ПРОГРАММА РЕАЛИЗИЦИИ ПРОЕКТА
«ОТ ИГРУШКИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДО КОРАБЛЕЙ КОСМИЧЕСКИХ»
«Будущее принадлежит тем, кто приобретает больше навыков и сочетает
их самым креативным образом. Жизнь похожа на игру, чтобы переходить на
каждый следующий уровень, нужно искать полезные бонусы и расти над собой.
Каждый день Вам дается 24 часа – так используйте их наилучшим образом. Тот,
кто не развивается, никогда не угонится за быстро меняющимся миром»
Роберт Грин
Резюме проекта
Создание и функционирование объединений научно-технического творчества
является перспективным направлением в области развития промышленной отрасли
Российской Федерации, поскольку позволит обеспечить углубленное изучение
обучающихся по базовым естественно-научным дисциплинам и дополнительным
общеразвивающим программам, а также создать условия для профориентации
обучающихся с целью их последующего поступления в профильные инженерные
вузы и по завершении обучения трудоустройство в организации технического
профиля, в том числе организации оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
В рамках реализации комплекса мер по повышению интереса обучающихся
общеобразовательных организаций к проектно-конструкторской деятельности в
2020 году было принято решение о разработке и реализации проекта
дополнительного
образования
«От
игрушки
механической
до
кораблей
космических» на базе МБУ ДО «Станция юных техников г. Улан-Удэ», где
обучающиеся получают возможность развивать навыки научно-технического
творчества и инженерно-конструкторское мышление начиная с дошкольных
образовательных учреждений и вплоть до рабочего места на предприятии авиа- или
машиностроительной отрасли.
Проект дополнительного образования «От игрушки механической до
кораблей космических» – это стратегическая образовательная инициатива, целью
которой является организация эффективной предпрофессиональной подготовки
обучающихся за счет интеграции лучших практик общего и дополнительного
2
образования и погружения в передовые программы индустрии, что обеспечивает
высокое качество учебного процесса и формирование высокой мотивации
обучающихся, позволяющей им в дальнейшем реализовать себя в инженерной
деятельности в компаниях индустриальных партнёров.
В основе концепции проекта лежит модель инженерного образования, которое
реализуется на базе дополнительных программ в области конструирования
различных авиационных систем, цифровых и производственных технологий
(современные методы проектирования летательных аппаратов, программирование
и
пилотирование
беспилотных
летательных
аппаратов,
композиционные
материалы и др.), специализированных профильных и инженерных классов при
школах и лицеях, а также внеучебную деятельность - экскурсии, мастер-классы,
лекции и другие мероприятия от индустриальных партнёров. Функционирование
проекта дает возможность обучающимся развить дополнительные физикоматематические и инженерно-технические компетенции, обеспечит их опытом
проектной работы и пониманием перспективных задач авиационной отрасли, что
позволит достичь необходимого уровня подготовки для продолжения обучения в
ведущих профильных университетах и дальнейшей работы в индустрии.
Цели проекта:
- Профессиональная ориентация детей инженерным профессиям;
- Развитие навыков научно-технического творчества;
- Развитие логического и инженерно-конструкторского мышления начиная с
детского
сада
и
вплоть
до
рабочего
места
на
предприятиях
авиа-
и
машиностроительной отрасли Республики Бурятия.
Задачи проекта:
- сформировать у воспитанников инженерные навыки: работа на технологическом
оборудовании, применение IT-технологий и теоретических знаний, использование
инноваций;
- усовершенствовать учебно-методическую базу дошкольного и школьного
образования по программам дополнительного образования научно-технической
3
направленности, специализированным и инженерным классам авиастроительного
профиля, БПЛА и авиационных систем;
- повысить уровень квалификации педагогов с применением инноваций и
информационных технологий в образовании;
- создать условия эффективной предпрофессиональной подготовки учащихся
средних образовательных школ по специальностям авиастроительного профиля;
- создать условия для закрепления молодых специалистов в г. Улан-Удэ и в
Республике Бурятия.
Целевая аудитория: дети, подростки, молодые люди.
Возрастная характеристика: от 4 до 22 лет.
Сроки реализации проекта: данный проект долгосрочный, реализация
проекта рассчитана на 17-18 лет (с детского сада до начала рабочей деятельности).
Актуальность данного проекта обусловлена общественной потребностью в
творчески активных, физически крепких и технически грамотных молодых людях,
возрождении
воспитании
интереса
культуры
молодежи
к
инженерно-техническим
жизненного
и
профессионального
профессиям,
самоопределения,
заинтересованности родителей и детей в инженерно-технических профессиях.
Реализация проекта будет способствовать созданию условий для закрепления
молодых специалистов в г. Улан-Удэ и в Республике Бурятия.
