.7. Стоп-моушен - оживление предметов, предметная анимация. Практика: съемка, озвучивание. Фома контроля: творческое задание Тема 2.8. Перекладная рисованная анимация. Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Практика: создаём и оживляем удивительное животное (птицу, человека). Голова + туловище + конечности + хвост (соединяем). Настроение. Жесты. Образы человечков. Фома контроля: творческое задание Тема 2.9. Перекладная рисованная анимация. Практика: пишем сценарий, рисуем расскадровку. Фома контроля: творческое задание Тема 2.10. Перекладная рисованная анимация. Практика: Подготовка декораций, проигрывание сюжета. Фома контроля: творческое задание Тема 2.11. Перекладная рисованная анимация. Практика: Съемка, озвучивание. Фома контроля: творческое задание Тема 2.12. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Теория: Отличия пластилиновой анимации от рисованной. Обсуждение технического процесса, обзор оборудования и материалов. Практика: Создание персонажей и объектов, пластилиновое моделирование деталей сцены. Понятие перелепки. Лепим из пластилина титры (из меньшего большее). Фома контроля: творческое задание Тема 2.13. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Практика: снимаем мультфильм в технике плоская пластилиновая анимация. Пишем сценарий, рисуем раскадровку. Фома контроля: творческое задание Тема 2.14. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Практика: подготавливаем декорации. Проигрывание сюжета. Фома контроля: творческое задание Тема 2.15. Перекладная плоская пластилиновая анимация. Практика: Съемка. Озвучивание. Фома контроля: творческое задание Тема 2.16. Объёмная пластилиновая анимация. Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Отличие объёмной анимации от плоскостной. Практика: Изготовление персонажа (обязательное условие: низ увесистый, для устойчивости). Фома контроля: творческое задание Тема 2.17. Объёмная пластилиновая анимация. Практика: пишем сценарий, рисуем раскадровку. Фома контроля: творческое задание Тема 2.18. Объёмная пластилиновая анимация. Практика: Подготавливаем декорации, лепим героев, проигрываем сюжет. Фома контроля: творческое задание Тема 2.19. Объёмная пластилиновая анимация. Практика: Съемка, озвучивание. Фома контроля: творческое задание Тема 2.20. Пластилиновый морфинг. Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Практика: изготавливаем мультфильм в технике пластилиновый морфинг. Фома контроля: творческое задание Тема 2.21. Оживающие фоны. Практика: пишем сценарий, рисуем раскадровку. Подготавливаем декорации. Съемка, монтаж. Фома контроля: творческое задание Тема 2.22. Пиксиляция. Практика: Понятие, технический процесс, съёмка в технике пиксиляция Подготавливаем декорации. Съемка. Фома контроля: творческое задание Тема 2.23. Рисование в технике «Граттаж» Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Практика: Рисование в технике «Граттаж» Фома контроля: творческое задание Тема 2.24. Знакомство с монтажными программами Movie Maker, Movavi Video, изучение принципа их работы Теория: Знакомство с монтажными программами Movie Maker, Movavi Video Практика: Апробация программ Фома контроля: творческое задание Тема 2.25. Знакомство с возможностями видеоредактора Sony Vegas PRO, а также его применения в процессе создания мультипликационного фильма Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма. Практика: подготавливаем декорации. Съемка. монтаж. Фома контроля: творческое задание Раздел 3. Тема 3.1 Литературная часть. Теория: Составляем историю, сюжет, сценарий. Знакомство с этапами развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог). Литературный сценарий (что снимаем), режиссёрский (как снимаем). Практика: Разбираем на примере сказки. Фома контроля: устный опрос Тема 3.2. Раскадровка. Теория: Что такое раскадровка? С чего начать? Составление раскадровки. Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде. Практика: Раскадровка на примере сказки. Фома контроля: устный опрос Тема 3.3. Изобразительная часть. Практика: Изготовление героев, фонов, бутафории, необходимой по сценарию. Фома контроля: творческое задание Тема 3.4. Актёрско-режиссёрская часть. Практика: Проигрывание истории вживую (дети исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев). Фома контроля: творческое задание Тема 3.5. Съёмочная часть. Практика: Предварительные этюды на движение героев, подготовка к съёмкам героев, фонов, выбор техники анимации, съёмки фильма по эпизодам. Фома контроля: творческое задание Тема 3.6. Озвучивание. Практика: Составление фонограммы. Запись речи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчёт фонограммы по времени. Фома контроля: творческое задание Тема 3.7. Просмотр и обсуждение. Теория: Просмотр и анализ собственных мультфильмов. Выявление достоинств, недостатков, ошибок, удачных находок. Фома контроля: устный опрос. Тема 3.8. Итоговое занятие, премьерный показ! II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Количество занятий в месяц согласно нагрузке Темы занятий идут согласно образовательной программе 1 группа 1 года обучения № дата Кол-во Название темы Форма час. 1 9 2 контроля Раздел 1. Вводное занятие. Устный опрос Знакомство родителей и детей с программой. 2 13 2 Тема 1. Знакомство со студией, Устный опрос материалами, инструментами, оборудованием. 3 16 Тема 2 1 Правила техники Устный опрос безопасности, поведения в студии. Показ известных мультфильмов. 4 20 Раздел 2. Общие сведения об истории Устный опрос 2 анимации. Виды техник. анимационных Тема 2.1 Что такое анимация? Виды анимационных техник. 5 23 Показ 2 детских созданных в Профессии, мультфильмов, Устный опрос разных техниках. задействованные в создании мультфильмов (писатель, режиссер, сценарист, артист). Что необходимо иметь в процессе создания мультфильма? Поиск идеи для создания мультфильма. 6 27 Тема 2.2. 12 принципов анимации на Устный опрос 2 которые опираются все мультипликаторы и аниматоры 7 30 Тема 2.3. Знакомство с принципами Устный опрос, 2 работы фотоаппарата использования штатива в работе Итого часов: и Творческое задание 14 Месяц: октябрь № дата Кол-во час. Название темы Форма контроля 1 4 2 Тема 2.3. Знакомство с различными Устный опрос, эффектами анимации в пластилиновой (перелепка, эффект Творческое задание подмены и др.) 2 7 2 Тема 2.4 Стоп-моушен: оживление Устный опрос, предметов, предметная анимация. Творческое Обсуждение технического процесса задание создания мультфильма. Путешествия под камерой каждый двигает свой предмет. Похождение спичек, пуговиц, ручек, карандашей и др. 3 11 2 Тема 2.5. Стоп-моушен: снимаем творческое мультфильм в технике стоп-моушен: задание пишем сценарий, рисуем раскадровку. 4 14 2 Тема 2.6. Стоп-моушен: снимаем творческое мультфильм в технике стоп-моушен: задание подготовка декораций, проигрывание сюжета. 5 18 2 Тема 2.6. Стоп-моушен: снимаем творческое мультфильм в технике стоп-моушен: задание подготовка декораций, проигрывание сюжета. 6 21 2 Тема 2.7. Стоп-моушен: снимаем творческое мультфильм в технике стоп-моушен: задание съемка, озвучивание, монтаж. 7 25 2 Тема 2.7. Стоп-моушен: снимаем творческое мультфильм в технике стоп-моушен: задание съемка, озвучивание, монтаж. 8 28 Тема 2.7. Стоп-моушен: снимаем творческое 2 мультфильм в технике стоп-моушен: задание съемка, озвучивание, монтаж. Итого часов: 16 Месяц: ноябрь № дата Кол-во Название темы Форма час. 1 1 2 контроля Тема 2. 8. Перекладная рисованная Устный опрос анимация. технического Обсуждение творческое процесса создания задание мультфильма. Создаём и оживляем удивительное животное (птицу, человека). Голова + туловище + конечности + хвост (соединяем). Настроение. Жесты. Образы человечков. 2 2 2 Тема 2. 8. Перекладная рисованная Устный опрос анимация. технического Обсуждение творческое процесса создания задание мультфильма. Создаём и оживляем удивительное животное (птицу, человека). Голова + туловище + конечности + хвост (соединяем). Настроение. Жесты. Образы человечков. 3 8 2 Тема 2.9. Перекладная рисованная творческое анимация. Пишем сценарий, рисуем задание расскадровку, 4 11 2 Тема 2.10. Перекладная рисованная Устный опрос анимация. Подготовка декораций, проигрывание сюжета. 5 15 2 задание Тема 2.10. Перекладная рисованная Устный опрос анимация. Подготовка декораций, проигрывание сюжета. 6 18 2 задание Съемка, озвучивание, монтаж. 22 2 задание Съемка, озвучивание, монтаж. 