Студия декоративно-прикладного творчества

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы контроля и формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Рабочие программы учебных предметов
2.7. Список литературы

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Студия декоративно –
прикладного творчества» (далее - Программа) реализуется в соответствии
нормативно-правовыми документами:
•

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/

•

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030

г.

и

плана

мероприятий

по

ее

реализации

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400

•

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html

•

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые

программы)».

https://summercamps.ru/wp-

content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
•

Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf

•

Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
•

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Данная программа дополнительного образования детей вводит ребенка

в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои
способности,

предусматривает

изобразительных,

развитие

у

обучающихся

художественно-конструкторских

детей

способностей,

нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Тесто, как
материал, очень удобно в работе, всегда под рукой и требует минимальных
затрат. В наши дни постепенно возвращается интерес к этому виду творчества.
Как у любого материала, у теста есть достоинства и недостатки. Но в одном
оно уникально – его можно использовать для того, чтобы научить детей
лепить. Это неизменный материал, потому что безопасен во всех отношениях:
от него нельзя получить аллергию, если кусочек случайно съеден – это не
вызовет отравление. Поделки из соленого теста не деформируются и
практически не подвергаются внешним воздействиям, надолго сохраняя тепло
детских рук.
Интересные поделки из других материалов (бумага, папье-маше, картон,
нитки, шерсть, текстиль и т.д.) помогают разнообразить творческий
художественный процесс, формируют креативность мышления, развивают
навыки работы с различными материалами, помогают формировать вкус,
чувство меры и цвета.

Программа

«Студия

декоративно-прикладного

творчества»

представляет широкие возможности для художественного эстетического и
духовного развития.
Занятия по программе ограничено сочетают в себе элементы обучения с
развитием художественно-творческих способностей.
Изготовление поделок из пластичных материалов: соленого теста,
глины, полимерной глины, пластики, включает в себя следующие виды
деятельности: работа с использованием пластичного материала, картона,
бумаги, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акрил, акварель), лак (НЦ,
ПФ), работа с текстильными и вспомогательными материалами.
Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени
раскрывает творческий потенциал ребенка и дает возможность творческой
самореализации.
Программа относится к художественной направленности. На первой
ступени осуществляется наглядный этап технологической подготовки
обучающихся. Дети получают первоначальные представления о культуре
труда, начальные трудовые навыки в ряде областей, знакомятся с различными
инструментами, материалами, приемами обработки этих

материалов,

придания этим материалам необходимых форм с целью превращения их в
изделие. Знакомятся с основами декоративно-прикладного искусства под
руководства педагога, анализировать изделие, правильно организовывать свое
рабочее место, поддерживать порядок во время работы, соблюдать правила
техники безопасности труда и личной гигиены. Здесь закладывается база для
дальнейшего углубления творческого и политехнического образования детей.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем",
в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и
композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от
педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для
осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих
возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль
общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и
овладения детьми навыками конструирования.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать
развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических
переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это
гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность
в себе.

Образные представления у младших школьников значительно

опережают их практические умения.

Поэтому предполагаются игры-

упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный
запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по
содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время
работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию
воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять
индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственноэтические задачи в образной форме. При выполнении задания перед
учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная
установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к
решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий
дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3)
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что
обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач
(при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их
основе

лежат

творческая

деятельность,

т.е.

создание

оригинальных

творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно
использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же
занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не
существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть
преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание

уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой
обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Программа

ориентирует

обучающихся

на

творчество,

самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов
изготовления работ. Используя полученные знания, ребята уже на первом году
обучения создают свои собственные оригинальные поделки. Ведь готовые
выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за
ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы
незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов,
приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена
опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Посещение выставок и экскурсий, выходы на природу развивают
эстетический вкус и экологическую образованность детей. Широко
используются здоровьесберегающие технологии.
Программа

предусматривает

изобразительных,

развитие

у

обучающихся

художественно-конструкторских

детей

способностей,

нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Занятия по данной
программе имеют принципиальное значение для формирования всесторонне
развитой личности, для развития нравственной, трудовой и эстетической
культуры ребенка, для его социализации.
Программа

развивает

мелкую

моторику

рук,

усидчивость,

внимательность, трудолюбие, что благотворно влияет на развитие и
становление

личности

ребенка.

Это

подчеркивает

педагогическую

целесообразность программы.
Актуальность программы заключается в том, что она, является
комплексной по набору техник работы с бумагой и другими материалами, что
предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности,
даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир
декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои
творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной
жизни.

В

процессе

обучения,

учащиеся

научатся

самостоятельно

изготавливать различные сувениры, поделки, подарки и украшения для себя и
своих близких. Поделки, сделанные своими руками, позволяют ребенку
проявить фантазию, индивидуальность; они хранят частицу его души, любви
и обладают особой теплотой. Поэтому программа «Студия декоративноприкладного творчества» актуальная в наше время.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
декоративно-прикладное творчество
Вид программы: модифицированная с использованием авторских
разработок
Направленность программы: художественная, ориентирована на
развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных
способностей в избранных видах искусства (декоративно-прикладное
творчество), создание художественных образов, самореализация в творческой
деятельности, формирование коммуникативной культуры.
Адресат программы: Программа «Студия декоративно-прикладного
творчества» рассчитана на учащихся 1-10 классов (7-16 лет) и имеет 3 ступени.
Основу программы составляют комбинированные и практические часы.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических возрастных
особенностей обучающихся. В зависимости от возраста и подготовки
обучающихся, педагог проводит сокращения и упрощения в практической
работе с младшими обучающимися. Уровень подготовленности определяется
собеседованием. Допускается дополнительный набор обучающихся.
Срок реализации программы: 3 года. Объем учебной нагрузки - 576
учебных часов.
Объем программы: программой предусмотрена нагрузка 144 часа в
год, 2 занятия в неделю по 2 часа. Всего 72 занятия за учебный год.
На второй и третьей ступени занятий учащиеся и закрепляют расширяют
свои знания, полученные ранее. Наряду с соленым тестом используются
современные материалы: керамическая глина, пластика и вспомогательные
сопутствующие материалы. Учащиеся, уже имея определенный опыт и навык
владения материалами и инструментами, самостоятельно выбирают объект

работы, конструируют и изготавливают его. Подбор материалов и
инструментов осуществляется с амимии учащимися. Эти этапы обучения
предусматривают участие детей в выставках и творческих конкурсах.
Студия 2-й и 3-й ступеней обучения работает 2 раза в неделю по 3 часа
(216 часов, 72 занятия).
«Стартовый уровень» - 1 год обучения, 144 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 2 год обучения, 216 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 3 год обучения, 216 педагогических часов;
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы
разновозрастные.
Групповая форма занятий с ярко выраженным индивидуальным
подходом. В учебно-воспитательный процесс, так же включены различные
виды проведения учебного занятия: беседа, выставка, игра, конкурс, мастеркласс, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие,
представление, презентация, соревнование, творческая мастерская, фабрика,
экскурсия, ярмарка, что позволяет накопить и расширить кругозор и инт
Режим занятий: Продолжительность занятий устанавливается в
зависимости

от

возрастных

и

психофизиологических

особенностей,

допустимой нагрузки учащихся.
Первый год обучения, продолжительность одного занятия составляет 2
академических часа. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Занятия
проводятся 2 раза в неделю.
Второй, третий год обучения, по 3 академических часа. Перерыв между
учебными занятиями – 15 минут.
Новизна программы в том, что она включает в себя не только обучение
тестопластике, работе с современными пластическими материалами, такими
как полимерная глина и пластика, папье-маше, но и создание индивидуальных,
а также коллективных сюжетно-тематических композиций, авторских
скульптурно-текстильных кукол, декораций, создание кукольных мини-