Уровни образовательной подготовки
в рамках реализации проекта
Реализация образовательного проекта состоит из шести уровней:
Уровни
1. Начальное техническое
моделирование
2. Техническое
Направления объединений
- Начальное техническое моделирование
- Судомоделирование
- Конструирование
- IT-мультипликация
- Юные астронавты
- Школа моделизма «Солнечный лучик»
- Начальное техническое моделирование
- Азбука моделизма
- Авиамоделирование. Кордовые модели
4
проектирование и
конструирование
3. Научно-техническое
творчество
4. Инженерные и
специализированные
классы и БАС
5. Учреждения высшего и
среднего
профессионального
образования
6. Рабочее место
инженера, ученого,
летчика, космонавта
- Свободнолетающие авиамодели
- Ракетомоделирование
- Робототехника
- Программирование
- IT-мультипликация
- Конструирование
- Радиоконструирование
- Легоконструирование
- Картингист-автомеханик
- Студия декоративно-прикладного творчества
- БПЛА
- Авиационные системы
- Робототехника
- Программирование
- RC-авиамоделирование
- Экспериментальные модели
- Инженерный класс «Юный авиаконструктор»
- Инженерный класс авиастроительного профиля
- Специализированные классы БПЛА
Реализация программ профессионального
образования
Реализация профессиональных компетенций
1 уровень – Начальное техническое моделирование
Возраст воспитанников 4-6 лет
Участники проекта
МБУ ДО «Станция
Юных Техников г.
Улан-Удэ»
Функции участников проекта
1. Подготовка педагогов дополнительного
образования;
2. Разработка общеобразовательных программ
начального технического образования и
обеспечение их реализации;
3. Методическое сопровождение
образовательного процесса;
4. Взаимодействие с родителями;
5. Организация внеучебной деятельности –
конкурсов, экскурсий, мастер-классов,
спортивных и иных мероприятий.
5
МБДОУ №35 «Алые
паруса» г. Улан-Удэ
МБДОУ №27 «Сэсэг»
МАДОУ №173 «Росинка»
МАДОУ №111
«Дашенька»
1. Предоставление кабинетов для начального
технического творчества;
2. Материально-техническое обеспечение
реализации образовательной программы;
3. Участие в разработке образовательной
программы;
4. Организация и проведение различных
конкурсов и мероприятий.
Данный уровень образовательной программы продолжается 2 года и
рассчитан на дошкольный возраст обучающихся с 4 до 6 лет. На этом этапе самые
маленькие участники проекта узнают о Солнечной системе и ее месте в Галактике,
о планетах и спутниках, космических кораблях и космонавтах, а также о том, какие
задачи стоят перед человечеством в освоении космического пространства. В
кабинетах для начального технического творчества воспитанники познакомятся с
научными открытиями прошлого и настоящего, узнают о технологиях будущего и
их влиянием на жизнь современного человека.
На данном этапе в указанных детских садах проводится выявление у детей
способностей и желаний в будущей профессии и их сравнение с ожиданиями
родителей. В ходе этой работы формируются группы из 15-20 заинтересованных
детей.
Во время реализации этого
этапа проекта дети в познавательноигровой форме развивают мелкую
моторику,
изучают
окружающий
мир, учатся ставить себе цели и
обеспечивать ее достижение, учатся
правильно ставить вопросы и искать
на них ответы, логически мыслить.
Ребенок
поддержке
самостоятельно,
педагога,
при
занимается
проектированием,
моделированием
и
изготовлением простейших технических моделей (кораблей, самолетов, ракет и
проч.) и принимает участие в первых в своей жизни соревнованиях.
6
Главная цель работы с детьми на первом этапе – научить мыслить,
фантазировать и
способностей
воплощать в жизнь
ребенка
проходит
в
задуманное. Раскрытие
обстановке
творческих
доброжелательности
и
взаимопонимания.
Обучающие за два года освоения первого уровня научатся самостоятельно
создавать эскиз, изготавливать и оформлять поделки, декорировать изделия,
получат базовые знания об окружающем мире, общее представление о технических
профессиях, их социальном значении, истории возникновения и развития.
2 уровень – Техническое проектирование и конструирование.
Возраст воспитанников 7-10 лет
Участники проекта
Функции участников проекта
МБУ ДО «Станция
Юных Техников г.
Улан-Удэ»
1. Подготовка педагогов дополнительного
образования;
2. Разработка общеобразовательных программ
начального технического образования и
обеспечение их реализации;
3. Методическое сопровождение образовательного
процесса;
4. Взаимодействие с родителями;
5. Организация внеучебной деятельности –
конкурсов, экскурсий, мастер-классов,
спортивных и иных мероприятий.
МАОУ «Гимназия №14»
1. Предоставление кабинетов для технического
творчества;
2. Участие в материально-техническом
обеспечении реализации образовательной
программы;
3. Участие в разработке образовательной
программы;
4. Организация и проведение различных конкурсов
и мероприятий.
МАОУ «СОШ №36»
ГБОУ «СКОШ №3»
Региональное отделение
ДОСААФ России
Республики Бурятия
1. Организация и проведение соревнований,
оздоровительных и иных мероприятий.