25 2 творческое Тема 2.11. Перекладная рисованная Устный опрос анимация. 8 творческое Тема 2.11. Перекладная рисованная Устный опрос анимация. 7 творческое Тема 2.12. творческое задание Перекладная плоская Устный опрос пластилиновая анимация. Отличия пластилиновой анимации рисованной. от творческое задание Обсуждение технического процесса, оборудования и обзор материалов. Создание персонажей и объектов, пластилиновое моделирование деталей сцены. 9 29 2 Тема 2.12. Перекладная плоская Устный опрос пластилиновая анимация. Отличия пластилиновой анимации рисованной. технического оборудования от Обсуждение процесса, и обзор материалов. Создание персонажей и объектов, пластилиновое деталей сцены. моделирование творческое задание Итого часов: 18 Месяц: декабрь № дата Кол-во Название темы Форма час. 1 2 2 контроля Тема 2.13. Перекладная пластилиновая плоская Устный опрос анимация. Пишем сценарий, рисуем раскадровку. 2 6 2 Тема 2.13. Перекладная пластилиновая 9 2 Тема 2.14. анимация. Перекладная пластилиновая задание плоская Устный опрос Пишем сценарий, рисуем раскадровку. 3 творческое творческое задание плоская Устный опрос анимация. творческое Подготавливаем декорации. задание Проигрывание сюжета. 4 13 2 Тема 2.14. Перекладная пластилиновая плоская Устный опрос анимация. творческое Подготавливаем декорации. задание Проигрывание сюжета. 5 16 2 Тема 2.15. Перекладная плоская Устный опрос пластилиновая анимация. Съемка. творческое Озвучивание., монтаж. 6 20 2 Тема 2.15. Перекладная задание плоская Устный опрос пластилиновая анимация. Съемка. творческое Озвучивание., монтаж. 7 23 2 Тема 2.16. пластилиновая задание Объёмная Устный опрос анимация. творческое Обсуждение технического процесса задание создания мультфильма. Отличие объёмной анимации от плоскостной. Изготовление (обязательное персонажа условие: низ увесистый, для устойчивости) 8 27 2 Тема 2.17. Объёмная пластилиновая Устный опрос анимация. Пишем сценарий, рисуем творческое раскадровку. 9 30 2 задание Тема 2.18. Объёмная пластилиновая Устный опрос анимация. Подготавливаем творческое декорации, лепим героев, задание проигрываем сюжет. Итого часов: Месяц: январь № дата Кол-во Название темы час. 1 10 2 Форма контроля Тема 2.18. Объёмная пластилиновая Устный опрос анимация. Подготавливаем творческое декорации, лепим героев, задание проигрываем сюжет. 2 13 2 Тема 2.19. Объёмная пластилиновая Устный опрос анимация. Съемка, монтаж. 3 17 2 задание Тема 2.19. Объёмная пластилиновая Устный опрос анимация. Съемка, монтаж. 4 20 2 озвучивание, творческое Тема озвучивание, творческое задание 2.20. Пластилиновый Устный опрос морфинг. Обсуждение технического творческое процесса создания мультфильма. задание Изготавливаем мультфильм в технике пластилиновый морфинг. 5 24 Тема 2 2.20. Пластилиновый Устный опрос морфинг. Обсуждение технического творческое процесса создания Изготавливаем мультфильма. задание мультфильм в технике пластилиновый морфинг. 6 27 Тема 2 2.20. Пластилиновый Устный опрос морфинг. Обсуждение технического творческое процесса создания Изготавливаем мультфильма. задание мультфильм в технике пластилиновый морфинг. 7 31 Тема 2.21. 2 Оживающие фоны. Устный опрос Обсуждение технического процесса творческое создания мультфильма. Итого часов: задание 14 Месяц: февраль № дата Кол-во Название темы Форма час. 1 3 2 контроля Тема 2.21. Оживающие фоны. Устный опрос Изготавливаем мультфильм в творческое технике оживающий фон. Пишем задание сценарий, рисуем расскадровку. Подготавливаем декорации. Съемка, монтаж. 2 7 2 Тема 2.22. Пиксиляция. Понятие, Устный опрос технический процесс, технике пиксиляция. съёмка в творческое задание 3 10 Тема 2.22. Пиксиляция. Понятие, Устный опрос 2 технический процесс, съёмка в творческое технике пиксиляция. 4 14 задание Тема 2.23. Рисование в технике Устный опрос 2 «Граттаж» Обсуждение технического творческое процесса создания мультфильма. задание Рисование в технике «Граттаж». 5 17 Тема 2.23. Рисование в технике Устный опрос 2 «Граттаж» Обсуждение технического творческое процесса создания мультфильма. задание Рисование в технике «Граттаж». 