спектаклей своими руками и силами, где дети смогут использовать и показать
все вновь приобретенные навыки и знания.
Отличительные особенности программы:
Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы
можно выделить:
- комплексность - сочетание нескольких тематических блоков, освоение
каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов
(природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость
(возможность хронологически поменять местами);
- преемственность - взаимодополняемость используемых техник и
технологий

применения

различных

материалов,

предполагающая

их

сочетание и совместное применение;
- не подражание, а творчество - овладение приемами и техниками
декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии,
а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, способствует
овладению теоретическими знаниям и практическим навыками работы с
различными материалами в различных техниках рукоделия и направлена на
воспитание художественно-эстетического вкуса, развивает творческую
активную деятельность, содействует формированию всестороннего развития
личности. Для реализации программы используются различные формы и
методы обучения: это рассказ, беседа, практические упражнения. В обучение
используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и
доказательства

сопровождается

учебной

демонстрацией,

а

целью

практических упражнений является применение теоретических знаний,
обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют
трудовому, эстетическому воспитанию, творческой активности, развивает
художественный вкус и формирует интерес к декоративно- прикладному
творчеству. Занятия декоративно-прикладного искусством позволяют более
активно использовать возможность создавать своими руками уникальные

произведения, которые подчеркнут индивидуальность и помогут с пользой
реализовать свой творческий потенциал.
1.2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель программы – это создание условий для самореализации ребенка
в

творчестве,

воплощения

в

художественной

работе

собственных

неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи:
Образовательные:
−

ознакомить учащихся с основами знаний в области

композиции,

формообразования,

цветоведения

и

декоративно-

прикладного искусства;
−

формировать образное, пространственное мышление и

умение выражать свою идею, мысль с помощью эскиза, рисунка,
объемных форм;
−

совершенствовать умения и формировать навыки работы

необходимыми

инструментами

при

работе

с

пластичными,

скульптурными и другими материалами;
−

дать учащимся сведения о технологии изготовления поделок

из соленого теста и современных материалов, научить различным
приемам работы.
Обучающие (предметные):
− познакомить с декоративно-прикладным творчеством
через разнообразные направления, исторические данные;
− изучить основы вида творчества;
− использовать

технику

исполнения

(последовательность) при разработке и выполнении проектов и
заданий.
Развивающие:
−

выявить уровень способностей детей;

−

развивать

воображение,

мышление,

способности

к

воспроизведению усвоенного материала;
−

развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и

мобильность в поисках решений и генерирования идей;
−

развивать у учащихся мелкую моторику рук, усидчивость,

внимание, память;
−

формировать

творческие

способности,

духовную

и

экологическую культуру, эмоциональное отношение действительности;
−

способствовать

развитию

художественного

вкуса,

творческих способностей и фантазии;
−

пробуждать

любознательность

в

области

народного,

декоративно-прикладного искусства, технической эстетики и мировой
художественной культуры;
−

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый

интерес к творчеству художника, дизайнера;
−

развивать навыки самоорганизации, самостоятельности и

ответственности.
Воспитательные:
−

осуществлять трудовое, экологическое и эстетическое

воспитание учащихся;
−

воспитывать в детях любовь к родной стране, природе,

людям;
−

воспитывать

у

учащихся

усидчивость,

трудолюбие,

аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели;
−

воспитывать у учащихся наблюдательность, воображение и

хороший вкус;
−

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые

навыки;
−
творчества.

добиваться

максимальной

самостоятельности

детского

Ожидаемые результаты:
Прохождение программы должно сформировать у обучающихся
компетенции, которые могут быть применены в ходе реализации итоговых
творческих учебных проектов по программе «Студия декоративноприкладного творчества».
Учащиеся должны знать:
−

технологию изготовления плоскостных, объемных изделий

из пластичных материалов;
− технологию изготовления керамического теста;
Должны уметь:
−

самостоятельно

создавать

эскиз,

разрабатывать

конструкцию изделия
−

соблюдать правила техники безопасности;

−

переводить шаблон на материал;

−

изготавливать и оформлять поделки;

−

осуществлять декорирование изделий;

−

самостоятельно исправлять повреждение поделок;

−

самостоятельно

контролировать

качество

готовности

поделок.
Приобретут навыки:
−

создания

плоскостных

и

объемных

поделок

из

керамического теста и других современных материалов
−

наложение шаблонов на материал и вырезание фигурки по

краю шаблона;
−

определение

свойств

и

качества

соленого

применяемого при изготовлении поделок;
−

изготовление поделки по собственному эскизу.

теста,

Таблица 1
Ожидаемые

Первый год

Второй год

Третий год

результаты

обучения

обучения

обучения

Знать

- правила техники

- правила техники

- правила

безопасности

безопасности

техники

- основы

- этапы и

безопасности

технологических

технологические

- этапы и

процессов

процессы

технологические

изготовления

изготовления

процессы

поделок в

поделок в

изготовления

различных

различных

поделок в

техниках

техниках

различных

- основные понятия - понятия и

техниках

цветоведения и

термины

- знать основы

композиции

цветоведения и

законов

- основы

композиции

цветоведения и

декорирования и

- знать приемы

композиции

оформления работ

декорирования и

- знать приемы

виды оформления

декорирования и

работ

виды
оформления
работ

Уметь

- уметь

- изготавливать и

пользоваться

оформлять поделки оформлять

инструментами и

- осуществлять

поделки

материалами на

декорирование

- осуществлять

стартовом уровне

изделий -

декорирование

- изготавливать и

самостоятельно

изделий

оформлять поделки контролировать

- изготавливать и

-самостоятельно
контролировать

- осуществлять

качество

качество

декорирование

готовности поделок готовности

изделий на

- уметь

поделок

начальном уровне

пользоваться

- самостоятельно

инструментами и

разрабатывать,

материалами на

изготавливать и

базовом уровне

оформлять
декоративную
работу

Владеть

- навыками лепки,

- владеть навыками - навыки

рисования,

самостоятельной

вырезания на

разработки эскизов, работы от

стартовом уровне

выполнения
поделок

самостоятеньной
разработк до

и

декорирования

их завершения
на проектов

базовом уровне
Проявлять

- проявлять

- навыки

-

начальные навыки

самостоятельной

навыки

самостоятельной

работы

как

работы

проявлять
работы
и

индивидуальной,
так и командной
работы

Способы и формы проверки результатов

являются:

выставки,

творческие конкурсы, самостоятельные работы, творческие проекты,
коллективный анализ работы, портфолио учащихся.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Студия декоративно – прикладного творчества»
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Таблица 2
№

Название раздела,

Количество часов

Форма

п/п

темы

Всего Теоретич. Практич.

контроля

1.

Вводное занятие

2

2

-

Беседа

2.

Входная

2

-

2

Контрольно-

диагностика:

проверочное

1) рисование

занятие

2) лепка

2

-

2

Контрольнопроверочное
занятие

3.

Основы

8

6

2

цветоведения,

Групповой
анализ работ

графики, живописи,
композиции
4.

Тестопластика.

18

4

14

Просмотры и
анализ работ

5.

Изделия из

44

4

40

соленого теста.
1) А) Панно

анализ работ
16

4

12

Б) Мини-панно
«Байкальские

игрушки с
использованием
вторичных

Просмотры и
анализ работ

8

2

6

сувениры»
2) Объемные

Просмотры и

Просмотры и
анализ работ

8

2

6

Просмотры и
анализ работ

(бросовых)
материалов в
качестве основы
3) Смешанная
техника.
А) Открытки
Б) Подсвечники
6.