Региональное отделение
«Федерация
авиамодельного спорта
7
России» по Республике
Бурятия
Второй этап реализации проекта рассчитан на детей начальной школы 1-4
классов в возрасте 7-10 лет. На этом этапе воспитанники осваивают начальные
навыки моделирования и конструирования, программирования и робототехники,
учатся разрабатывать простейшие модели, выполнять чертежи и самостоятельно
изготавливать модели самолетов, планеров, ракет, кораблей и т.д. Главной задачей
является выявление желаний и способностей воспитанника развиваться в
определенной технической сфере и сохранить это стремление, предоставляя
возможности для его саморазвития.
В
объединениях
мультипликация»,
«IT-
«Конструирование»,
«Радиоконструирование», «Робототехника»,
«Программирование»,
(Начальное
«Школа
техническое
мастеров»
моделирование),
«RC-судомоделирование»,
«Авиамоделирование»
дети
осваивают
первую ступень на пути к инженерным
специальностям.
Занимаясь
в
объединениях,
воспитанники
знакомятся
с
основами
аэродинамики, учатся изобретать, конструировать и запускать простейшие модели
самолетов, ракет, кораблей, осваивают управление радиоуправляемыми моделями,
знакомятся с профессиями авиаконструктора, радиоконструктора, инженера,
авиационного техника, программиста, мультипликатора, летчика, космонавта. У
детей развивается пространственное и логическое мышление, воображение и
креативный подход. Воспитанники авиамоделисты и ракетомоделисты участвуют в
городских соревнованиях по авиамодельному спорту.
Особенность начального технического моделирования в том, что оно
удовлетворяет интересы и потребности детей младшего школьного возраста в
самостоятельном изготовлении моделей детского технического творчества из
подручных строительных материалов.
8
К концу прохождения
программ второго уровня
ребенок будет уметь читать
и
составлять
простейшие
чертежи,
пользоваться
инструментами
труда,
знать
ручного
названия
основных
частей
изготовляемых макетов и
моделей, выполнять разметку несложных деталей на доступных материалах, может
самостоятельно построить несложный макет по шаблону, а также будет
ознакомлен
с
основными
правилами
техники
безопасности.
Решение
конструкторских и технологических задач заложит в ребенке развитие основ
творческой
деятельности,
пространственного
воображения,
эстетических
представлений, формирования внутреннего плана действий.
Программы по робототехнике и программированию предусматривает
освоение азов программирования и начального технического моделирования. Дети
научаться создавать модели, используя пошаговое выполнение инструкций или
подробных схем, в результате чего появляется готовая модель.
3 уровень – Научно-техническое творчество.
Возраст воспитанников 11-13 лет
Участники проекта
Функции участников проекта
МБУ ДО «Станция
Юных Техников г.
Улан-Удэ»
1. Подготовка педагогов дополнительного
образования;
2. Разработка общеобразовательных программ
начального технического образования и
обеспечение их реализации;
3. Методическое сопровождение
образовательного процесса;
4. Взаимодействие с родителями;
5. Организация внеучебной деятельности –
конкурсов, экскурсий, мастер-классов,
спортивных и иных мероприятий.
МАОУ «Гимназия №14»
1. Предоставление кабинетов для технического
9
МАОУ «СОШ №36»
МАОУ «Лицей №27»
МАОУ «Гимназия №33»
МАОУ «СОШ №37»
творчества;
2. Участие в материально-техническом
обеспечении реализации образовательной
программы;
3. Участие в разработке образовательной
программы;
4. Организация и проведение различных
конкурсов и мероприятий.
МАОУ «СОШ №55»
Региональное отделение
ДОСААФ России
Республики Бурятия
1. Организация и проведение соревнований,
оздоровительных и иных мероприятий.
Региональное отделение
«Федерация
авиамодельного спорта
России» по Республике
Бурятия
ВСГУТУ, кафедра
«Самолето- и
вертолетостроения»
Улан-Удэнский
авиационный завод
1. Участие в реализации программ научнотехнического творчества.
2. Проведение экскурсии в учебных заведениях и
на предсприятиях-партнерах.
3. Проведение
профоориентационных
мероприятий.
Улан-Удэнский
авиационный техникум
Улан-Удэнское
приборостроительное
объединение
Третий этап расчитан на детей и подростков в возрасте 10-13 лет. В это время
происходит уже осознанное становление личности и попытки определиться с
будущей профессиональной сферой. Поэтому так важно дать детям как можно
больше возможностей для раскрытия личности. На этом этапе воспитанники
объединений узнают о научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работах по созданию изделия (НИ и ОКР), об инновациях, о существующих и
перспективных технологиях, о конструктивных материалах и их физикоматематических
свойствах.
Обучающиеся
10
приобретают
умения
выполнять
простейшие расчеты по аэродинамике, по прочности материалов, по компановке
деталей, научатся разрабатывать эскизы деталей, аналоговые и цифровые чертежи
ОДТТ.