6 21 Тема 2.24. Знакомство с монтажными Устный опрос 2 программами Movie Maker, Movavi творческое Video, изучение принципа их работы задание 7 24 Тема 2.24. Знакомство с монтажными Устный опрос 2 программами Movie Maker, Movavi творческое Video, изучение принципа их работы задание 8 28 Тема 2 2.25. Знакомство с Устный опрос возможностями видеоредактора Sony творческое Vegas PRO, а также его применения в задание процессе создания мультипликационного фильма Итого часов: 16 Месяц: март № дата Кол-во час. Название темы Форма контроля 1 3 2 Тема 2.25. Знакомство с Устный опрос возможностями видеоредактора Sony творческое Vegas PRO, а также его применения в задание процессе создания мультипликационного фильма 2 7 2 Тема 2.25. Знакомство с Устный опрос возможностями видеоредактора Sony творческое Vegas PRO, а также его применения в задание процессе создания мультипликационного фильма 3 10 2 Раздел 3. Тема 3.1. Литературная Устный опрос часть. Составляем историю, сюжет, творческое сценарий. Знакомство с этапами задание развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог). Литературный сценарий (что снимаем), режиссёрский (как снимаем), технический (на что снимаем). Разбираем на примере сказки. 4 14 2 Раздел 3. Тема 3.1. Литературная Устный опрос часть. Составляем историю, сюжет, творческое сценарий. Знакомство с этапами задание развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог). Литературный сценарий (что снимаем), режиссёрский (как снимаем), технический (на что снимаем). Разбираем на примере сказки. 5 17 2 Тема 3.2. Раскадровка. Устный опрос Что такое раскадровка? С чего творческое начать? Составление раскадровки. задание Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде. Раскадровка на примере сказки. 6 21 2 Тема 3.2. Раскадровка. Устный опрос Что такое раскадровка? С чего творческое начать? Составление раскадровки. задание Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде. Раскадровка на примере сказки. 7 24 Тема 3.2. Раскадровка. 2 Устный опрос Что такое раскадровка? С чего творческое начать? Составление раскадровки. задание Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде. Раскадровка на примере сказки. 8 28 Тема 3.3. Изобразительная часть Устный опрос 2 Изготовление бутафории, героев, необходимой фонов, творческое по задание сценарию. 9 31 Тема 3.3. Изобразительная часть Устный опрос 2 Изготовление бутафории, героев, необходимой фонов, творческое по задание сценарию. Итого часов: 18 Месяц: апрель № дата Кол-во Название темы час. 1 4 2 Форма контроля Тема 3.3. Изобразительная часть Устный опрос Изготовление бутафории, сценарию. героев, необходимой фонов, творческое по задание 2 7 2 Тема 3.4. Актёрско-режиссёрская Устный опрос часть. творческое Проигрывание истории вживую (дети задание исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев). 3 11 2 Тема 3.4. Актёрско-режиссёрская Устный опрос часть. творческое Проигрывание истории вживую (дети задание исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев). 4 14 2 Тема 3.4. Актёрско-режиссёрская Устный опрос часть. творческое Проигрывание истории вживую (дети задание исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев). 5 18 2 Тема 3.5. Съёмочная Предварительные движение съёмкам героев, героев, часть. Устный опрос этюды на творческое подготовка фонов, к задание выбор техники анимации, съёмки фильма по эпизодам. 6 21 2 Тема 3.5. Съёмочная Предварительные движение героев, часть. Устный опрос этюды подготовка на творческое к задание съёмкам героев, фонов, выбор техники анимации, съёмки фильма по эпизодам. 7 25 Тема 2 3.5. Съёмочная Предварительные движение съёмкам героев, героев, часть. Устный опрос этюды на творческое подготовка фонов, к задание выбор техники анимации, съёмки фильма по эпизодам. 8 28 Тема 2 3.5. Съёмочная Предварительные движение съёмкам героев, героев, часть. Устный опрос этюды на творческое подготовка фонов, к задание выбор техники анимации, съёмки фильма по эпизодам. Итого часов: 16 Месяц: май № дата Кол-во Название темы час. 1 5 2 Форма контроля Тема 3.6. Озвучивание. Составление Устный опрос фонограммы. Запись речи. Подбор творческое музыки, шумовых эффектов. Расчёт задание фонограммы по времени. 