Бумажное

4

1

Просмотры и

3

моделирование.
7.

анализ работ

Авторская кукла.

20

2

Выставка

18

Каркасно-

внутристудийная

текстильная
интерьерная кукла
8.

Декорирование.

4

1

Практическая

3

работа
9.

Заключительное

2

2

-

6

-

6

Беседа

занятие
10. Воспитательные и
профилактические
мероприятия
Итого:

144

30

114

Учебно-тематический план
Второй год обучения
Таблица 3
№
п/
п
1.

Название раздела,
темы
Вводное занятие

Количество часов
Всег

Теоретич Практич

о

.

.

3

3

-

Форма
контроля
Беседа

2.

Тестопластика.

9

4

5

Опрос

54

Практическая

Цветоведение,график
а, живопись,
композиция.
Повторение
материала.
Изделия из соленого теста:

3.
1) Панно

63

9

работа,
педагогический
контроль
2) Объемные

18

3

15

изделия из

Практическая
работа

соленого теста с

текущий

использованием

контроль

вторичных
материалов по

36

6

30

Практическая
работа

экологическому

текущий

проекту

контроль

«Волшебное
превращение
ненужных вещей»
А) Игрушки
«Байкальские
сувениры»:
Б) Изделия с
утилитарным
назначением
(органайзер,

копилка,
подсвечники)
4.

Декорирование:

Творческое
задание

1) Декорирование

15

3

12

Коллективное

объектов

обсуждение,

шнуровым узором

анализ работ

и серебрением
2) Смешанная

9

2

7

техника. Роспись.

Творческое
задание, анализ

Изделия из
соленого теста
5.

Скульптурно-

21

4

17

текстильная авторская

Практическая
работа

кукла
6.

Творческая

30

3

27

аттестационная

Практическая
работа

работа
7.

Заключительное

3

3

-

занятие Творческая

я творческая

аттестационная

работа

работа
8.

Воспитательные и

18

18

проф.мероприятия (по
плану)
Итого:

Заключительна

216

58

176

Учебно-тематический план
Третий год обучения
Таблица 4
№

Кол-

В том числе

Форма

Теоретич Практич

контроля

п/

Название раздела,

во

п

темы

часо

.

.

в
1.

Вводное занятие

3

Беседа,

3

обсуждение
2.

Тестопластика.

12

3

9

Опрос

Графика, живопись,
композиция.
(Повторение
материала)
3.

Изготовление изделий из соленого теста:
Панно

63

9

54

Практическая
работа,
педагогический
контроль

Объемные изделия

36

6

30

утилитарного

Практическая
работа,

назначения

педагогический
контроль

4.

Авторская

36

6

30

скульптурно-

Внутристудийна
я выставка

текстильная кукла
5.

Светильник.
(Каркасноскульптурные
изделия с

48

8

40

Практическая
работа,
педагогический
контроль

применением
электротехнически
х элементов)
6.

Заключительное

3

3

-

занятие
7.

Творческая
работа, анализ

Воспитательные и

15

15

216

53

проф.мероприятия
8.

Итого:

163

Формы контроля: педагогическое наблюдение, наблюдение за
организаторскими и коммуникативными навыками, опросы, творческие
задания, коллективное обсуждение, анализ, участие в выставках различного
уровня.
Содержание учебного плана
Первый год обучения
1.

Вводное занятие

Теория: Организационная работа, введение в программу, предмет и
содержание курса. Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ).
Литература, рекомендованная для освоения курса.
Форма контроля: Беседа.
2.

Входная диагностика

Практика: Рисунок на сказочную тему.
Форма контроля: Контрольно-проверочное занятие
3.

Основы цветоведения, графики, живописи, композиции

Теория: Краткое знакомство с цветовым кругом. Знакомство с видами
искусства и основы построения композиции.
Практика: Изобразить графически и живописно, простой предмет.
Форма контроля: Групповой анализ работ.
4.

Тестопластика

Теория: Исторический обзор. Инструменты. Материалы. Техники,
приемы, технологии изготовления изделий из соленого теста. Практика.
Изготовление улитки.
Форма контроля: Просмотры и анализ работ.
5.

Изделия из соленого теста

Теория: Простейшие приемы лепки, изучение рецептур соленого теста,
приготовление.
Практика: Изучение простейших приемов лепки. Создание объемных
игрушек с использованием вторичных материалов в качестве основы.
Форма контроля: Практическая работа.
6.

Бумажное моделирование

Теория: Знакомство учащихся с техникой бумажного моделирования
Практика: Освоить навыки бумажного моделирования.
Форма контроля: Практическая работа.
7.

Авторская кукла. Каркасно-текстильная интерьерная

кукла
Теория: История создания авторских кукол. Кукла собранная по
авторской технологии.
Практика: Создание основы для куклы. Раскрой материалов. Сборка и
декорирование
Форма контроля: Внутристудийная выставка.
8.

Декорирование

Практика: Освоение навыков освоения форм для декорирования
шкатулки.
Форма контроля: Практическая работа.
9.

Заключительное занятие

Практика: Самостоятельная работа, создание панно из соленого теста.
Форма контроля: Беседа.
10.

Воспитательные и профилактические мероприятия

Теория:

Проведения

внутри

студийных

выставок,

подготовка

экспонатов и участие в городских, республиканских выставок детского
творчества.
Второй год обучения
1.

Вводное занятие.

Теория: Организационная работа, введение в программу, предмет и
содержание курса. Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ).
Литература, рекомендованная для освоения курса.
Форма контроля: Беседа.
2.

Тестопластика. Графика, живопись, композиция.

Теория: Повторение материала.
Практика: Создания реплики известного произведения.
Форма контроля: Опрос.
3.

Изделия из соленого теста.

Теория: Объемные изделия из соленого теста с использованием
вторичных материалов по экологическому проекту «Волшебное превращение
ненужных вещей». Игрушки «Байкальские сувениры.
Практика: Поэтапное создание панно. Создание изделия с утилитарным
назначением (органайзер, копилка, подсвечники).
Форма контроля: Практическая работа, педагогический контроль.
4.

Декорирование.

Теория: Декорирование объектов шнуровым узором и серебрением.
Смешанная техника. Роспись. Изделия из соленого теста
Форма контроля. Творческое задание, анализ.
5.

Скульптурно-текстильная авторская кукла.

Теория. Что для мастера означает авторская кукла.
Практика. Изготовление отдельных деталей куклы из соленого теста,
текстильная обтяжка, монтаж куклы.
Форма контроля. Практическая работа.
6.

Творческая аттестационная работа.

Практика. Создание объемной игрушки на тему «Байкальский сувенир»

Форма контроля. Практическая работа.
7.

Заключительное занятие. Творческая аттестационная

работа
Практика. Демонстрация разработанного мобильного приложения с
технологией виртуальной реальности.
Форма контроля. Заключительная творческая работа.
8.