На этом этапе участники
проекта
уже
опытными
становятся
пользователями
компьютерных
занимаются
программ,
самостоятельным
изготовлением и испытаниями
технических
моделей,
разрабатывают
цифровые
программы для настройки и
запуска моделей. Воспитанники
принимают участие в соревнованиях, конкурсах и иных мероприятиях городского
и федерального уровней.
На третьем уровне реализации проекта, участником образовательной
программы
становятся
Улан-Удэнский
авиазавод
и
Приборостроительное
объединение (далее - партнеры по реализации проекта). В рамках реализации
образовательных программ воспитанники разрабатывают чертежи деталей (в том
числе, оцифрованные) ОДТТ и передают партнерам по реализации проекта,
которые, в свою очередь, по этим чертежам на станках с числовым программным
управлением и на другом технологическом оборудовании изготавливают детали
для ОДТТ. Основываясь на приобретенных раннее знаниях и навыках, учащиеся
смогут выбрать направления, по которым продолжат учебу в дальнейшем. Также
на данном уровне предусмотрено создание Детско-юношеского конструкторского
бюро на базе МБУ ДО «Станция юных техников г. Улан-Удэ».
По результатам программы, обучающиеся узнают о конструкционных
материалах, в том числе - композиционных, их технические характеристики и
применение в конструкции. Обучающие уже умеют читать и разрабатывать
чертежи
сложных
моделей,
умеют
работать,
применяя
информационные
технологии и самостоятельно программировать модели. Также, воспитанники
11
приобретают навыки самостоятельно работать на технологическом оборудовании.
Умеют ставить перед собой цель и обеспечивать ее достижение.
На третьем уровне реализации проекта предусмотрено 20 программ
дополнительного образования по направлениям компьютерная графика и дизайн,
программирование,
авиамоделирование,
аэромоделирование,
ракетомоделирование, робототехника, конструирование, радиоконструирование,
судомоделирование.
По
завершении
третьего
этапа
у
обучающихся
должно
сложиться
представление о дальнейшем обучении и выборе направления технической
специальности.
4 уровень – Инженерные и специализированные классы
Возраст воспитанников 14-17 лет
Участники проекта
Функции участников проекта
МБУ ДО «Станция
Юных Техников г.
Улан-Удэ»
1. Подготовка педагогов дополнительного
образования;
2. Разработка общеобразовательных программ
начального технического образования и
обеспечение их реализации;
3. Методическое сопровождение
образовательного процесса;
4. Взаимодействие с родителями;
5. Организация внеучебной деятельности –
конкурсов, экскурсий, мастер-классов,
спортивных и иных мероприятий.
МАОУ «Лицей №27»
1. Предоставление кабинетов для инженерных
классов;
2. Участие в материально-техническом
обеспечении реализации образовательной
программы;
3. Участие в разработке образовательной
программы;
4. Организация и проведение различных
конкурсов и мероприятий.
МАОУ «Гимназия №33»
МАОУ «СОШ №7»
Региональное отделение
ДОСААФ России
Республики Бурятия
1. Организация и проведение соревнований,
оздоровительных и иных мероприятий.
Региональное отделение
«Федерация
12
авиамодельного спорта
России» по Республике
Бурятия
ВСГУТУ, кафедра
«Самолето- и
вертолетостроения»
1.Участие
в реализации программ научнотехнического творчества;
2. Проведение экскурсии на кафедру;
3. Проведение
профоориентационных
мероприятий.
Улан-Удэнский
авиационный завод
Улан-Удэнский
авиационный техникум
Улан-Удэнское
приборостроительное
объединение
Бурятский
республиканский
индустриальный
техникум
Создание специализированных
классов
БПЛА
и
инженерных
классов
авиастроительного профиля – это стратегическая образовательная инициатива,
целью
которой
является
предпрофессиональная
подготовка
учащихся,
позволяющая им в дальнейшем реализовать себя в инженерной деятельности в
компании индустриальных партнеров.
В
основе
концепции
инженерных
классов
авиастроительного
лежит
модель
профиля
инженерного
образования,
которая
реализуется
на
базе
специализированных
профильных
классов
основные
дополнительные
программы
и
в
через
области
13
конструирования различных авиационных систем, цифровых и производственных
технологий.
На занятиях обучающиеся
знакомятся
с
методами
современными
проектирования
летательных
аппаратов,
авиамоделированием,
3D-
моделированием,
программированием
пилотированием
беспилотных
летательных
свойствами
и
аппаратов,
композитных
материалов и т.д., а также, во время внеурочной деятельности ребята будут
принимать активное участие в лекциях, мастер-классах, экскурсиях и других
мероприятиях от индустриальных партнеров проекта.
Занимаясь в инженерных классах авиастроительного профиля, обучающиеся
знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов,
приобретая очень полезные в жизни практические умения и навыки, такие как
использование
контрольно-измерительных
приборов,
инструментов,
приспособлений, станочного оборудования ; техническое проектирование и
моделирование; навыки радиоуправления моделями; использование теоретических
умений в практической деятельности и т.д.
