ПРОГРАММА РЕАЛИЗИЦИИ ПРОЕКТА «ОТ ИГРУШКИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДО КОРАБЛЕЙ КОСМИЧЕСКИХ» «Будущее принадлежит тем, кто приобретает больше навыков и сочетает их самым креативным образом. Жизнь похожа на игру, чтобы переходить на каждый следующий уровень, нужно искать полезные бонусы и расти над собой. Каждый день Вам дается 24 часа – так используйте их наилучшим образом. Тот, кто не развивается, никогда не угонится за быстро меняющимся миром» Роберт Грин Резюме проекта Создание и функционирование объединений научно-технического творчества является перспективным направлением в области развития промышленной отрасли Российской Федерации, поскольку позволит обеспечить углубленное изучение обучающихся по базовым естественно-научным дисциплинам и дополнительным общеразвивающим программам, а также создать условия для профориентации обучающихся с целью их последующего поступления в профильные инженерные вузы и по завершении обучения трудоустройство в организации технического профиля, в том числе организации оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В рамках реализации комплекса мер по повышению интереса обучающихся общеобразовательных организаций к проектно-конструкторской деятельности в 2020 году было принято решение о разработке и реализации проекта дополнительного образования «От игрушки механической до кораблей космических» на базе МБУ ДО «Станция юных техников г. Улан-Удэ», где обучающиеся получают возможность развивать навыки научно-технического творчества и инженерно-конструкторское мышление начиная с дошкольных образовательных учреждений и вплоть до рабочего места на предприятии авиа- или машиностроительной отрасли. Проект дополнительного образования «От игрушки механической до кораблей космических» – это стратегическая образовательная инициатива, целью которой является организация эффективной предпрофессиональной подготовки обучающихся за счет интеграции лучших практик общего и дополнительного 2 образования и погружения в передовые программы индустрии, что обеспечивает высокое качество учебного процесса и формирование высокой мотивации обучающихся, позволяющей им в дальнейшем реализовать себя в инженерной деятельности в компаниях индустриальных партнёров. В основе концепции проекта лежит модель инженерного образования, которое реализуется на базе дополнительных программ в области конструирования различных авиационных систем, цифровых и производственных технологий (современные методы проектирования летательных аппаратов, программирование и пилотирование беспилотных летательных аппаратов, композиционные материалы и др.), специализированных профильных и инженерных классов при школах и лицеях, а также внеучебную деятельность - экскурсии, мастер-классы, лекции и другие мероприятия от индустриальных партнёров. Функционирование проекта дает возможность обучающимся развить дополнительные физикоматематические и инженерно-технические компетенции, обеспечит их опытом проектной работы и пониманием перспективных задач авиационной отрасли, что позволит достичь необходимого уровня подготовки для продолжения обучения в ведущих профильных университетах и дальнейшей работы в индустрии. Цели проекта: - Профессиональная ориентация детей инженерным профессиям; - Развитие навыков научно-технического творчества; - Развитие логического и инженерно-конструкторского мышления начиная с детского сада и вплоть до рабочего места на предприятиях авиа- и машиностроительной отрасли Республики Бурятия. Задачи проекта: - сформировать у воспитанников инженерные навыки: работа на технологическом оборудовании, применение IT-технологий и теоретических знаний, использование инноваций; - усовершенствовать учебно-методическую базу дошкольного и школьного образования по программам дополнительного образования научно-технической 3 направленности, специализированным и инженерным классам авиастроительного профиля, БПЛА и авиационных систем; - повысить уровень квалификации педагогов с применением инноваций и информационных технологий в образовании; - создать условия эффективной предпрофессиональной подготовки учащихся средних образовательных школ по специальностям авиастроительного профиля; - создать условия для закрепления молодых специалистов в г. Улан-Удэ и в Республике Бурятия. Целевая аудитория: дети, подростки, молодые люди. Возрастная характеристика: от 4 до 22 лет. Сроки реализации проекта: данный проект долгосрочный, реализация проекта рассчитана на 17-18 лет (с детского сада до начала рабочей деятельности). Актуальность данного проекта обусловлена общественной потребностью в творчески активных, физически крепких и технически грамотных молодых людях, возрождении воспитании интереса культуры молодежи к инженерно-техническим жизненного и профессионального профессиям, самоопределения, заинтересованности родителей и детей в инженерно-технических профессиях. Реализация проекта