Воспитательные и проф.мероприятия.
Третий год обучения

1. Вводное занятие.
Теория: Организационная работа, введение в программу, предмет и
содержание курса. Вводный инструктаж по технике безопасности. Объемное
изделие утилитарного назначения.
Форма контроля: Беседа, обсуждение.
2. Тестопластика. Графика, живопись, композиция.
Теория: Повторение материала.
Практика: Создания органайзеров.
Форма контроля: Опрос.
3. Изделия из соленого теста.
Теория: Панно. Объемное изделие.
Практика:

Создание

сложной

многофигурной

композиции

с

применением смещенной техники.
Форма контроля: Практическая работа, педагогический контроль
4. Авторская скульптурно-текстильная кукла.
Практика: Создание куклы на заданную тему.
Форма контроля: Внутристудийная выставка.
5. Светильник.
Теория:

Каркасно-скульптурные

изделия

с

применением

электротехнических элементов.
Практика: Изготовление домика-светильника из соленого с основой из
вторичных материалов с применением электротехнических элементов.
Форма контроля: Практическая работа, педагогический контроль.

6. Заключительное занятие.
Практика: Разработка собственного творческого проекта.
Форма контроля: Творческая работа, анализ.
7. Воспитательные и проф. мероприятия.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
1.1 КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарно-учебный график
Первый год обучения
Таблица 5
№

Дата Колво

Название

Элементы

Форма

раздела, темы

содержания

контроля

час.
1.

10.09

2

Вводное занятие

Беседа

2.

12.09

2

Входная

Рисование

Контрольно-

17.09

2

диагностика

Лепка

проверочное
занятие

3.

Основы

Цвет в

Групповой

24.09

цветоведения,

художественном

анализ работ

26.09

графики,

творчестве. Понятие

1.10

живописи,

цвета. Цветовой круг.

композиции

Основные понятия

19.09

8

графики, живописи и
композиции.
4.

3.10

2
Тестопластика

Исторический обзор.

Просмотры и

Материалы и

анализ работ

инструменты.
Порядок выполнения
работ.
Изготовление
соленого теста.

Простейшие приемы
лепки. Простейшие
формы
8.10

2

Лепка крупных
деталей. Лепка
простых элементов.

10.10

2

Лепка по шаблону.

15.10

2

Создание фактуры
поверхности.
Дополнительные
приспособления.

17.10

2

Сушка изделий
(запекание,
воздушная сушка).
Скрепление деталей
между собой.
Нанесение защитных
составов.

22.10

2

Цветное тесто.

24.10

2

Грунтовка.
Окрашивание.
Использование
дополнительных
материалов

29.10
31.10

4

Изготовление
подложки.
Оформление
(роспись) фона
подложки.
Монтаж работы.

Мини-панно «Байкальские сувениры»

5.
2.11

2

Изготовление
изделий из
соленого теста

1) Эскиз, разработка
шаблонов,

Просмотры и
анализ работ

изготовление
шаблонов

5.11

2

2) Лепка по шаблонам

7.11

2

3) Грунтовка,
окрашивание
изделия

12.11

2

4) Изготовление
подложки

14.11

2

5) Роспись подложки

19.11

2

6) Монтаж работы
Панно «Новогодняя сказка»:

21.11

2

1) Разработка, эскиз

Просмотры и

26.11

2

2) Лепка снеговиков

анализ работ

28.11

2

3) Лепка елочек и
дополнительных
элементов

03.12

2

4) Грунтовка.
Окрашивание

05.12

2

5) Изготовление
подложки

10.12

2

6) Роспись фона
подложки

12.12

2

7) Монтаж
Панно «Хозяюшка»:

25.02

2

1) Разработка. Эскиз

Просмотры и

27.02

4

2) Лепка фигурки и

анализ работ

04.03

других элементов

06.03

3) Лепка самовара,

2

чашек
11.03

4) Грунтовка.

4

Окрашивание

13.03
18.03

5) Изготовление

2

подложки
20.03

2

6) Роспись фона

25.03

2

7) Монтаж работы
Смешанная

6.
17.12

4

19.12
24.12

2

техника.

1) Эскиз, разработка.

Просмотры и

Открытки с

Лепка элементов

анализ работ

использованием 2) Грунтовка.
изделий из

26.12

2

Открытка «Новогодняя»

соленого теста

Окрашивание
3) Монтаж.
Декорирование

Бумажное

7.
31.12

2

моделирование

«Дед Мороз»:
1) Эскиз, раскрой,
подготовка

Просмотры и
анализ работ

материалов
09.01

2) Сборка, украшение

2
Объемные

8.
14.01

2

16.01

2

игрушки из

втроичных
2

(бросовых
материалов)

23.01

2

1) Эскиз, разработка

соленого теста с 2) Создание
использованием

21.01

«Зайчик»:
Просмотры и
анализ работ

предварительной
формы. Лепка
3) Грунтовка.
Окрашивание
4) Создание
подложки
«Котик»:

28.01

2

1) Эскиз, разработка

Просмотры и

30.01

2

2) Создание

анализ работ

предварительной
формы. Лепка
04.02

3) Грунтовка.

2

Окрашивание
06.02

4) Создание

2

подложки
Смешанная

9.
11.02

2

13.02

2

техника.

Подсвечник «Подсолнух»
1) Эскиз. Лепка

Подсвечники из 2) Грунтовка.
соленого теста с

2

20.02

2

Подсвечник «Ежик»

дополнительных 1) Эскиз. Лепка
материалов

анализ работ

Окрашивание

использованием
18.02

Просмотры и

2) Грунтовка.

Просмотры и
анализ работ

Окрашивание
10. 27.03

2

Авторская
кукла.

01.04

2

Каркаснотекстильная

03.04

2

интерьерная

08.04

2

кукла

1) Эскиз. Разработка

шаблонов, выкроек внутристудийная
2) Раскрой деталей
низа
3) Сборка низа
4) Раскрой деталей
рук. Сборка

10.04

2

5) Раскрой деталей
головы. Сборка

15.04

2

6) Изготовление
волос

17.04

2

Выставка

7) Изготовление
прически

22.04

8) Сборка головы и

2

туловища
24.04

9) Изготовление

2

шаблонов и
раскрой деталей
кокошника
29.04

2

10)

Сборка

кокошника.
Украшение
Декорирование

11.
06.05

08.05

2

Плоскостная работа
1) Эскиз. Выкладка

Практическая

узоров жгутом

работа

2) Тонирование.

2

Окрашивание,
серебрение
12

13.05

2

Заключительное
занятие

Анализ работы

Беседа

объединения.
Планы на
следующий год

13. 15.05

4

Воспитательные и проф. Мероприятия
(по плану)

20.05
Итого

144
Темы занятий могут быть изменены
Календарно-учебный график
Второй год обучения
Таблица 6

№ Дата Кол- Название раздела,
во
час.

темы

Элементы содержания

Форма
контроля

1.

10.09

3

Вводное занятие

Техника безопасности,

Беседа

правила поведения в СЮТ,
планы на год
2.

12.09

3

Тестопластика
Графика,

изготовления изделий из

живопись,

соленого теста (повторение

композиция
17.09

Технологии, техники, приемы

Опрос

материалов)
Цветоведение. Сочетание

3

цветов, цветовой круг
(повторение материалов)
19.09

Панно, диптих, триптих,

3

серия
Графика, живопись,

3

композиция
Изделия из

3.
24.09

3

26.09

3

1.10

соленого теста
I. Панно

Панно «Жар-птица»
1) Разработка. Цветной эскиз

Практическая

2) Лепка 1

работа,

3

3) Лепка 2

педагогический

3.10

3

4) Грунтовка, окрашивание

8.10

3

5) Подложка

10.10

3

6) Фон. Роспись

15.10

3

7) Монтаж

контроль

Панно «Подводный мир»
17.10

3

1) Разработка, эскиз

Практическая

22.10

3

2) Лепка 1

работа,

24.10

3

3) Лепка 2

педагогический

29.10

3

4) Грунтовка. Окрашивание

31.10

3

5) Подложка

контроль

5.11

6) Роспись фона: техники

3

аппликации, штампа,
заливки, мазковая роспись
7.11

7) Монтаж

3

Панно «Зимняя сказка»
12.11

3

1) Разработка, эскиз

14.11

3

2) Лепка 1

работа,

19.11

3

3) Лепка 2

педагогический

21.11

3

4) Окрашивание

26.11

3

5) Подложка

28.11

3

6) Роспись фона

3.12

3

7) Монтаж
Игрушки «Байкальские сувениры»

изделия из соленого

«Байкалочка»

3

теста с

10.12

3

применением

12.12

3

вторичных
(бросовых)

3

контроль

II.Объемные

5.12

17.12

Практическая

материалов.