5 уровень – Учреждения высшего и среднего
профессионального образования
Возраст воспитанников 16-21 год
Участники проекта
МБУ ДО «Станция
Юных Техников г.
Улан-Удэ»
Функции участников проекта
1. Реализация совместных научно-технических
проектов.
2. Организация внеучебной деятельности –
конкурсов, экскурсий, мастер-классов,
спортивных и иных мероприятий.
Региональное отделение
ДОСААФ России
14
Республики Бурятия
1. Организация и проведение соревнований,
оздоровительных и иных мероприятий.
Региональное отделение
«Федерация
авиамодельного спорта
России» по Республике
Бурятия
ВСГУТУ, кафедра
«Самолето- и
вертолетостроения»
Улан-Удэнский
авиационный техникум
Бурятский
республиканский
индустриальный
техникум
Улан-Удэнский
авиационный завод
Улан-Удэнское
приборостроительное
объединение
1. Реализация совместных научно-технических
проектов.
2. Участие в разработке образовательных программ
и проектной деятельности МБУ ДО СЮТ.
1. Обеспечение прохождения производственной
практики участниками проекта.
2. Трудоустройство участников проекта.
Пятый образовательный уровень рассчитан на молодых людей в возрасте от
16 до 21 года. Если обучающийся в свои шестнадцать лет уже определился со
своей будущей профессией, то он поступает в колледж или техникум, если не
определился или ставит целью поступить в ВУЗ на базе 11 классов, то выбирает 10
- 11 классы. И в первом и во втором случае учащийся остается нашим
воспитанником и продолжает укреплять ранее полученные знания и навыки, а
также учиться новому дальше.
В числе учебных заведений выходят на первый план учебные учреждения
среднего и высшего профессионального образования Улан-Удэнский авиационный
техникум и Бурятский республиканский индустриальный техникумы, где молодые
люди получат и полное среднее образование, и профессию. Кроме того, продолжая
заниматься у нас, обучающиеся принимает участие в реализации совместных
проектов и программ научно-технической направленности, во всероссийских
конкурсах и выставках со сложными спроектированными моделями.
15
После окончания техникума кто-то из выпускников выберет поступление в
ВУЗ, кто-то примет решение приступить к рабочей деятельности. И это будет
осознанное решение, которое станет возможным благодаря успешному обучению
по
программам
проекта.
В
ВУЗе
наши
воспитанники
-
студенты
на
профессиональном уровне осваивают навыки проектирования, компьютерной
графики,
изучают
языки
программирования,
изучают
навыки
работы
с
инструментами, материалами, станками. И опять и в первом и во втором случае
молодой человек остается нашим воспитанником. Будучи студентом, продолжает
посещать наши творческие объединения, общаться с педагогами и учащимися,
создавать совместные модели, проекты, учиться и делиться знаниями.
На этом уровне реализации проекта важным должен стать момент
резервирования рабочих мест на предприятиях и в учреждениях республики для
наших воспитанников - студентов колледжей и ВУЗов. Окончив ВУЗ, «наш
16
маленький воспитанник» - вчерашний детсадовец, школьник, студент, становится
специалистом и выходит на работу, где его ждут. Если молодой человек знает, что
он уже в будущем обеспечен работой, то это станет для него дополнительным
стимулом для хорошей учебы, построением планов в профессиональной карьере и
в целом расстановкой жизненных приоритетов.
К ожидаемым результатам в конце четвертого уровня мы относим
следующие навыки, которые развиваются у обучающегося в дополнение к ранее
приобретенным
на
трех
предыдущих
уровнях:
умение
самостоятельно
конструировать и программировать модели, знать углубленные технические
требования, умение самостоятельно работать с технической и специальной
литературой, планировать свою работу, принимать
самостоятельные решения,
практический опыт проведения соревнований, знание требований в соответствии с
правилами проведения соревнований. Участник четвертого уровня обучения может
учить конструировать и программировать воспитанников первого, второго и
третьего уровней.
6 уровень – Рабочее место
Возраст участников от 22 лет
Участники проекта
МБУ ДО «Станция
Юных Техников г.
Улан-Удэ»
Улан-Удэнский
авиационный завод
Функции участников проекта
Реализация совместных научно-технических
проектов.
Трудоустройство участников проекта.
Улан-Удэнское
приборостроительное
объединение
17
Основные ежегодные мероприятия в рамках реализации проекта
Высокое качество образовательного процесса в учреждении подтверждается
результатами обучающихся СЮТ в творческих, спортивных и культурно-массовых
мероприятиях различного уровня.
№
Название мероприятия
Уровень
1.