будет способствовать созданию условий для закрепления молодых специалистов в г. Улан-Удэ и в Республике Бурятия. Уровни образовательной подготовки в рамках реализации проекта Реализация образовательного проекта состоит из шести уровней: Уровни 1. Начальное техническое моделирование 2. Техническое Направления объединений - Начальное техническое моделирование - Судомоделирование - Конструирование - IT-мультипликация - Юные астронавты - Школа моделизма «Солнечный лучик» - Начальное техническое моделирование - Азбука моделизма - Авиамоделирование. Кордовые модели 4 проектирование и конструирование 3. Научно-техническое творчество 4. Инженерные и специализированные классы и БАС 5. Учреждения высшего и среднего профессионального образования 6. Рабочее место инженера, ученого, летчика, космонавта - Свободнолетающие авиамодели - Ракетомоделирование - Робототехника - Программирование - IT-мультипликация - Конструирование - Радиоконструирование - Легоконструирование - Картингист-автомеханик - Студия декоративно-прикладного творчества - БПЛА - Авиационные системы - Робототехника - Программирование - RC-авиамоделирование - Экспериментальные модели - Инженерный класс «Юный авиаконструктор» - Инженерный класс авиастроительного профиля - Специализированные классы БПЛА Реализация программ профессионального образования Реализация профессиональных компетенций 1 уровень – Начальное техническое моделирование Возраст воспитанников 4-6 лет Участники проекта МБУ ДО «Станция Юных Техников г. Улан-Удэ» Функции участников проекта 1. Подготовка педагогов дополнительного образования; 2. Разработка общеобразовательных программ начального технического образования и обеспечение их реализации; 3. Методическое сопровождение образовательного процесса; 4. Взаимодействие с родителями; 5. Организация внеучебной деятельности – конкурсов, экскурсий, мастер-классов, спортивных и иных мероприятий. 5 МБДОУ №35 «Алые паруса» г. Улан-Удэ МБДОУ №27 «Сэсэг» МАДОУ №173 «Росинка» МАДОУ №111 «Дашенька» 1. Предоставление кабинетов для начального технического творчества; 2. Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы; 3. Участие в разработке образовательной программы; 4. Организация и проведение различных конкурсов и мероприятий. Данный уровень образовательной программы продолжается 2 года и рассчитан на дошкольный возраст обучающихся с 4 до 6 лет. На этом этапе самые маленькие участники проекта узнают о Солнечной системе и ее месте в Галактике, о планетах и спутниках, космических кораблях и космонавтах, а также о том, какие задачи стоят перед человечеством в освоении космического пространства. В кабинетах для начального технического творчества воспитанники познакомятся с научными открытиями прошлого и настоящего, узнают о технологиях будущего и их влиянием на жизнь современного человека. На данном этапе в указанных детских садах проводится выявление у детей способностей и желаний в будущей профессии и их сравнение с ожиданиями родителей. В ходе этой работы формируются группы из 15-20 заинтересованных детей. Во время реализации этого этапа проекта дети в познавательноигровой форме развивают мелкую моторику, изучают окружающий мир, учатся ставить себе цели и обеспечивать ее достижение, учатся правильно ставить вопросы и искать на них ответы, логически мыслить. Ребенок поддержке самостоятельно, педагога, при занимается проектированием, моделированием и изготовлением простейших технических моделей (кораблей, самолетов, ракет и проч.) и принимает участие в первых в своей жизни соревнованиях. 6 Главная цель работы с детьми на первом этапе – научить мыслить, фантазировать и способностей воплощать в жизнь ребенка проходит в задуманное. Раскрытие обстановке творческих доброжелательности и взаимопонимания. Обучающие за два года освоения первого уровня научатся самостоятельно создавать эскиз, изготавливать и оформлять поделки, декорировать изделия, получат базовые знания об окружающем мире, общее представление о технических профессиях, их социальном значении, истории возникновения и развития. 2 уровень – Техническое проектирование и конструирование. Возраст воспитанников 7-10 лет Участники проекта Функции участников проекта МБУ ДО «Станция Юных Техников г. Улан-Удэ» 1. Подготовка педагогов дополнительного образования; 2. Разработка общеобразовательных программ начального технического образования и обеспечение их реализации; 3. Методическое сопровождение образовательного процесса; 4. Взаимодействие с родителями; 5. Организация внеучебной деятельности – конкурсов, экскурсий, мастер-классов, спортивных и иных мероприятий. МАОУ «Гимназия №14» 1. Предоставление кабинетов для технического творчества; 2. Участие в материально-техническом обеспечении реализации образовательной программы; 3. Участие в разработке образовательной программы; 4. Организация и проведение различных конкурсов и мероприятий. МАОУ «СОШ №36» ГБОУ «СКОШ №3» Региональное отделение ДОСААФ России Республики Бурятия 1. Организация и проведение соревнований, оздоровительных и иных мероприятий. Региональное отделение «Федерация авиамодельного спорта 7 России» по Республике Бурятия Второй этап реализации проекта рассчитан на детей начальной школы 1-4 классов в возрасте 7-10 лет. На этом этапе воспитанники осваивают начальные навыки моделирования и конструирования, программирования и робототехники, учатся разрабатывать простейшие модели, выполнять чертежи и самостоятельно изготавливать модели самолетов, планеров, ракет, кораблей и т.