1) Разработка, цветной эскиз
2) Лепка головы

Практическая
работа текущий
контроль

3) Лепка туловища и доп.
деталей
4) Изготовление шапочки и
волос

19.12

3

5) Монтаж изделия

24.12

3

6) Грунтовка, Роспись
Изделия с

Органайзер «Жираф»

26.12

3

утилитарным

1) Эскиз. Лепка 1

9.01

3

назначением

2) Лепка 2

14.01

3

3) Грунтовка, окрашивание 1

16.01

3

4) Грунтовка, окрашивание 2

Практическая
работа текущий
контроль

Копилка «Курочка-Ряба»:
21.01

3

1) Разработка. Эскиз. Лепка 1

23.01

3

2) Лепка 2

28.01

3

3) Грунтовка. Окрашивание 1

Практическая

30.01

3

4) Грунтовка. Окрашивание 2

работа текущий
контроль

Подсвечник «Сагаалган»
4.02

3

1) Эскиз. Лепка

Практическая

6.02

3

2) Грунтовка. Окрашивание

работа текущий
контроль

Подсвечник «8 Марта»
11.02

3

1) Эскиз. Лепка

Практическая

13.02

3

2) Грунтовка. Окрашивание

работа текущий
контроль

Декорирование

4.

Шкатулка круглая (декорирование шнуровым
узором)

18.02

1) Эскиз. Шаблоны. Выкройка

3

дна и крышки. Раскрой

Творческое
задание

20.02

3

2) Изготовление крышки

Коллективное

25.02

3

3) Изготовление основной

обсуждение,

части шкатулки
27.02

3

4) Выкладка узоров

3.03

3

5) Окрашивание.Тонирование.

анализ работ

Декорирование
Смешанная техника. Декоративная тарелка
«Моя Степь»
5.03

1) Эскиз. Лепка юрты,

3

барашков
10.03

Творческое
задание, анализ

2) Окрашивание изделий.

3

Роспись тарелки

5.

12.03

3

17.03

3

3) Монтаж
Авторская кукла.
Скульптурно-

1) Подготовка материалов,
эскиз

Практическая
работа

19.03

3

текстильная

2) Раскрой

24.03

3

кукла-шкатулка

26.04

3

4) Изготовление рук

2.04

3

5) Изготовление туловища

7.04

3

6) Монтаж верхних деталей

9.04

3

7) Изготовление шкатулки-

3) Изготовление головы

юбки
14.04

8) Монтаж изделия

3
Творческая

6.
16.04

3

аттестационная

21.04

6

работа

Панно «Самостоятельная тема»:
1) Разработка. Эскиз
2) Лепка 1

Практическая
работа

23.04
28.04

3

3) Лепка 2

30.05

6

4) Грунтовка,
окрашивание

7.05

7.

12.05

3

5) Подложка

14.05

3

6) Роспись фона

19.05

3

7) Монтаж

21.05

3

Заключительное

Анализ работы объединения.

Заключительная

занятие

Планы на следующий год

творческая
работа

8.

6

Воспитательные и
проф.мероприятия

Итого:

216
Темы занятий могут быть изменены

Календарно-учебный график
Третий год обучения
Таблица 7
№ Дата Колво

Название раздела,

Элементы

Форма

темы

содержания

контроля

Вводное занятие

Техника безопасности,

Беседа,

планы на год

обсуждение

час.
1.

2.

10.09

12.09

3

3

Тестопластика

Техники, приемы.

Цветоведение,

Технологии

Опрос

графика, живопись, изготовления изделий

17.09

3

композиция

из соленого теста

(Повторение

Смешанные техники.

материала)

Дополнительные
материалы

19.09

3

Цветоведение

24.09

3

Графика, живопись,
композиция
Изделия из

3.

Панно «Осень в городе» ( 21ч)

26.09

3

соленого теста.

1.10

3

Панно:

2) Лепка 1

3.10

3

многофигурные

3) Лепка 2

8.10

3

композиции

1) Разработка. Эскиз

4) Грунтовка.
Окрашивание

10.10

3

5) Подложка

15.10

3

6) Роспись фона

17.10

3

7) Монтаж
Панно «Корзина с фруктами» (21ч)

22.10

3

1) Разработка. Эскиз.
Лепка

Практическая
работа,

24.10

3

2) Лепка 1

педагогический

29.10

3

3) Лепка 2

контроль

31.10

3

4) Грунтовка.
Окрашивание

5.11

3

5) Подложка

7.11

3

6) Роспись фона

12.11

3

7) Монтаж
Панно «Моя семья» (21ч)

14.11

3

1) Эскиз. Разработка

Практическая

19.11

3

2) Лепка 1

работа,

21.11

3

3) Лепка 2

педагогический

26.11

3

4) Грунтовка.

контроль

Окрашивание
28.11

3

5) Подложка

3.12

3

6) Роспись фона

5.12

3

7) Монтаж
Объемные изделия

10.12

12.12

3

3

из соленого теста с

Органайзер «Динозавр» (12ч)
1. Эскиз. Разработка

применение

технологии

вторичных

2. Лепка

(бросовых

предварительной

материалов) в
3

качестве основы с

19.12

3

утилитарным

4. Грунтовка.

назначением

Окрашивание.

24.12

3

работа,
педагогический
контроль

формы

17.12

Творческо-

Практическая

3. Основная лепка

Лакировка.

экологический

Копилка «Улитка» или «Божья коровка»

проект «Волшебное

(12ч)
1. Эскиз. Разработка

26.12

3

превращение
ненужных вещей»

2. Лепка

Практическая

предварительной
формы

работа,
педагогический
контроль

9.01

3

3. Лепка 2

14.01

3

4. Грунтовка.
Окрашивание.
Лакировка
Карандашница «Лошадка» (12ч)

16.01

1) Эскиз. Разработка.

3

Практическая

Лепка

работа,
педагогический

21.01

3

2) Лепка

23.01

3

3) Грунтовка.

контроль

Окрашивание
28.12

4) Монтаж

3
Авторская кукла.

4.
30.01

3

Скульптурно-

4.02

3

текстильная
техника

6.02

3

«Снегурочка»:
1) Эскиз. Разработка
2) Подготовка
материала
3) Изготовление лекал
для выкроек рук и
ног

11.02

3

4) Изготовление лекал
для выкроек
туловища и головы

13.02

3

5) Лепка головы

18.02

3

6) Лепка торса

20.02

3

7) Лепка рук и ног

25.02

3

8) Грунтовка,
окрашивание
Монтаж.

Внутристудийная
выставка

27.02

9) Раскрой и

6

сшивание

3.03

текстильных
деталей с лепными
5.03

10) Оформление

3

головы
10.03

3

11)

Раскрой и

изготовление
платья
Светильник.