Первенство Республики Бурятия по моделям ракет в
классах S3, S6 и S7, посвященные Дню космонавтики
Региональный
2
Открытые
соревнования
города
Улан-Удэ
по
авиамодельному спорту, посвященные Дню Победы в
ВОВ
Городские
3
Чемпионат Дальневосточного федерального округа по
авиамодельному спорту
Региональный
4
Первенство
Республики
Бурятия
авиационным моделям на Кубок Исаева
5
Республиканские соревнования по авиамодельному Республиканский
спорту в классах свободно-летающих авиамоделей F1-A,
F1-B и F1-C и кордовых авиамоделей F2-A, F2-B, F2-D и
F4-В
6
Открытые
соревнования
города
Улан-Удэ
по
авиамодельному спорту среди в классе схематических
моделей планеров и самолетов
Городской
7
Открытые соревнования города Улан-Удэ по картингу
Городской
3
Первенство Республики Бурятия
летающим моделям среди учащихся
4
Открытые соревнования Республики Бурятия по зальным Республиканский
метательным планерам среди школьников
6
Первенство Республики Бурятия по свободнолетающим Республиканский
моделям
7
Открытые соревнования г. Улан-Удэ по картингу
18
по
по
кордовым Республиканский
комнатным Республиканский
Городской
Мероприятия дорожной карты реализации
Программы развития МБУ ДО «Станция юных техников г. Улан-Удэ»
№
1
2
3
Мероприятия
1. Внесение изменений в
локальные нормативноправовые акты учреждения по
реализации программы:
1.1. Включение новых
участников реализации
программы.
1.2. Определение и подготовка
педагогов дополнительного
образования, участников
реализации программы.
1.3. Утверждение состава
рабочей группы по реализации
программы.
1.4. Определение
материально-технического
обеспечения реализации
программы.
Определение организацийпартнеров (оценка их
материально-технического,
инфраструктурного и
кадрового потенциала)
7.1. Разработка и утверждение
совместных программ
дополнительного образования
с дошкольными
образовательными
учреждениями МБДОУ № 35
«Алые паруса», МБДОУ №
173 «Росинка» и МБДОУ №27
«Сэсэг»
7.2. Разработка и утверждение
совместных программ
дополнительного образования
«Инженер авиастроительного
профиля» с МАОУ Лицеем №
27, МАОУ Гимназия №33 ,
МАОУ ФМШ №56 и МАОУ
СОШ №17 для 5,6,7,8 и 9
классов.
7.3. Разработка и утверждение
программ дополнительного
образования
Планируемый
результат
Решение
организационных
вопросов создания
научнотехнической,
педагогической,
технологической,
имущественной и
материальнотехнической базы
реализации
программы в 20242027 учебных
годах.
Аналитическая
записка
Обеспечение
реализации
программы
развития
19
Исполнители
П.Г. Филатов - директор
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР
С.Э. Иванова — зам.
директора по АХЧ
Н.К. Попова - методист
А.А. Качин - ПДО
П.Г. Филатов - директор
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР
Н.К. Попова - методист
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
М.К. Воробьева —
заведующая МБДОУ №35,
Л.А. Асанова — директор
Лицея 27,
№
Мероприятия
Планируемый
результат
Исполнители
Обеспечение
реализации проекта
АО «Улан-Удэнский
авиационный завод»
«Специализированные классы
беспилотных авиационных
систем»
4
Заключение Соглашения о
сотрудничестве с
предприятиями-участниками
реализации программы.
Мероприятия, планируемые в
рамках реализации проекта:
Организация и проведение
Республиканских
соревнований по кордовым
П.Г. Филатов — директор
кордовым
пилотажным,
СЮТ,
скоростным
моделям
и
Обеспечение
Т. В. Белобородова – зам.
моделям
копиям, реализации проекта
директора по УВР СЮТ,
посвященным памяти героя
А.Г. Купцов – ПДО
социалистического труда С.И.
Исаева, который возглавлял
Улан-Удэнский авиационный
завод, в должности директора
завода в период с 1957 по 1975
года.
5
Проведение лекции на тему
«Дальневосточная
республика» в Национальной
библиотеке РБ, в рамках 100летнего юбилея РБ
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Обеспечение
Т. В. Белобородова – зам.
реализации проекта
директора по УВР СЮТ,
В.О.Фендриков - ПДО
Организация
профориентационной
экскурсии на кафедру
Обеспечение
самолето- и вертолетостроения
реализации проекта
ВСГУТУ для учащихся Лицея
№27, МАОУ СОШ №37 и
МАОУ Гимназия №33
Проектирование и
изготовление бумажных
моделей планеров.
Организация и проведение
соревнований по бумажным
моделям планеров среди
воспитанников МБДОУ № 35
«Алые паруса»
Организация и проведение
Обеспечение
реализации проекта
Обеспечение
20
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
В.О.Фендриков - ПДО
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
О.С.Раднаев - ПДО
П.Г. Филатов — директор
№
Мероприятия
соревнований по запуску
квадрокоптеров среди
учащихся СЮТ
Планируемый
результат
реализации проекта
Исполнители
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.А.Качин - ПДО
Проектирование и
изготовление модели
парусника. Организация и
проведение соревнований
среди воспитанников МБДОУ
№ 35 «Алые паруса»
Обеспечение
реализации проекта
Организация и проведение
мастер-класса «Изготовление
модели самолета при помощи
3D ручки» для учащихся СЮТ
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Обеспечение
Т. В. Белобородова – зам.