д. Главной задачей является выявление желаний и способностей воспитанника развиваться в определенной технической сфере и сохранить это стремление, предоставляя возможности для его саморазвития. В объединениях мультипликация», «IT- «Конструирование», «Радиоконструирование», «Робототехника», «Программирование», (Начальное «Школа техническое мастеров» моделирование), «RC-судомоделирование», «Авиамоделирование» дети осваивают первую ступень на пути к инженерным специальностям. Занимаясь в объединениях, воспитанники знакомятся с основами аэродинамики, учатся изобретать, конструировать и запускать простейшие модели самолетов, ракет, кораблей, осваивают управление радиоуправляемыми моделями, знакомятся с профессиями авиаконструктора, радиоконструктора, инженера, авиационного техника, программиста, мультипликатора, летчика, космонавта. У детей развивается пространственное и логическое мышление, воображение и креативный подход. Воспитанники авиамоделисты и ракетомоделисты участвуют в городских соревнованиях по авиамодельному спорту. Особенность начального технического моделирования в том, что оно удовлетворяет интересы и потребности детей младшего школьного возраста в самостоятельном изготовлении моделей детского технического творчества из подручных строительных материалов. 8 К концу прохождения программ второго уровня ребенок будет уметь читать и составлять простейшие чертежи, пользоваться инструментами труда, знать ручного названия основных частей изготовляемых макетов и моделей, выполнять разметку несложных деталей на доступных материалах, может самостоятельно построить несложный макет по шаблону, а также будет ознакомлен с основными правилами техники безопасности. Решение конструкторских и технологических задач заложит в ребенке развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий. Программы по робототехнике и программированию предусматривает освоение азов программирования и начального технического моделирования. Дети научаться создавать модели, используя пошаговое выполнение инструкций или подробных схем, в результате чего появляется готовая модель. 3 уровень – Научно-техническое творчество. Возраст воспитанников 11-13 лет Участники проекта Функции участников проекта МБУ ДО «Станция Юных Техников г. Улан-Удэ» 1. Подготовка педагогов дополнительного образования; 2. Разработка общеобразовательных программ начального технического образования и обеспечение их реализации; 3. Методическое сопровождение образовательного процесса; 4. Взаимодействие с родителями; 5. Организация внеучебной деятельности – конкурсов, экскурсий, мастер-классов, спортивных и иных мероприятий. МАОУ «Гимназия №14» 1. Предоставление кабинетов для технического 9 МАОУ «СОШ №36» МАОУ «Лицей №27» МАОУ «Гимназия №33» МАОУ «СОШ №37» творчества; 2. Участие в материально-техническом обеспечении реализации образовательной программы; 3. Участие в разработке образовательной программы; 4. Организация и проведение различных конкурсов и мероприятий. МАОУ «СОШ №55» Региональное отделение ДОСААФ России Республики Бурятия 1. Организация и проведение соревнований, оздоровительных и иных мероприятий. Региональное отделение «Федерация авиамодельного спорта России» по Республике Бурятия ВСГУТУ, кафедра «Самолето- и вертолетостроения» Улан-Удэнский авиационный завод 1. Участие в реализации программ научнотехнического творчества. 2. Проведение экскурсии в учебных заведениях и на предсприятиях-партнерах. 3. Проведение профоориентационных мероприятий. Улан-Удэнский авиационный техникум Улан-Удэнское приборостроительное объединение Третий этап расчитан на детей и подростков в возрасте 10-13 лет. В это время происходит уже осознанное становление личности и попытки определиться с будущей профессиональной сферой. Поэтому так важно дать детям как можно больше возможностей для раскрытия личности. На этом этапе воспитанники объединений узнают о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию изделия (НИ и ОКР), об инновациях, о существующих и перспективных технологиях, о конструктивных материалах и их физикоматематических свойствах. Обучающиеся 10 приобретают умения выполнять простейшие расчеты по аэродинамике, по прочности материалов, по компановке деталей, научатся разрабатывать эскизы деталей, аналоговые и цифровые чертежи ОДТТ. На этом этапе участники проекта уже