5.
12.03

6

Скульптурнокаркасное изделие с

17.03

применением

19.03

6

6

6

электротехники для

электротехнических

задания

элементов

2) Подготовка
3) Изготовление
4) Изготовление
деталей

9.04
14.04

основами

каркаса

2.04
7.04

1) Ознакомление с

материалов

24.03
26.03

Светильник «Домик»

9

5) Сборка

16.04

электротехнической

21.04

части

23.04

9

6) Лепка

6

7) Грунтовка,

28.04
30.04
7.05
12.05

окрашивание,
монтаж

Практическая
работа,
педагогический
контроль

6.

7.

Творческая

занятие

работа, анализ

Учебно-воспитательные мероприятия

15

Итого:

Заключительное

216
Темы занятий могут быть заменены.

1.2
Для

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

реализации

программы

«Студия

декоративно-прикладного

творчества» необходимо просторное светлое помещение, большие столы,
удобные стулья. Должны быть созданы условия, чтобы дети не мешали друг
другу и могли свободно перемещаться по кабинету во время занятий.
Учебное

помещение,

соответствующее

требованиям

санитарных

правил, установленных СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей

и

молодежи»,

утвержденные

Постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
Таблица 8
Аспекты

Характеристика

Материально-

Оборудование:

техническое

- Ноутбук – 1 шт.;

обеспечение

- Интерактивная панель 75" – 1 шт.;
- Доска магнитно-маркерная – 1 шт.;
- Стекло для витража (набор) – 15 шт.;
- Набор контуров для батика – 15 шт.;
- Набор красок для стекла, камня – 15 шт.;
- Набор контуров для стекла, камня – 15 шт.;
- Выставочные шкафы – 2 шт.;
- Клей для бумаги – 15 шт.;
- Краски акриловые для батика (наборы не менее 6
цветов) – 15 шт.;

- Краски акриловые– 15 шт.;
- Гуашь– 15 шт.;
- Глина– 15 шт.;
- Гипс– 15 шт.;
- Рамки– 15 шт.;
Материалы для работы:
1. Работа с бумагой и картоном:
Бумага разного вида, картон белый и цветной,
салфетки, простой карандаш, ластик, клей, кисточка,
ножницы,

непроливайка,

гуашь,

акрил,

палитра,

тряпочка, бросовый материал, шаблоны, трафареты.
2. Работа с пластическими материалами:
Солёное тесто, пластилин, дощечки, картон, фольга,
скалка, стека, клей, кисточка, краски, ножницы,
карандаш,

непроливайка,

бросовый

материал,

шаблоны.
3. Работа с природными материалами:
Природный материал (веточки, шишки, скорлупа
яичная, крупа), клей, ножницы, картон, тарелка,
кружка,

бросовый

материал,

краски,

кисточка,

тряпочка, простой карандаш, многослойная салфетка,
непроливайка.
4. Работа с разными материалами:
Фетр

разных

цветов,

бросовый

материал

для

декорирования изделий, джутовая верёвка, мешковина,
кружево, атласная лента, пакет, клей, ножницы,
шаблоны, нитки, иголка, синтепон.
Информационное Публикации на «Инфоурок»:
обеспечение

Ссылки:

1) 04.04.2020 Мастер-класс по изготовлению
карандашницы из соленого теста «Жирафик»
https://infourok.ru/master-klass-po-izgotovleniyukarandashnicy-iz-solenogo-testa-zhirafik-4235419.html
2) 04.04.2020 Мастер-класс по изготовлению панно из
соленого теста «Лесная полянка»
https://infourok.ru/master-klass-po-izgotovleniyu-pannoiz-solenogo-testa-lesnaya-polyanka-4235399.html
3) Презентация методической разработки "Мастер-класс
по изготовлению объемной игрушки из соленого теста
"Петушок - Символ 2017 года". 25.01.2017
https://infourok.ru/prezentaciya-metodicheskoy-razrabotkimasterklass-po-izgotovleniyu-obemnoy-igrushki-izsolenogo-testa-petushok-simvol-goda-1555291.html

Методическое обеспечение программы
Таблица 9
№

Тема

п/п программы

Форма

Техническое

Форма

занятий

оснащение

подведения
итогов

1.

Вводное

Беседа

занятие
2.

Работа с
шаблонами.

Коллекция поделок,
книги

Комбинирован Готовые шаблоны,
ное

формочки, тесто,

Простейшие

вода, клей ПВА,

изделия из

кисточки

соленого
теста

Опрос
Самостоят.
работа

3.

Сушка.
Окрашиван

Комбинирован Тесто, фольга,
ное

ие изделий

капроновая нить,

Самостоят.
работа

зубочистки, клей
ПВА, кисточки

4.

Лепка
цветов

Комбинирован Видеоматериал,
ное

коллекция искусств.

Самостоят.
работа

цветов, тесто, клей
ПВА, кисточки,
ножницы, краски
(акрил, гуашь), лак
(НЦ, ПФ или акрил)
5.

Лепка
животных

Комбинирован Тесто, нитки, клей
ное

ПВА, фольга,

Самостоят.
работа

проволока, краски
(акрил, гуашь), лак
(НЦ, ПФ, акрил)
6.

Украшения
из соленого

Комбинирован Клей ПВА, белая
ное

краска, кисточки,

теста.

краски, художеств.

Мелкие

лак (или ПФ, НЦ),

орнаментал

проволока, тесто

Самостоят.
работа

ьные
детали.
7.

Рамки

Комбинирован Тесто, картон, клей
ное

8.

Корзиночки

ПВА, ножницы,

работа,

краски, кисточки,

выставка в

лак, клей «Момент»

кружке

Комбинирован Тесто, клей ПВА,
ное

Самостоят.

Самостоят.

«Момент», ножницы, работа

краски, кисточки,
вода, лак (акрил)
9.

Композиции Комбинирован Тесто, клей ПВА,
и панно

ное

Самостоят.

«Момент», ножницы, работа,
стеки, краски, кисти,

выставка в

вода, лак (акрил и

кружке

ПФ, НЦ)
10.

Новогодние
украшения

Комбинирован Тесто, клей ПВА,
ное

и игрушки

«Момент», краски,

Самостоят.
работа

кисти, стеки,
ножницы, проволока,
лак акрил,
художественный или
ПФ, НЦ

11.

Игры
(пазлы с

12.

Комбинирован Тесто, клей ПВА,
ное

кисти, краски, лак

элементами

ПФ или НЦ,

мозаики)

ножницы, стеки

Изготовлен
ие

Комбинирован Тесто, клей ПВА,

работа

Самостоят.

«Момент», кисти,

работа,

объемных

краски, стеки,

выставка в

изделий (в

проволока,

кружке

том числе,

природный материал,

объемных

краски акриловые,

изделий с

лак художеств. или

использован

НЦ, ПФ, вторичные

ием

материалы для

электротехн

каркасов

ических
элементов и

ное

Самостоят.

вторичных
материалов
в качестве
каркаса)
13.

Декорирова
ние

Комбинирован Картонные или
ное

Самостоят.

деревянные

работа,

заготовки, шпагат,

выставка

бусины, акриловые
краски, клей ПВА,
«Момент», кисти,
марблс
14.

Изготовлен
ие

Комбинирован Технологическое
ное

Самостоят.

оснащение: соленое

работа,

авторских

тесто, папье-маше,

выставка

каркасно-

ткань, клей, ПВА,

текстильны

краски, кисти,

х кукол

шерстяные нитки,
ножницы, стеки,
полистерол,
вторичные
материалы для
каркаса

15.

Изготовлен
ие объемной

Комбинирован Соленое тесто,
ное

Самостоят.