реализации проекта
директора по УВР СЮТ,
В.В. Павлова - ПДО
Организация и проведение
викторины «Юный инженер»
для воспитанников МБДОУ №
35 «Алые паруса»,
занимающихся техническим
моделированием
Создание мультфильма
«Юный авиаконструктор»
воспитанниками МАДОУ
№173 «Росинка»
Организация и проведение
соревнований по комнатным
метательным моделям
планеров среди учащихся
объединений СЮТ
Организация и проведение
соревнований по
легоконструированию среди
учащихся СЮТ и МАОУ
СОШ №37
Организация и проведение
соревнований по метанию
инерционной ракеты среди
учащихся СЮТ
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.В.Беломестнова - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.В.Беломестнова – ПДО
О.С.Раднаев - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.Д.Коновалова – ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
С.В. Сергеев - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.Б.Бадмаев - ПДО
В.В.Павлова - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.Д. Коновалова - ПДО
21
№
Мероприятия
Организация и проведение
мастер-класса по
изготовлению планера «Утка»
среди учащихся ГБОУ
«СКОШ №3»
Организация и проведение
Конкурса авторских моделей
парусников среди
воспитанников МБДОУ № 35
«Алые паруса»
Организация и проведение
викторины «В мире роботов»
среди учащихся МАОУ «СОШ
№7»
Организация и проведение
серии мастер-классов по
изготовлению воздушных
змеев в МАДОУ №173
«Росинка», МБДОУ №35
«Алые паруса», МБДОУ №27
«Сэсэг»
Проектирование и
изготовление метательных
моделей планеров.
Организация и проведение
соревнований по метательным
моделям планеров среди
воспитанников МБДОУ № 35
«Алые паруса»
Организация и проведение
соревнований по
робототехнике «Веселые
алгоритмы» среди учащихся
СЮТ и воспитанников МАОУ
«СОШ №7»
Организация и проведение
соревнований «Дружный
пилотаж» по метательным
моделям планеров среди
учащихся ГБОУ «СКОШ №3»
Планируемый
результат
Исполнители
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
Е.М. Раднаева – ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.В. Беломестнова - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
Д.К. Азизова - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.Л. Унагаев - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
О.С. Раднаев - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
Д.К. Азизова - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
Е.М. Раднаева – ПДО
22
№
Мероприятия
Организация и проведение
соревнований по комнатным
метательным моделям
планеров среди учащихся
МАОУ СОШ №50
Организация и проведение
соревнований по сборке
квадрокоптеров среди
учащихся СЮТ
Создание мультфильма
«Космос» воспитанниками
МАДОУ №173 «Росинка»
Организация и проведение
Фестиваля технической мысли
для учащихся МАОУ СОШ
№37
Организация и проведение
открытых городских
соревнований по
авиамодельному спорту в
классе летающих
схематических моделей
планеров и самолетов.
Организация и проведение
городских соревнований по
запуску моделей ракет среди
учащихся СЮТ и
воспитанников МБДОУ №35,
МБДОУ №27.
Организация и проведение
соревнований по моделям
ракет среди учащихся СЮТ и
воспитанников МБДОУ №35,
МБДОУ №27, МАДОУ №173
Организация и проведение
соревнований по воздушным
змеям среди учащихся СЮТ и
воспитанников МБДОУ №35,
Планируемый
результат
Исполнители
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.Н. Серафимов – ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.А. Качин - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.Д. Коновалова - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.Б. Бадмаев - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
А.Г. Купцов – ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
С.В. Сергеев – ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
С.В. Сергеев - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
23
№
Мероприятия
Планируемый
результат
МБДОУ №27, МАДОУ №173
Организация и проведение
отчетной конференции по
итогам 2023-2024 учебного
года для воспитанников
МБДОУ №35
6
7
8
9
11
12
Исполнители
В.О.Фендриков - ПДО
Обеспечение
реализации проекта
Прием обучающихся на
обучение по соответствующим
программам дополнительного
образования:
в том числе:
- воспитанники ДОУ:
- ученики СОШ, Гимназий и
Лицея:
- ученики инженерного класса:
- специализированный класс
беспилотных авиационных
систем:
2075
452
1491
107
25
Охват детей детским
техническим творчеством в
административных районах
города Улан-Удэ, всего:
в том числе:
Советский район:
Железнодорожный
район:
Октябрьский район:
Участие в рамках проекта в
региональных и
Всероссийских мероприятиях
в сфере образования,
технических видов спорта и
популяризации инженерных
профессий
Организация, проведение и
участие в рамках проекта в
городских и республиканских
мероприятий в сфере
образования, технических
видов спорта и популяризации
инженерных профессий
Подготовка педагогами
научно-технических докладов
на Федеральном уровне
Подготовка педагогами
научно-технических докладов
2075
485
1452
138
24
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
О.С. Раднаев - ПДО
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора СЮТ по УВР,
М.К. Воробьева —
заведующая
МБДОУ № 35,
Л.А. Асанова — директор
Лицея №27
П.Г. Филатов — директор,
Т.В. Белобородова – зам.