опытными становятся пользователями компьютерных занимаются программ, самостоятельным изготовлением и испытаниями технических моделей, разрабатывают цифровые программы для настройки и запуска моделей. Воспитанники принимают участие в соревнованиях, конкурсах и иных мероприятиях городского и федерального уровней. На третьем уровне реализации проекта, участником образовательной программы становятся Улан-Удэнский авиазавод и Приборостроительное объединение (далее - партнеры по реализации проекта). В рамках реализации образовательных программ воспитанники разрабатывают чертежи деталей (в том числе, оцифрованные) ОДТТ и передают партнерам по реализации проекта, которые, в свою очередь, по этим чертежам на станках с числовым программным управлением и на другом технологическом оборудовании изготавливают детали для ОДТТ. Основываясь на приобретенных раннее знаниях и навыках, учащиеся смогут выбрать направления, по которым продолжат учебу в дальнейшем. Также на данном уровне предусмотрено создание Детско-юношеского конструкторского бюро на базе МБУ ДО «Станция юных техников г. Улан-Удэ». По результатам программы, обучающиеся узнают о конструкционных материалах, в том числе - композиционных, их технические характеристики и применение в конструкции. Обучающие уже умеют читать и разрабатывать чертежи сложных моделей, умеют работать, применяя информационные технологии и самостоятельно программировать модели. Также, воспитанники 11 приобретают навыки самостоятельно работать на технологическом оборудовании. Умеют ставить перед собой цель и обеспечивать ее достижение. На третьем уровне реализации проекта предусмотрено 20 программ дополнительного образования по направлениям компьютерная графика и дизайн, программирование, авиамоделирование, аэромоделирование, ракетомоделирование, робототехника, конструирование, радиоконструирование, судомоделирование. По завершении третьего этапа у обучающихся должно сложиться представление о дальнейшем обучении и выборе направления технической специальности. 4 уровень – Инженерные и специализированные классы Возраст воспитанников 14-17 лет Участники проекта Функции участников проекта МБУ ДО «Станция Юных Техников г. Улан-Удэ» 1. Подготовка педагогов дополнительного образования; 2. Разработка общеобразовательных программ начального технического образования и обеспечение их реализации; 3. Методическое сопровождение образовательного процесса; 4. Взаимодействие с родителями; 5. Организация внеучебной деятельности – конкурсов, экскурсий, мастер-классов, спортивных и иных мероприятий. МАОУ «Лицей №27» 1. Предоставление кабинетов для инженерных классов; 2. Участие в материально-техническом обеспечении реализации образовательной программы; 3. Участие в разработке образовательной программы; 4. Организация и проведение различных конкурсов и мероприятий. МАОУ «Гимназия №33» МАОУ «СОШ №7» Региональное отделение ДОСААФ России Республики Бурятия 1. Организация и проведение соревнований, оздоровительных и иных мероприятий. Региональное отделение «Федерация 12 авиамодельного спорта России» по Республике Бурятия ВСГУТУ, кафедра «Самолето- и вертолетостроения» 1.Участие в реализации программ научнотехнического творчества; 2. Проведение экскурсии на кафедру; 3. Проведение профоориентационных мероприятий. Улан-Удэнский авиационный завод Улан-Удэнский авиационный техникум Улан-Удэнское приборостроительное объединение Бурятский республиканский индустриальный техникум Создание специализированных классов БПЛА и инженерных классов авиастроительного профиля – это стратегическая образовательная инициатива, целью которой является предпрофессиональная подготовка учащихся, позволяющая им в дальнейшем реализовать себя в инженерной деятельности в компании индустриальных партнеров. В основе концепции инженерных классов авиастроительного лежит модель профиля инженерного образования, которая реализуется на базе специализированных профильных классов основные дополнительные программы и в через области 13 конструирования различных авиационных систем, цифровых и производственных технологий. На занятиях обучающиеся знакомятся с методами современными проектирования летательных аппаратов, авиамоделированием, 3D- моделированием, программированием пилотированием беспилотных летательных свойствами и аппаратов, композитных материалов и т.д., а также, во время внеурочной деятельности ребята будут принимать активное участие в лекциях, мастер-классах, экскурсиях и других мероприятиях от индустриальных партнеров проекта. Занимаясь в инженерных классах авиастроительного профиля, обучающиеся знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов, приобретая очень полезные в жизни практические умения и навыки, такие как использование контрольно-измерительных приборов, инструментов, приспособлений, станочного оборудования ; техническое проектирование и моделирование; навыки радиоуправления моделями; использование теоретических умений в практической деятельности и т.