гуашь, клей ПВА,

работа,

игрушки из

клей «Момент»,

выставка

соленого

бросовые материалы

теста с

для каркаса, кисти,

использован

паралон, элементы

ием

для декора

бросовых
материалов
1.3 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы контроля: педагогическое наблюдение, наблюдение за
организаторскими и коммуникативными навыками, опросы, творческие
задания, коллективное обсуждение, анализ творческих работ, участие в
выставках различного уровня.
Формами аттестации являются: творческая работа на основе проекта,
участие в выставках и конкурсах разного уровня.
1.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для выявления результатов освоения обучающимися дополнительной
образовательной программы, их личностного развития и творческих
способностей в процессе обучения проводился мониторинг по этапам
обучения: входной, промежуточный и итоговый.
Были применены такие методы мониторинга как: собеседование,
наблюдение, выставка, просмотр работ.
Входная диагностика
С целью выявления творческого, образовательного уровня развития
детей, их интересов и способностей при поступлении в студию проводится
входная диагностика методом индивидуального собеседования в сочетании с
творческим заданием.
Этап 1. Прошу каждого ребенка придумать небольшую сказку и
нарисовать к ней иллюстрацию. По итогам работы оцениваю умение рисовать,
фантазировать, а также навыки общения и риторики.
Этап 2. Прошу ребенка слепить из готового керамического (соленого)
теста простейший объект, например, улитку. По результатам входной
диагностики оцениваю умение ребенка лепить, его фантазию, творческий
потенциал, трудовые навыки.
Промежуточный контроль

В качестве систематической оценки уровня знаний и развития
творческих навыков, индивидуально и в среднем по группе, регулярно
проводятся тематические конкурсы, выставки, завершающие каждую
изученную тему. Конкурсы, выставки проводятся с целью определения уровня
усвоения

изученного

материала,

степени

подготовленности

к

самостоятельной работе, выявления наиболее способный, талантливых детей.
По итогам конкурса, выставки, корректируется образовательный процесс и
составляется индивидуальный план работ с учетом программы обучения.
Итоговый контроль
В конце учебного года проводится итоговая выставка. Годовая выставка
студии является формой итогового контроля, осуществляемого с целью
определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения, творческих
работ, а также с целью выявления и развития творческих способностей
учащихся.
Критерии оценки
Оценка

результатов

производится

по

трехуровневой

системе.

Выделялось 3 уровня: низкий, средний и высокий.
Критерии оценки уровня обученности
Таблица 10
№
1.

Критерий оценки уровня

Оценка

обученности

результатов

Композиционное

решение высокий

работы

Пояснение
Правильная компоновка и
выполнение

изображения

на формате
средний

Небольшая неточность в
компоновке

низкий

Грубые ошибки, нарушены
пропорции

2.

Колористическое

решение высокий

работы

Правильный

выбор

цветового решения
средний

Ошибки

при

выборе

светового решения
низкий
3.

Владение
работы

с

Грубые ошибки

принципами высокий

Владение перспективой и

трехмерным

понимание

скульптурным объектом

принципов

работы
средний

Недостаточный

уровень

владения
низкий
4.

Отсутствие навыков работы

Навыки владения материала высокий

Хорошее

ми и инструментами для

инструментами

рисования,

материалами

лепки

и

декоративно-прикладного

средний

творчества

владение
и

Достаточное

владение,

необходимы

регулярные

занятия
низкий

Недостаточное

умение,

требуются

постоянные

занятия для приобретения
навыков
5.

Способность
сформулировать

высокий
идею

и

Четкая

формулировка

и

оригинальность идеи

концепцию своей работы, средний

Недостаточное умение

донести ее до окружающих низкий

Отсутствие

и воплотить в работе

самостоятельно

способности

сформулировать

идею

работы
6.

высокий

Качественно выполненная,
завершенная работа

Аккуратность,
завершенности
детализации работы

степень средний
и низкий

Недочеты в работе
Работа

выполнена

полном
неаккуратно

не

в

объеме,

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Материалы на интернет ресурсах
Таблица 11
Название

Ссылка

Мастер-

Презентация

https://infourok.ru/prezentaciya-

класс

методической

metodicheskoy-razrabotki-masterklass-

разработки "Мастер-

po-izgotovleniyu-obemnoy-igrushki-iz-

класс по

solenogo-testa-petushok-simvol-goda-

изготовлению

1555291.html

объемной игрушки из
соленого теста
"Петушок - Символ
2017 года"
Мастер-

Методическая

https://infourok.ru/master-klass-po-

класс

разработка, мастер-

izgotovleniyu-karandashnicy-iz-

класс по

solenogo-testa-zhirafik-4235419.html

изготовлению
карандашницы из
соленого теста
«Жирафик»
Мастер-

Методическая

https://infourok.ru/master-klass-po-

класс

разработка, мастер-

izgotovleniyu-panno-iz-solenogo-testa-

класс по

lesnaya-polyanka-4235399.html

изготовлению панно
из соленого теста
«Лесная полянка
Видеоурок

Видеоурок "Медуза

https://www.youtube.com/watch?v=IQb

из соленого теста"

g_vyJFBA

Видеоурок

Видеоурок "Морской https://www.youtube.com/watch?v=hwc
конек"

Видеоурок

Видеоурок

Видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=nPD

"Осьминог"

8pdUzuTE

Видеоурок "Морская https://www.youtube.com/watch?v=sTO
звезда"

Видеоурок

Видеоурок - серия
Зоопарк. "Тигренок"

Видеоурок

Видеоурок

3D7MZYsE

Видеоурок "Рыбка из https://www.youtube.com/watch?v=87m
теста"

Видеоурок

8-Gogtns

vV0xx-40

https://www.youtube.com/watch?v=v76ld5hKiQ

Видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=PkO

"Слоненок"

Vzz5HbAI

Видеоурок "Лисенок" https://www.youtube.com/watch?v=TiFULA07eg

Видеоурок

Видеоурок
"Новогодняя ёлочка

https://www.youtube.com/watch?v=TDj
e-F_gTeE

из ажурных
салфеток"
Видеоурок

Видеоурок
"Новогодняя ёлочка

https://www.youtube.com/watch?v=zEH
uwqSroMs

из ватных дисков"
Видеоурок

Видеоурок "Елочная
игрушка"

https://www.youtube.com/watch?v=CMhNcCWVXY

Видеоурок
Видеоурок

Видеоурок "Елочка

https://www.youtube.com/watch?v=o0k

из ниток"

WNCdJldA

Видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=zI9I

"Новогодняя игрушка tSPGMLo
"Снежная сказка"
Видеоурок

Видеоурок "Создание

https://www.youtube.com/watch?v=5-

декоративного оленя

Vva48fn6A

из картона"
Видеоурок

Видеоурок "Снегирь" https://www.youtube.com/watch?v=5Vva48fn6A

Видеоурок
Видеоурок

Видео урок к

https://www.youtube.com/watch?v=vwe

Сагаалгану

Sfl9gIRs

Мастер-класс к 23

https://www.youtube.com/watch?v=rAT

февраля
Видеоурок

Видеоурок.
Декоративная

fxuRWhAk

https://www.youtube.com/watch?v=QV
6oU9wTrgI

композиция
"Хозяюшка"
Видеоурок

Идеи открыток к 9
мая

Видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=ET3
io8633vo

ТО "Креатив" - Серия https://www.youtube.com/watch?v=mY
уроков для младших

mmSorKCjA

школьников
Видеоурок

ТО "Креатив" - Серия

https://www.youtube.com/watch?v=-

уроков для младших

0H0F2qr8ak

школьников.
Веселый Ёж
Видеоурок

ТО "Креатив" - Серия https://www.youtube.com/watch?v=AX
уроков для младших

8qXDMAYq4

школьников.
Колокольчики. 2021
Видео

Слайдшоу о студии

https://www.youtube.com/watch?v=rA
mIv2gb714

Видеоурок

ТО «Креатив»
Тигрёнок-помощник

Видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=Gx
Va9l3MubI&t=509s

Студия декоративно- https://www.youtube.com/watch?v=JwC
прикладного

03c3oDE4

творчества. Сани
Деда Мороза
Видеоурок

Блокадный хлеб.