директора по УВР
3
П.Г. Филатов — директор,
Т.В. Белобородова – зам.
директора по УВР
15
П.Г. Филатов — директор,
Т.В. Белобородова – зам.
директора по УВР
2
П.Г. Филатов — директор,
В.О.Фендриков - ПДО
3
П.Г. Филатов — директор,
Т.В. Белобородова – зам.
№
Мероприятия
Планируемый
результат
на республиканском уровне
13
14
15
18
директора по УВР
Подготовка педагогами
научно-технических докладов
на городском уровне
Подготовка видеофильмов по
отдельным творческим
объединениям и создание
обобщающего видеоролика о
деятельности Станции юных
техников г.Улан-Удэ,
популяризирующих научнотехническое творчество,
инженерные профессии и
технические виды спорта.
Увеличение количества
программ дополнительного
образования, организация
специализированных и
инженерных классов
Подготовка новых молодых
специалистов - педагогов
дополнительного образования
технической направленности
(человек)
19
Создание совместной с ДОУ
№35 «Алые паруса»
Телестудии «Азбука
моделизма»
20
Приобретение
воспитанниками учреждения
знаний в проектировании и
изготовлении авторских
объектов детского
технического творчества и
навыков их самостоятельного
изготовления по ступеням:
- воспитанники ДОУ
- учащиеся СОШ, Гимназий и
Лицеев
1-5 классы
- инженерные классы
- специализированные классы
всего человек:
Исполнители
4
3
П.Г. Филатов — директор,
Т.В. Белобородова – зам.
директора по УВР
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Н.К.Попова – методист,
А.А. Качин - ПДО
2
П.Г. Филатов — директор
СЮТ
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ
2
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ
Расширение
информационного
пространства
популяризации
дошкольного
детского
творчества
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Н.В. Кленина — заведующая
ДОУ № 35
452
1491
107
25
2075
25
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
№
21
22
23
25
26
Мероприятия
Планируемый
результат
Приобретение
воспитанниками учреждения
начальных знаний в области
аэродинамики, конструкции
самолетов и вертолетов,
беспилотных летательных
аппаратов и авиационных
систем. Приобретение
навыков самостоятельно
проектировать и изготавливать
простейшие модели
самолетов.
Всего человек:
Призовые места, занятые
воспитанниками СЮТ в
региональных,
республиканских и городских
конкурсах, фестивалях,
соревнованиях - призовые
места в количестве:
Повышение квалификации,
выступление с докладами по
темам детского научнотехнического творчества
педагогов дополнительного
образования СЮТ в
количестве (человек):
25
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ,
Л.А. Асанова — директор
Лицея №27
40
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ
А.Г. Купцов - ПДО
7
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ
Аналитическая
записка о ходе
Анализ реализации программы
реализации
программы
Подготовка Отчетов о итогах
реализации программы в 2024
-2027 учебных годах.
Доклад
Представление Отчетов на
Презентация
конференциях педагогических
работников.
26
Исполнители
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ
П.Г. Филатов — директор
СЮТ,
Т. В. Белобородова – зам.
директора по УВР СЮТ
Анализ рисков реализации программы и пути их преодоления
Риски проекта
Пути преодоления
1.
Возникновение
дополнительных
расходов
на
содержание
и
оснащение
кабинетов, а также на заработную
плату педагогам.
Наиболее точное число планируемых денежных
затрат, финансовая подушка безопасности привлечение спонсоров на взаимно-выгодных
условиях.
2.
Отсутствие
достаточного Проведение массовых мероприятий с участием
количества
детей,
желающих воспитанников и их родителей, рекламной
участвовать в проекте.
кампании,
размещение
информации
в
социальных сетях, привлечение партнеровучастников (например, детские сады и школы).
3.
Недостаток
квалифицированных
педагогических кадров.
Обучение
педагогов,
переподготовка
и
повышение
квалификации,
дальнейшее
стимулирование их самообразовательной и
инновационной деятельности.
4.
Не желание предприятийучастников реализации проекта
сотрудничать и участвовать в
образовательных мероприятиях.
Подготовка и проведение презентаций по
образовательной программе. Предоставление
анализа будущих результатов, выгодных
прогнозов для участников программы.
5.
Отсутствие
интереса
мотиваций обучающихся.
6.
Отставание
в
реализации программы.
и Привлечение обучающихся к совместному
участию в семинарах по подготовке проектов,
выпуски буклетов, информационных афиш,
создание
презентационных
материалов,
разработка и проведение ярких образовательнодосуговых мероприятий. Проведение массовых
мероприятий с участием воспитанников и их
родителей
сроках Оптимальное распределение задач, полномочий
и
круга
ответственности
участников
программы.
27