д. 5 уровень – Учреждения высшего и среднего профессионального образования Возраст воспитанников 16-21 год Участники проекта МБУ ДО «Станция Юных Техников г. Улан-Удэ» Функции участников проекта 1. Реализация совместных научно-технических проектов. 2. Организация внеучебной деятельности – конкурсов, экскурсий, мастер-классов, спортивных и иных мероприятий. Региональное отделение ДОСААФ России 14 Республики Бурятия 1. Организация и проведение соревнований, оздоровительных и иных мероприятий. Региональное отделение «Федерация авиамодельного спорта России» по Республике Бурятия ВСГУТУ, кафедра «Самолето- и вертолетостроения» Улан-Удэнский авиационный техникум Бурятский республиканский индустриальный техникум Улан-Удэнский авиационный завод Улан-Удэнское приборостроительное объединение 1. Реализация совместных научно-технических проектов. 2. Участие в разработке образовательных программ и проектной деятельности МБУ ДО СЮТ. 1. Обеспечение прохождения производственной практики участниками проекта. 2. Трудоустройство участников проекта. Пятый образовательный уровень рассчитан на молодых людей в возрасте от 16 до 21 года. Если обучающийся в свои шестнадцать лет уже определился со своей будущей профессией, то он поступает в колледж или техникум, если не определился или ставит целью поступить в ВУЗ на базе 11 классов, то выбирает 10 - 11 классы. И в первом и во втором случае учащийся остается нашим воспитанником и продолжает укреплять ранее полученные знания и навыки, а также учиться новому дальше. В числе учебных заведений выходят на первый план учебные учреждения среднего и высшего профессионального образования Улан-Удэнский авиационный техникум и Бурятский республиканский индустриальный техникумы, где молодые люди получат и полное среднее образование, и профессию. Кроме того, продолжая заниматься у нас, обучающиеся принимает участие в реализации совместных проектов и программ научно-технической направленности, во всероссийских конкурсах и выставках со сложными спроектированными моделями. 15 После окончания техникума кто-то из выпускников выберет поступление в ВУЗ, кто-то примет решение приступить к рабочей деятельности. И это будет осознанное решение, которое станет возможным благодаря успешному обучению по программам проекта. В ВУЗе наши воспитанники - студенты на профессиональном уровне осваивают навыки проектирования, компьютерной графики, изучают языки программирования, изучают навыки работы с инструментами, материалами, станками. И опять и в первом и во втором случае молодой человек остается нашим воспитанником. Будучи студентом, продолжает посещать наши творческие объединения, общаться с педагогами и учащимися, создавать совместные модели, проекты, учиться и делиться знаниями. На этом уровне реализации проекта важным должен стать момент резервирования рабочих мест на предприятиях и в учреждениях республики для наших воспитанников - студентов колледжей и ВУЗов. Окончив ВУЗ, «наш 16 маленький воспитанник» - вчерашний детсадовец, школьник, студент, становится специалистом и выходит на работу, где его ждут. Если молодой человек знает, что он уже в будущем обеспечен работой, то это станет для него дополнительным стимулом для хорошей учебы, построением планов в профессиональной карьере и в целом расстановкой жизненных приоритетов. К ожидаемым результатам в конце четвертого уровня мы относим следующие навыки, которые развиваются у обучающегося в дополнение к ранее приобретенным на трех предыдущих уровнях: умение самостоятельно конструировать и программировать модели, знать углубленные технические требования, умение самостоятельно работать с технической и специальной литературой, планировать свою работу, принимать самостоятельные решения, практический опыт проведения соревнований, знание требований в соответствии с правилами проведения соревнований. Участник четвертого уровня обучения может учить конструировать и программировать воспитанников первого, второго и третьего уровней. 6 уровень – Рабочее место Возраст участников от 22 лет Участники проекта МБУ ДО «Станция Юных Техников г. Улан-Удэ» Улан-Удэнский авиационный завод Функции участников проекта Реализация совместных научно-технических проектов. Трудоустройство участников проекта. Улан-Удэнское приборостроительное объединение 17 Основные ежегодные мероприятия в рамках реализации проекта Высокое качество образовательного процесса в учреждении подтверждается результатами обучающихся СЮТ в творческих, спортивных и культурно-массовых мероприятиях различного уровня. № Название мероприятия Уровень 1. Первенство Республики Бурятия по моделям ракет в классах S3, S6 и S7, посвященные Дню космонавтики Региональный 2 Открытые соревнования города Улан-Удэ по авиамодельному спорту, посвященные Дню Победы в ВОВ Городские 3 Чемпионат Дальневосточного федерального округа по авиамодельному