https://www.youtube.com/watch?v=9M

Мастер класс по

uExcJ9WCY

изготовлению
медали. Студия
декоративноприкладного
творчества.
Видеоурок

Мастер-класс

https://www.youtube.com/watch?v=lq-

"Бабочки из бумаги". p57lu2xQ
Студия декоративноприкладного
творчества
Видеоурок

Жуки из бумаги.

https://www.youtube.com/watch?v=lq-

Студия декоративно- p57lu2xQ

прикладного
творчества
Видеоурок

Зонтик из трубочки и https://www.youtube.com/watch?v=Yua
бумаги. Студия

y1AjNnvQ

декоративноприкладного
творчества
Видеоурок

ТО «Креатив»
Объёмная

https://www.youtube.com/watch?v=XV
aTM1jAIn0

аппликация
"Тюльпан". Студия
декоративноприкладного
творчества
Мастер-

Публикация

https://infourok.ru/master-klass-po-

класс

методической

izgotovleniyu-igrushki-bychok-

разработки «Мастер-

6572854.html

класс по
изготовлению
игрушки «Бычок»
Методы обучения:
•

Словесный

•

Наглядный

•

Объяснительно-иллюстративный

•

Игровой

•

Проектный

Формы организации образовательной деятельности:
•

Групповая

•

Практическое занятие

•

Открытое занятие

•

Беседа

•

Встреча с интересными людьми

•

Выставка

•

Игра

•

Мастер-класс

Педагогические технологии:
•

Проектная технология

•

Здоровьесберегающая технология. Игровая форма по метериалам
занятий

Дидактические материалы:
•

Раздаточные материалы

•

Инструкции по технологии изготовления

•

Образцы изделий

2.6 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Рабочие программы учебных предметов представлены в виде учебнотематических планов.
Первый год обучения
Таблица 12
№

Разделы, тема

п/п

Кол-во

В том числе

часов

Теоретич. Практич.

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Входная диагностика:

2

-

2

1) рисование

2

-

2

8

6

2

2) лепка
3.

Основы цветоведения, графики,
живописи, композиции

4.

Тестопластика.

18

4

14

5.

Изделия из соленого теста.

44

4

40

4) А) Панно

16

4

12

8

2

6

8

2

6

4

1

3

Б) Мини-панно «Байкальские
сувениры»
5) Объемные игрушки с
использованием вторичных
(бросовых) материалов в качестве
основы
6) Смешанная техника.
А) Открытки
Б) Подсвечники
6.

Бумажное моделирование.

7.

Авторская кукла. Каркасно-текстильная

20

2

18

интерьерная кукла
8.

Декорирование.

4

1

3

9.

Заключительное занятие

2

2

-

6

-

6

10. Воспитательные и профилактические
мероприятия
Итого:

144

30

114

Второй год обучения
Таблица 13
№

Разделы,тема

п/п

Кол-во

В том числе

часов

Теоретич. Практич.

1.

Вводное занятие

3

3

-

2.

Тестопластика. Цветоведение,графика,

9

4

5

63

9

54

теста с использованием

18

3

15

вторичных материалов по

36

6

30

живопись, композиция. Повторение
материала.
Изделия из соленого теста:

3.
3)

Панно

4)

Объемные изделия из соленого

экологическому проекту
«Волшебное превращение
ненужных вещей»
А) Игрушки «Байкальские
сувениры»:
Б) Изделия с утилитарным
назначением

(органайзер,

копилка, подсвечники)
4.

Декорирование:

3) Декорирование объектов

15

3

12

9

2

7

21

4

17

шнуровым узором и серебрением
4) Смешанная техника. Роспись.
Изделия из соленого теста
5.

Скульптурно-текстильная

авторская

кукла
6.

Творческая аттестационная работа

30

3

27

7.

Заключительное занятие Творческая

3

3

-

18

18

аттестационная работа
8.

Воспитательные и проф.мероприятия
(по плану)

Итого:

216

58

176

Третий год обучения
Таблица 14
№

Разделы, тема

п/п

Кол-во

В том числе

часов

Теоретич. Практич.

1.

Вводное занятие

3

3

2.

Тестопластика. Графика, живопись,

12

3

9

композиция. (Повторение материала)
Изготовление изделий из соленого теста:

3.
Панно

63

9

54

Объемные изделия утилитарного

36

6

30

36

6

30

48

8

40

3

3

-

назначения
4.

Авторская скульптурно-текстильная
кукла

5.

Светильник. (Каркасно-скульптурные
изделия с применением
электротехнических элементов)

6.

Заключительное занятие

7.

Воспитательные и проф.мероприятия

15

15

8.

Итого

216

53

163

Список литературы
Используемая литература:
1.

Белова Н.Р. Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007г.

2.

Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. М: Мир книги,

2009г.
3.

Изольда Кискальд. Соленое тесто. «Харвест», 2008г.

4.

Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста.

Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008г.
5.

Ращупкина С.Ю. Соленое тесто. М: Рипол классик, 2011 г.

6.

Маслова Н.В. Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры,

украшения. «Астрель», 2008г.
7.

Авторские методические разработки Крюковой О.К.

9.

Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. - М.:

«Просвещение», 2007.
10.

Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. Издание 3-е.- М.:

Мартин, 2005.
11.

Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и

творчества. - М.: Эксмо, 2009.
12.

Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. и др. Студия декоративно-

прикладного

творчества:

программы,

организация

работы,

рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2008.
13.

Геронимус Т. Я все умею делать сам. Рабочая тетрадь по

трудовому обучению Зкл. - М.: ACT - Пресс школа, 2004.
14.

Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного

образования детей: учебно-методическое пособие для руководителей
УДОД. - Ростов н/Д.: Учитель, 2007.
15.

Иоханнес Иттен. Искусство цвета. - М.: Д. Андронов, 2004.

16.

Каргина

З.А.

Практическое

пособие

для

педагога

дополнительного образования. - М.: Школьная Пресса, 2007.
17.

Колякина

В.И.

Методика

организации

коллективного творчества. - М., ВЛАДОС, 2004.

уроков

18.

Кол Мэри-Энн 110 творческих заданий по лепке и

моделированию. – Минск, «Попурри», 2009.
19.

Преснякова

Т, Н. Уроки мастерства:

Учебник для 3 класса. - 2-е изд., исправл. - Самара: Издательство
«Учебная литература», 2006.
Материалы для учащихся и родителей на интернет ресурсах
(материалы сайта и авторские методические разработки
Педагога дополнительного образования О.К. Крюковой )
• https://infourok.ru/user/kryukova-olga-konstantinovna
• http://www.metod-kopilka.ru/site/user/3529
• http://www.metodkopilka.ru/prezentaciya_master_klassa_po_izgotovleniyu_obyemnoy_igrush
ki_iz_solenogo_testa-5146.htm
• https://infourok.ru/prezentaciya_master_klassa_po_izgotovleniyu_obyemno
y_igrushki_iz_serii__podelki_iz_solenogo-150823.htm
• https://infourok.ru/prezentaciya_master_klassa_po_izgotovleniyu_obyemno
y_igrushki_iz_solenogo_testa_porosenok-150802.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».