2 12 2 Тема 3.6. Озвучивание. Составление Устный опрос фонограммы. Запись речи. Подбор творческое музыки, шумовых эффектов. Расчёт задание фонограммы по времени. 3 16 2 Тема 3.6. Озвучивание. Составление Устный опрос фонограммы. Запись речи. Подбор творческое музыки, шумовых эффектов. Расчёт задание фонограммы по времени. 4 19 2 Тема 3.6. Озвучивание. Составление Устный опрос фонограммы. Запись речи. Подбор творческое музыки, шумовых эффектов. Расчёт задание фонограммы по времени. 5 23 2 Тема 3.7. Просмотр и обсуждение. Устный опрос Просмотр и анализ собственных творческое мультфильмов. Выявление задание достоинств, недостатков, ошибок, удачных находок. 6 26 2 Тема 3.7. Просмотр и обсуждение. Устный опрос Просмотр и анализ собственных творческое мультфильмов. Выявление задание достоинств, недостатков, ошибок, удачных находок. 7 30 2 Тема 3.8. Итоговое премьерный показ! занятие, Тема 3.8. Итоговое занятие, премьерный показ! Итого часов: Итого: 144 часа 14 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Характеристика Материально-техническое - персональный компьютер с лицензированным обеспечение программным обеспечением; -Учебная мебель; - интерактивная панель; - 3D ручки; - графический планшет; - фотоаппарат; - штатив; - студийный свет. Информационное -аудио обеспечение - видео Ссылки: - фото Кадровое обеспечение Ермакова М.Н. ПДО 1 квалификационной категории, дата аттестации май 2023г. Методическое обеспечение программы 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются: зачет на основе…, творческая работа на основе проекта, показа…, соревнования, конкурсы, выставки, фестивали и т.д. Критерии освоения программы, раздела 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества реализации Методики ДООП Предметная диагностика: Разрабатываются ПДО Уровень способностей детей самостоятельно Личностная диагностика: Разработанная форма Методической Уровень сформированности службы МБУ ДО СЮТ г. Улан-Удэ личности Метапредметная диагностика: уровень сформированности компетенций Уровень родителей удовлетворенности Изучение удовлетворенности предоставляемыми родителей работой образовательного образовательными услугами учреждения (методика Е.Н. Степановой) Сроки аттестации Сроки промежуточной аттестации (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения Сроки итоговой аттестации (при (по УТП) в конце ___года обучения наличии) (май) От 1 до 8 лет обучения Используемая литература: 1. Сборник Полёт «Жар-Птицы» Горизонты мультипликационной педагогики. Составитель П.И. Анофриков. Редактор А.А. Мелик-Пашаев. г. Новосибирск 2013год 2. Г. Уайтэкер, Д. Халас, «Тайминг в анимации», Лондон, 1981г. 3. У. Фостерс, «Основы анимации», Москва, «Астрель», 2000г. 4. Кабаков Е.Г. Мультипликация в школьной практике – средствами мобильного класса [Электронный ресурс] / Кабаков Е.Г., Н. В. Дмитриева, И. Н. Ненашев. http://drive.google.com/file/d/0B- jNscB6YrzwNkFEOVJPTi1uTXc/view 5. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! /Ш.А. Амонашвили. –М.: Просвещение, 1983. 6. Иванов-Вано, И. П. Кадр за кадром/ И.П. Иванов-Вано. –М.: Искусство, 1980. 7. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству/ А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. 8. Мелик-Пашаев, А.А. Художник в каждом ребенке/А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Просвещение, 2008. 9. Петров, А. А. Классическая анимация/ А.А. Петров. –М.: ВГИК, 2010. 10. Софты для изучения аниматором. [Электронный ресурс] / Клуб аниматоров; Режим доступа: https://animationclub.ru/blogs/4024/2740/ 11. Как сделать мультфильм в Sony Vegas Pro. [Электронный ресурс]; Режим доступа:http://videouroki-sonyvegas.blogspot.ru/2012/12/sony-vegas-typeinmotion.html Литература для учащихся: 1. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный/ С. Я. Маршак. –М.: Детская литература,1986. 2. Сладков Н.И. Лесные тайнички/ Н.И. Сладков. –М.: Детская библиотека, 2009. - 95 с. 3. Сутеев В.Г. Сказки/ В.Г. Сутеев. –М.: АСТ, 2014. 4. Аникин В.П. Русские народные сказки/ В.П. Аникин. –М.: Детская литература, 1973. 5. Чуковский К.И. Сказки/ К.И. Чуковский. –М.: АСТ, 2014. 6. М. Саймон, «Как создать собственный мультфильм», Москва, «NT Пресс», 2006г. 7. М. Карлсон, «Создай свой пластимир», Ростов на Дону, «Феникс» 2009г.