спорту Региональный 4 Первенство Республики Бурятия авиационным моделям на Кубок Исаева 5 Республиканские соревнования по авиамодельному Республиканский спорту в классах свободно-летающих авиамоделей F1-A, F1-B и F1-C и кордовых авиамоделей F2-A, F2-B, F2-D и F4-В 6 Открытые соревнования города Улан-Удэ по авиамодельному спорту среди в классе схематических моделей планеров и самолетов Городской 7 Открытые соревнования города Улан-Удэ по картингу Городской 3 Первенство Республики Бурятия летающим моделям среди учащихся 4 Открытые соревнования Республики Бурятия по зальным Республиканский метательным планерам среди школьников 6 Первенство Республики Бурятия по свободнолетающим Республиканский моделям 7 Открытые соревнования г. Улан-Удэ по картингу 18 по по кордовым Республиканский комнатным Республиканский Городской Мероприятия дорожной карты реализации Программы развития МБУ ДО «Станция юных техников г. Улан-Удэ» № 1 2 3 Мероприятия 1. Внесение изменений в локальные нормативноправовые акты учреждения по реализации программы: 1.1. Включение новых участников реализации программы. 1.2. Определение и подготовка педагогов дополнительного образования, участников реализации программы. 1.3. Утверждение состава рабочей группы по реализации программы. 1.4. Определение материально-технического обеспечения реализации программы. Определение организацийпартнеров (оценка их материально-технического, инфраструктурного и кадрового потенциала) 7.1. Разработка и утверждение совместных программ дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями МБДОУ № 35 «Алые паруса», МБДОУ № 173 «Росинка» и МБДОУ №27 «Сэсэг» 7.2. Разработка и утверждение совместных программ дополнительного образования «Инженер авиастроительного профиля» с МАОУ Лицеем № 27, МАОУ Гимназия №33 , МАОУ ФМШ №56 и МАОУ СОШ №17 для 5,6,7,8 и 9 классов. 7.3. Разработка и утверждение программ дополнительного образования Планируемый результат Решение организационных вопросов создания научнотехнической, педагогической, технологической, имущественной и материальнотехнической базы реализации программы в 20242027 учебных годах. Аналитическая записка Обеспечение реализации программы развития 19 Исполнители П.Г. Филатов - директор Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР С.Э. Иванова — зам. директора по АХЧ Н.К. Попова - методист А.А. Качин - ПДО П.Г. Филатов - директор Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР Н.К. Попова - методист П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, М.К. Воробьева — заведующая МБДОУ №35, Л.А. Асанова — директор Лицея 27, № Мероприятия Планируемый результат Исполнители Обеспечение реализации проекта АО «Улан-Удэнский авиационный завод» «Специализированные классы беспилотных авиационных систем» 4 Заключение Соглашения о сотрудничестве с предприятиями-участниками реализации программы. Мероприятия, планируемые в рамках реализации проекта: Организация и проведение Республиканских соревнований по кордовым П.Г. Филатов — директор кордовым пилотажным, СЮТ, скоростным моделям и Обеспечение Т. В. Белобородова – зам. моделям копиям, реализации проекта директора по УВР СЮТ, посвященным памяти героя А.Г. Купцов – ПДО социалистического труда С.И. Исаева, который возглавлял Улан-Удэнский авиационный завод, в должности директора завода в период с 1957 по 1975 года. 5 Проведение лекции на тему «Дальневосточная республика» в Национальной библиотеке РБ, в рамках 100летнего юбилея РБ П.Г. Филатов — директор СЮТ, Обеспечение Т. В. Белобородова – зам. реализации проекта директора по УВР СЮТ, В.О.Фендриков - ПДО Организация профориентационной экскурсии на кафедру Обеспечение самолето- и вертолетостроения реализации проекта ВСГУТУ для учащихся Лицея №27, МАОУ СОШ №37 и МАОУ Гимназия №33 Проектирование и изготовление бумажных моделей планеров. Организация и проведение соревнований по бумажным моделям планеров среди воспитанников МБДОУ № 35 «Алые паруса» Организация и проведение Обеспечение реализации проекта Обеспечение 20 П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, В.О.Фендриков - ПДО П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, О.С.Раднаев - ПДО П.Г. Филатов — директор № Мероприятия соревнований по запуску квадрокоптеров среди учащихся СЮТ Планируемый результат реализации проекта Исполнители СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.А.Качин - ПДО Проектирование и изготовление модели парусника. Организация и проведение соревнований среди воспитанников МБДОУ № 35 «Алые паруса» Обеспечение реализации проекта Организация и проведение мастер-класса «Изготовление модели самолета при помощи 3D ручки» для учащихся СЮТ П.Г. Филатов — директор СЮТ, Обеспечение Т. В. Белобородова – зам. реализации проекта директора по УВР СЮТ, В.В. Павлова - ПДО Организация и проведение викторины «Юный инженер» для воспитанников МБДОУ № 35 «Алые паруса», занимающихся техническим моделированием Создание мультфильма «Юный авиаконструктор» воспитанниками МАДОУ №173 «Росинка» Организация и проведение соревнований по комнатным метательным моделям планеров среди учащихся объединений СЮТ Организация и проведение соревнований по легоконструированию среди учащихся СЮТ и МАОУ СОШ №37 Организация и проведение соревнований по метанию инерционной ракеты среди учащихся СЮТ П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.В.Беломестнова - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.В.Беломестнова – ПДО О.С.Раднаев - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.Д.Коновалова – ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, С.В. Сергеев - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.Б.Бадмаев - ПДО В.В.Павлова - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.Д. Коновалова - ПДО 21 № Мероприятия Организация и проведение мастер-класса по изготовлению планера «Утка» среди учащихся ГБОУ «СКОШ №3» Организация и проведение Конкурса авторских моделей парусников среди воспитанников МБДОУ № 35 «Алые паруса» Организация и проведение викторины «В мире роботов» среди учащихся МАОУ «СОШ №7» Организация и проведение серии мастер-классов по изготовлению воздушных змеев в МАДОУ №173 «Росинка», МБДОУ №35 «Алые паруса», МБДОУ №27 «Сэсэг» Проектирование и изготовление метательных моделей планеров. Организация и проведение соревнований по метательным моделям планеров среди воспитанников МБДОУ № 35 «Алые паруса» Организация и проведение соревнований по робототехнике «Веселые алгоритмы» среди учащихся СЮТ и воспитанников МАОУ «СОШ №7» Организация и проведение соревнований «Дружный пилотаж» по метательным моделям планеров среди учащихся ГБОУ «СКОШ №3» Планируемый результат Исполнители Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, Е.М. Раднаева – ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.В. Беломестнова - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, Д.К. Азизова - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.Л. Унагаев - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, О.С. Раднаев - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, Д.К. Азизова - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, Е.М. Раднаева – ПДО 22 № Мероприятия Организация и проведение соревнований по комнатным метательным моделям планеров среди учащихся МАОУ СОШ №50 Организация и проведение соревнований по сборке квадрокоптеров среди учащихся СЮТ Создание мультфильма «Космос» воспитанниками МАДОУ №173 «Росинка» Организация и проведение Фестиваля технической мысли для учащихся МАОУ СОШ №37 Организация и проведение открытых городских соревнований по авиамодельному спорту в классе летающих схематических моделей планеров и самолетов. Организация и проведение городских соревнований по запуску моделей ракет среди учащихся СЮТ и воспитанников МБДОУ №35, МБДОУ №27. Организация и проведение соревнований по моделям ракет среди учащихся СЮТ и воспитанников МБДОУ №35, МБДОУ №27, МАДОУ №173 Организация и проведение соревнований по воздушным змеям среди учащихся СЮТ и воспитанников МБДОУ №35, Планируемый результат Исполнители Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.Н. Серафимов – ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.А. Качин - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.Д. Коновалова - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.Б. Бадмаев - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, А.Г. Купцов – ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, С.В. Сергеев – ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, С.В. Сергеев - ПДО Обеспечение реализации проекта П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, 23 № Мероприятия Планируемый результат МБДОУ №27, МАДОУ №173 Организация и проведение отчетной конференции по итогам 2023-2024 учебного года для воспитанников МБДОУ №35 6 7 8 9 11 12 Исполнители В.О.Фендриков - ПДО Обеспечение реализации проекта Прием обучающихся на обучение по соответствующим программам дополнительного образования: в том числе: - воспитанники ДОУ: - ученики СОШ, Гимназий и Лицея: - ученики инженерного класса: - специализированный класс беспилотных авиационных систем: 2075 452 1491 107 25 Охват детей детским техническим творчеством в административных районах города Улан-Удэ, всего: в том числе: Советский район: Железнодорожный район: Октябрьский район: Участие в рамках проекта в региональных и Всероссийских мероприятиях в сфере образования, технических видов спорта и популяризации инженерных профессий Организация, проведение и участие в рамках проекта в городских и республиканских мероприятий в сфере образования, технических видов спорта и популяризации инженерных профессий Подготовка педагогами научно-технических докладов на Федеральном уровне Подготовка педагогами научно-технических докладов 2075 485 1452 138 24 П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, О.С. Раднаев - ПДО П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора СЮТ по УВР, М.К. Воробьева — заведующая МБДОУ № 35, Л.А. Асанова — директор Лицея №27 П.Г. Филатов — директор, Т.В. Белобородова – зам. директора по УВР 3 П.Г. Филатов — директор, Т.В. Белобородова – зам. директора по УВР 15 П.Г. Филатов — директор, Т.В. Белобородова – зам. директора по УВР 2 П.Г. Филатов — директор, В.О.Фендриков - ПДО 3 П.Г. Филатов — директор, Т.В. Белобородова – зам. № Мероприятия Планируемый результат на республиканском уровне 13 14 15 18 директора по УВР Подготовка педагогами научно-технических докладов на городском уровне Подготовка видеофильмов по отдельным творческим объединениям и создание обобщающего видеоролика о деятельности Станции юных техников г.Улан-Удэ, популяризирующих научнотехническое творчество, инженерные профессии и технические виды спорта. Увеличение количества программ дополнительного образования, организация специализированных и инженерных классов Подготовка новых молодых специалистов - педагогов дополнительного образования технической направленности (человек) 19 Создание совместной с ДОУ №35 «Алые паруса» Телестудии «Азбука моделизма» 20 Приобретение воспитанниками учреждения знаний в проектировании и изготовлении авторских объектов детского технического творчества и навыков их самостоятельного изготовления по ступеням: - воспитанники ДОУ - учащиеся СОШ, Гимназий и Лицеев 1-5 классы - инженерные классы - специализированные классы всего человек: Исполнители 4 3 П.Г. Филатов — директор, Т.В. Белобородова – зам. директора по УВР П.Г. Филатов — директор СЮТ, Н.К.Попова – методист, А.А. Качин - ПДО 2 П.Г. Филатов — директор СЮТ Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ 2 П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ Расширение информационного пространства популяризации дошкольного детского творчества П.Г. Филатов — директор СЮТ, Н.В. Кленина — заведующая ДОУ № 35 452 1491 107 25 2075 25 П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, № 21 22 23 25 26 Мероприятия Планируемый результат Приобретение воспитанниками учреждения начальных знаний в области аэродинамики, конструкции самолетов и вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и авиационных систем. Приобретение навыков самостоятельно проектировать и изготавливать простейшие модели самолетов. Всего человек: Призовые места, занятые воспитанниками СЮТ в региональных, республиканских и городских конкурсах, фестивалях, соревнованиях - призовые места в количестве: Повышение квалификации, выступление с докладами по темам детского научнотехнического творчества педагогов дополнительного образования СЮТ в количестве (человек): 25 П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ, Л.А. Асанова — директор Лицея №27 40 П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ А.Г. Купцов - ПДО 7 Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ Аналитическая записка о ходе Анализ реализации программы реализации программы Подготовка Отчетов о итогах реализации программы в 2024 -2027 учебных годах. Доклад Представление Отчетов на Презентация конференциях педагогических работников. 26 Исполнители П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ П.Г. Филатов — директор СЮТ, Т. В. Белобородова – зам. директора по УВР СЮТ Анализ рисков реализации программы и пути их преодоления Риски проекта Пути преодоления 1. Возникновение дополнительных расходов на содержание и оснащение кабинетов, а также на заработную плату педагогам. Наиболее точное число планируемых денежных затрат, финансовая подушка безопасности привлечение спонсоров на взаимно-выгодных условиях. 2. Отсутствие достаточного Проведение массовых мероприятий с участием количества детей, желающих воспитанников и их родителей, рекламной участвовать в проекте. кампании, размещение информации в социальных сетях, привлечение партнеровучастников (например, детские сады и школы). 3. Недостаток квалифицированных педагогических кадров. Обучение педагогов, переподготовка и повышение квалификации, дальнейшее стимулирование их самообразовательной и инновационной деятельности. 4. Не желание предприятийучастников реализации проекта сотрудничать и участвовать в образовательных мероприятиях. Подготовка и проведение презентаций по образовательной программе. Предоставление анализа будущих результатов, выгодных прогнозов для участников программы. 5. Отсутствие интереса мотиваций обучающихся. 6. Отставание в реализации программы. и Привлечение обучающихся к совместному участию в семинарах по подготовке проектов, выпуски буклетов, информационных афиш, создание презентационных материалов, разработка и проведение ярких образовательнодосуговых мероприятий. Проведение массовых мероприятий с участием воспитанников и их родителей сроках Оптимальное распределение задач, полномочий и круга ответственности участников программы. 27